развитие фонематических функций у старших дошкольников
материал по развитию речи по теме

Шадрина Елена Александровна

 

Характеристика фонематической системы и фонематических функций. Различные игры и упражнения для развития фонематических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_vospitateley.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематических функций у старших дошкольников

Речь – система, состоящая из нескольких компонентов:

- фонетический (звукопроизношение)

- фонематический

- лексический

- грамматический

- связная речь

Характеристика фонематической системы и фонематических функций

В каждом языке употребляется множество различных звуков, однако все это многообразие звучания подчинено своей системе.

В каждом отдельном произношении того или иного звука речи имеются индивидуальные качества, определяющиеся конкретными условиями. С одной стороны к ним относится высота, тембр, интонация и другие качества, зависящие от свойств голоса; с другой стороны различные сочетания данного звука с другими (ба, бо, бу и т. д.) и, наконец разные положения звука (ударность, безударность, переход звонкого в глухой и т. д.). Таким образом, особенности голоса, влияние соседних звуков, различное место в слове, ударение оказывают влияние на характер звука, на множественность его произношения.

Звуки, составляющие словоразличительные признаки и взятые независимо от индивидуальных оттенков, носят название фонем.

 фонематическая система – это система фонем языка, в которой каждый элемент характеризуется определенными смыслоразличительными признаками.

В зависимости от участия голосовых складок звуки делятся на звонкие и глухие. По степени напряженности средней части спинки языка звуки делятся на твердые и мягкие. В зависимости от участия мягкого неба звуки подразделяют на ротовые и носовые. По способу образования звуки делятся на щелевые, смычные, смычно-проходные, дрожащие, аффрикаты. По месту образования звуки классифицируются на губные (губно-губные, губно-зубные) и язычные (переднеязычные, заднеязычные, среднеязычные).

Если фонемы отличаются одна от другой несколькими смыслоразличительными признаками, то это звуки далекие, не сходные между собой. Если фонемы отличаются только одним смыслоразличительным признаком, тогда они являются близкими, оппозиционными.

Фонематическая система состоит из трех компонентов:

  1. Слухопроизносительная дифференциация фонем
  2. Фонематический анализ
  3. Смыслоразличительная дифференциация фонем
  1. Слухопроизносительная дифференциация фонем (или фонематическое восприятие) – это процесс узнавания и различения звуков речи. Относится к более простым функциям, в формировании которых основную роль играют речеслуховой и речедвигательный анализаторы, а также такие психические процессы, как внимание и память. Формируется к 2 годам, по подражанию (взрослому, звукам живой и неживой природы).

  1. Фонематический анализ – это разложение слова на составляющие его фонемы.

Выделяют  простые формы  фонематического анализа (к 5 годам)

 – ВЫДЕЛЕНИЕ  звука на фоне слова. «Слышишь ли ты звук … в слове … (да, нет)

- ВЫДЕЛЕНИЕ звука из слова. «Какой звук ты слышишь в слове … (ответ ребенка).

Сложные формы ( к 6 годам) – ОПРЕДЕЛЕНИЕ места звука в слове. «Где ты слышишь звук … в слове… (в начале, в конце, в середине)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ последовательности звуков в слове (Какой звук ты слышишь в слове … первым и последующим)

- ОПРЕДЕЛЕНИЕ количества звуков в слове

- ОПРЕДЕЛЕНИЕ  места звука в слове по отношению к другим звукам (Назови «соседей» звука … в слове…)

Фонематический синтез – это умственное действие по синтезу звуковой структуры слова, слиянию звуков в слово. Процесс фонематического синтеза не только не уступает по трудности фонематическому анализу, но значительно сложнее анализа.

На основе фонематического восприятия и фонематического анализа формируются фонематические представления (о фонемном составе слова). Ребенку предлагается из 10-12 картинок отобрать только те, в названиях которых содержится заданный звук, либо находится в какой-то определенной позиции.

  1. Смыслоразличительная дифференциация фонем.

В онтогенезе развивается на основе сохранных речевых анализаторов и неречевых психических функций (внимания, памяти, познания окружающего мира). Ребенок тем лучше различает слова по смыслу, чем более развит лексический строй речи и фонематическая система языка.

Детям предлагаются слова – паронимы (лук – люк, год - кот), выясняется значение каждого слова, со словами придумываются предложения, затем внимание ребенка обращается на звуковой состав слова и объясняется, что данные слова различаются по смыслу из-за того, что в них разные звуки. Слова могут различаться по одной (рак-лак, дом-том) или по двух входящим фонемам (палаты – парады, камыш – малыш).

Для развития фонематической системы используются различные игры и упражнения.

  1. Использование тестовых слоговых таблиц А.С. Штерн и Н.В. Покровского.

«Путешествие в страну волшебных человечков»: Детям предлагается разговаривать на особом языке волшебных человечков. Логопед называет слоги, дети их воспроизводят.

  1. Распознавание дефектного или правильного произношения в чужой речи (взрослого или ребенка).

Педагог читает детям небольшой рассказ (например «Букваренок» Г.Юдина. Задает вопрос: «Какой звук вы чаще всего слышали?» Обязательно уточняются основные моменты артикуляции звука (положение губ, языка, зубов, участие голосовых связок), звук сравнивается с каким-либо неречевым звучанием («с-с-с-с» - песенка водички). Затем педагог, экранируя лицо и чередуя правильное и дефектное произношение, произносит слоги, слова, фразы. Ребенок, услышав дефектное произношение звука, поднимает флажок, сигнализируя об этом.

  1. Развитие фонематического слуха в играх: «Поймай звук», «Хлопни в ладоши», «Подними сигнал», «Топни» и т.п., если услышишь заданный звук. Педагог произносит ряд звуков, слогов (далеких, а затем близких по акустико-артикуляционным признакам).

  1. Определение наличия заданного звука в слове.

 поднять руку (или флажок и т.п.) на заданный звук в слове. Педагог называет слова, дети внимательно слушают.

 отобрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых имеется соответствующий звук.

 «Чудо дерево». Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

Отобрать (а позднее и назвать) картинки с изображение овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, в названии которых имеется соответствующий звук.

  1. Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.

назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Эля и т.п.

прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слова: осень, астры, уши, имя, эхо.

подобрать слова, начинающиеся с заданного звука (ударного гласного).

назвать в слове первый (последний) звук.

отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке.

 «Кто больше?» Детям предлагается сюжетная картинка, на которой изображены предметы с заданным звуком. После рассматривания картинки требуется сказать, в названиях каких предметов имеется заданный звук. За каждое правильно названое слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

 «Найди общий звук». Педагог называет слова с определенным звуком и выясняет, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.

 «Домино». Детям раздаются карточки, разделенные на две части, с изображением двух предметов.  Ребенок, начинающий игру, кладет на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например, нос и стол. Другой ребенок, кладет карточку с картинкой ножницы к картинке нос, а ребенок, имеющий картинку лук, кладет ее к картинке стол.

 «Цепочка». Ведущий называет слово. Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука.

 «Веселый поезд». Перед детьми поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут пассажиры. В первом – те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором – в середине слова, в третьем – в конце слова.

 «Чудесный мешочек». Ребенок берет из мешочка картинку, игрушку, называет ее и определяет местоположение заданного звука в слове.

Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в начале, в середине, в конце слова.

Подобрать слова к схеме (заданный звук в начале, в конце, в середине слова)

»Рыболовы». Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение заданного звука в слове.

  1. Определение последовательности и количества звуков в слове.

работа со звуковой линейкой. Педагог демонстрирует предметную картинку. Ребенок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, выкладывая символы на линейку, определяет количество звуков (всего, гласных, согласных, твердых, мягких)

рассмотреть картинку, назвать ее, проанализировать слово-название и зарисовать графическую схему.

сгруппировать картинки в соответствии со схемами

из ряда предметных картинок выбрать те, названия которых соответствуют предложенным схемам.

угадать, какое слово получится из первых (последних) звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок. (сок, осы, носок – сон)

отгадать загадку. Назвать слово-отгадку, составить схему.

отобрать картинки, в названии которых заданное количество звуков.

показать карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в названном слове.

  1. Определение места звука по отношению к другим звукам.

Проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука (назови «соседей» звука).

Детям предлагается самим подобрать слова, в которых перед заданным звуком или после него слышатся определенные звуки.

При формировании сложных форм фонематического анализа первоначально работу следует проводить с опорой на материализацию (фишки, сигнальные флажки, графическую схему). Затем опора на вспомогательные средства исключается. Слово называется, определяется первый, второй и последующие звуки, уточняется их количество. На последнем этапе действия фонематического анализа переводятся в умственный план. Ребенок определяет количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух, не воспринимая его, т. е. на основе представлений (придумать слова, отобрать картинки, поднять цифру).

При подборе дидактического и речевого материала учитывается, что согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале (сани) или в середине слова, в обратном слоге в конце слова (ум); труднее – если они находятся в обратном слоге в середине слова (мачта), а также в стечении с другими звуками (стол).

При формировании фонематических функций в процессе выполнения заданий рекомендуется следующее содержание и последовательность предъявления речевого материала:

  1. Слоги структуры типа согласный-гласный: та, СА, лу и.т.п.
  2. Односложные слова без стечения согласных, состоящие из открытого слога: сам, так, нос и т.п.
  3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, лапа, рана и.т.п.
  4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: сахар, гамак, сынок и .т.п.
  5. Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: санки, марка и т.п.
  6. Односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, стук, гром
  7. Односложные слова со стечением согласных в конце слова: куст, мост, волк
  8. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: трава, скала
  9. Двусложные слова со стечение согласных в начале и середине слова: ставни, спутник
  10. Трехсложные слова: сарафан, правда, клумба.

Для анализа следует давать слова одинаковые по произношению и написанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников как предупреждение акустической дисграфии

Как предупредить дисграфию у младших школьников? Что делать? Когда  начать? В какие игры играть? Что должны знать и уметь дошкольники в конце обучения?    В статье есть ответы на эти во...

Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников.

Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников.Одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определен...

Рекомендации родителям «Игры для развития фонематических процессов у старших дошкольников»

Рекомендации родителям «Игры для развития фонематических процессов у старших дошкольников»...

Развитие фонематического слуха у старших дошкольников

Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной...

Игры для развития фонематического слуха у старших дошкольников.

       Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово....

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников»

    Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызыв...