Развитие фонематических функций у дошкольников с использованием дидактических игр
учебно-методический материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Проблема несформированности или недостаточной сформированности фонематических функций у детей с речевыми нарушениями является актуальной.
Нарушение фонематических функций оказывает существенное влияние на речевое развитие ребенка и ход коррекционной работы. В будущем, в процессе школьного обучения, недоразвитие фонематических функций может негативно повлиять на формирование процессов письма и чтения.
Использование игр, игровых заданий и упражнений при формировании фонематических функций (анализ, синтез, представления) у детей дошкольного возраста с нарушениями речи позволяют избежать потери интереса ребенка к занятиям, делают коррекционную работу более успешной и позитивной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskih_funktsiy_u_doshkolnikov_s_ispolzovaniem_didakticheskih_igr.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематических функций у дошкольников с использованием дидактических игр
Проблема несформированности или недостаточной сформированности фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи, в том числе со стертой формой дизартрии, является очень актуальной. Детям трудно дается повторение серии слогов с оппозиционными звуками, различение близких по звучанию слов, подбор картинок на заданный звук, выделение начального согласного звука, определение места звука в слове, последовательности звуков.
Нарушение фонематических функций оказывает существенное влияние на речевое развитие ребенка и ход коррекционной работы. В логопедической практике часто встречается ситуация, когда поставленный звук не автоматизируется в речи по причине того, что ребенок не может выделить автоматизируемый звук на фоне слова, не понимает, где применить сформированный навык произношения. В будущем, в процессе школьного обучения, недоразвитие фонематических функций может негативно повлиять на формирование процессов письма и чтения.
Использование игр, игровых заданий и упражнений при формировании фонематических функций (анализ, синтез, представления) у детей дошкольного возраста с нарушениями речи позволяют избежать потери интереса ребенка к занятиям, делают коррекционную работу более успешной и позитивной.
Ниже представлена подборка игр на развитие фонематических функций у детей, которые могут быть использованы на занятиях в ДОУ логопедами или родителями дома, при закреплении навыков.
УЧИМСЯ ВЫДЕЛЯТЬ ЗВУК
ИГРЫ В ЗВУКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ
1) Игра "СКАЖИ, КАК Я "(Обучение интонированию звуков)
Игровой материал: мяч.
Правила игры: Дети стоят в кругу, а взрослый - в середине круга с мячом. Кидаем мяч кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например: (С)лон забо(Р) ко(Ш)ка.
Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также. Стараемся, чтобы в игре участвовали все дети.
Инструкция: «Я кину мяч и назову слово, а ты повторишь его точно так же, как я, и кинешь мяч обратно».
2) Игра "СЕРДИТЫЙ ВОРОН" (Выделение первого звука)
Игровой материал: игрушки или картинки.
Правила игры: Детям даем игрушечных зверей или картинки и просим назвать первые звуки в названиях животных. Следим за тем, чтобы дети называли первый звук правильно, то есть отмечали мягкие и твердые согласные. Например: баран - Б, а белка -Б'.
Инструкция: «В домике живут звери: лиса, медведь, кошка, собака, белка, баран, морж, коза.
Вокруг домика речка, и пройти в домик можно только вот по этому мостику. Мостик не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а обратно прийти трудно.
На перилах мостика сидит сердитый Ворон. Каждого, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой в его имени первый звук. Кто правильно скажет, тот пройдёт. А кто не знает, какой в его имени первый звук, перед тем мостик проваливается, перейти по нему нельзя.
Подошли звери к мостику, очень хотят домой попасть, а перейти не могут, потому что никто из них не знает, какой же в его имени первый звук.
Помогите зверятам попасть домой: назовите первые звуки в их именах».
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ
3) Игра "ТРЕНИРОВКА ВРАТАРЯ"
Правила игры: Вначале тренируемся в нахождении первого звука. А затем играем. Ребенок кладет на стол согнутые в локтях руки или стоя кладет руки на пояс. Это хоккейные ворота. Ребенок должен отобрать только те слова из предложенных, в названии которых первым звуком является «ш».
Инструкция: « Сейчас мы будем проводить тренировку вратаря. Согни руки в локтях и положи их на стол. Это хоккейные ворота. Я буду называть слова; те, которые начинаются со звука Ш, ты пропускаешь. Шайбами будут слова, которые начинаются с других звуков. Если ты их услышишь, захлопни ворота».
Словарный материал: шайба, шар, Шурик, ширма, молодец (спросить, почему не захлопнул ворота), зефир, жижа, шорты и т.д.
4) Игра "НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО"
Правила игры: В трех словах этого задания есть общий звук, а в четвертом его нет. Дети находят это слово.
Инструкция: «Послушай внимательно слова. Во всех, кроме одного, есть общий звук. Найди лишнее слово».
Речевой материал: Щука, плащ, шерсть, клещи. Кукла, мяч, чайник, чашка. Овца, цыпленок, солнце, луна. Ножницы, кружок, лошадь, жеребенок.
ИГРЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ОПРЕДЕЛИТЬ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ
5) Игра "В СТРАНЕ ЗВУКОВ"
Правила игры: Ребенок должен выделить первый и последний звук в имени.
Инструкция: «Сегодня мы совершим путешествие в страну звуком. Там не принято называть друг друга по именам или фамилиям. В стране звуков говорят только первый и последний звуки. Например:
Вова - [В-А], Серёжа - [С- А], Баранкин - [Б - Н].
Давайте познакомимся, как будто мы в стране звуков. А как бы твою маму звали в стране звуков? Папу? Брата/сестру?»
6) Игра "ПОДАРКИ ЛЕСНЫМ ЗВЕРЮШКАМ"
Правила игры: ребенок должен придумать слова, начинающиеся с заданного звука.
Инструкция: «Крокодил Гена провёл отпуск в Африке. И оттуда привёз своим друзьям - лесным зверюшкам - много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки, например: зайчику - зонтик, звонок, зеркало; лисенку - леденец, лодку и лейку.
А что подарил крокодил Гена волчонку, белочке, барсучку, медвежонку и Чебурашке?
Какие подарки мог подарить крокодил Гена детенышам животных: козлёнку, жеребенку, щенку, ослику и верблюжонку?»
УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ СОГЛАСНЫЕ МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ
7) Игра "НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ"
Игровой материал: квадраты разных цветов.
Правила игры: Показываем детям квадраты разных цветов: красные, фиолетовые, оранжевые и т.д. Предлагаем назвать квадраты лишь того цвета, в названии которых есть звук: Р- красный, оранжевый, розовый, серый и т.д.; Р'- коричневый, сиреневый; Л - голубой, белый, желтый; Л' - зеленый, фиолетовый и т.п.
Инструкция: «Посмотри внимательно на квадратики: назови, какого они цвета. Выбери те, в названии которых есть звук Р/ Р'/Л/ Л'».
8) Игра "ТИМ И ТОМ"
Игровой материал: две фигурки гномиков, бумага, карандаши.
Правила игры: Показываем детям фигурки Тима и Тома, рассказываем их историю, после чего просим нарисовать предметы, названия которых начинаются с твердых и мягких звуков.
Инструкция: «Тим и Том - добрые гномики из Страны слов. Они
очень не похожи друг на друга. Том - угловатый, с твердым волевым характером, его имя начинается твердого звука [т]:
Том. И он любит все то, что начинается с твердых звуков. Тим - кругленький, пухленький, с мягким характером,
и имя его начинается с мягкого звука [т']. Он выбирает слова, начинающиеся с мягкого звука. Гномики очень
дружны и везде появляются вместе.
Нарисуй для гномиков подарки: Тиму - предметы, названия которых начинаются с мягких согласных, а Тому - с твердых».
НЕ ПУТАЕМ ЗВУКИ!
9) Игра "Закончи слово"
Правила игры: ребенок должен правильно дифференцировать звуки ц и с. Ответ выражается двигательной реакцией.
Инструкция: «Я сейчас буду называть слова, слушай внимательно. Если слово заканчивается на звук [ц], ты хлопнешь в ладоши. Если на [с], поднимешь руки вверх».
Словарный материал:
автобу(с) глобу(с) молоде(ц)
колоде (ц) коло (с) страу(с)
дворе(ц) ледене(ц) певе(ц)
абрико(с) огуре(ц) анана(с)
компа(с) матро(с) мизине(ц)
10) Игра № 3. "РАССКАЖЕМ О КУКЛАХ"
Игровой материал: две куклы или картинки с куклами.
Правила игры: показываем детям двух кукол, одна одета в красное платье - это Катя. Другая одета в голубое - это Галя. Произнося имена кукол, выделяем голосом звуки К и Г.
Предлагаем детям составить рассказ об этих куклах. В ответах про Катю должен быть звук К, а про Галю - Г.
Инструкция: «Сегодня к нам в гости пришли куклы Катя и Галя. Катя одета в красное платье, она любит все со звуком к. Это Галя, она одета в голубое платье и любит все со звуком г. Давай подумаем, какие у них любимые игрушки? Что они любят есть? Чем им нравится заниматься?»
МОДЕЛИРУЕМ СЛОВА И ЧИТАЕМ
УЧИМСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА
11) Игра "ЧИТАЕМ ПО ФИШКАМ"
Игровой материал: фишки, карточки с изображением предмета
Правила игры: Для этой игры надо приготовить фишки синего, красного и зеленого цветов. Гласные звуки обозначаются красным цветом. Твердые согласные - синим, а мягкие - зеленым. Ребенок последовательно выкладывает схему слова из фишек.
Инструкция: «Наши звуки надели красивые наряды: гласные звуки- красного цвета, твердые согласные- синего, мягкие согласные- зеленого. Теперь они хотят поиграть с тобой.
Я покажу тебе картинку, ты назовешь из каких звуков оно состоит и выложишь цветные кружочки в правильном порядке».
12) Игра "Узнай задуманное слово"
Игровой материал: цветные фишки
Правила игры: проводится в форме загадки. После повторения того, какая фишка какой звук обозначает, ребенок звуковую модель. Затем дети выясняют, к какой группе относится данное слово. Например:
-Это живое или неживое?
- Живое.
- Это человек?
- Нет.
- Это летает?
- Да.
И т.д.
Инструкция: «С помощью цветных фишек можно не просто выкладывать схемы слов, а еще и загадывать загадки. Придумай слово, нам его не говори. Потом выложи его схему из кружков, а мы будем угадывать, что ты загадал».
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ С БУКВАМИ
13) Игра "ИСПРАВЬ БУКВУ"
Игровой материал: лист бумаги с буквами.
Правила игры: перед ребенком выкладывается карточка, где часть буквы не дорисована. Ребенок должен восстановит ее, обведя по точкам.
Инструкция: «жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы. Догадайся, какие это были буквы и исправь их».
14) Игра "АНАГРАММЫ"
Игровой материал: карточки со словами.
Правила игры: Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но расположенных в другом порядке.
Инструкция: «Озорной волшебник решил пошутить и заколдовал некоторые слова. Теперь из них можно составить новые, поменяв буквы местами. Какие слова ты можешь составить?»
Речевой материал: атлас - салат, кулак - кукла, лиса - сила, камыш - мышка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гласные звуки.Развитие фонематических функций у дошкольников с ОНР.
Представлены материалы на закрепление развития фонематических функций у дошкольников....
Проект "Развитие логического мышления старших дошкольников через использование дидактических игр" (Опыт работы).
Полезна для воспитателей старших групп....
Педагогический проект "Развитие фонематического слуха старших дошкольников путём использования игровых приёмов и ИКТ"
Проблема развития у детей фонематического слуха, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, стано...
Методические рекомендации для воспитателей и родителей "Развитие фонематического слух и восприятия путём использования дидактических игр"
Методические рекомендации для воспитателей и родителей по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия с поьощью дидактических игр...
Особенности развития фонематических функций у дошкольников со стёртой дизартрией
В статье содержится информация о проблемах в формировании фонематических функций, возникающих у детей со стёртой дизартрией....
Проект (на 1 год) по теме «Развитие фонематического восприятия старших дошкольников посредством использования игровых приемов»
Технологии проектной деятельности (формирую субъектную позицию у ребёнка, раскрывает его индивидуальность, реализую интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка...
Буклет «Развитие фонематического восприятия у детей посредством использования дидактических игр»
Игры, направленные на развитие у детей фонематического восприятия...