Волшебство сенсорной комнаты
методическая разработка (старшая группа) по теме

работа в сенсоной комнате доу, разработка занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doc.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебство  сенсорной комнаты»

 

Волнение, стресс, невозможность сосредоточиться - все эти состояния «души и тела», к сожалению знакомы не только взрослым, но и детям. Специально разработанное оборудование сенсорной комнаты помогает детям научиться справляться с негативными эмоциями, восстанавливать душевное равновесие и укреплять здоровье. Слово сенсорный происходит от латинского «SENSTUS» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения» Сенсорная комната – это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов: сухие бассейны, мягкие покрытия и т.д

Для каждого ребенка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутренне стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребенка.

В нашем детском саду «Колокольчик », уже второй год лет функционирует сенсорная комната, в которой занятия проводит педагог-психолог Белозерская К.И..

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.

На специально разработанных занятиях дети постепенно осваивают приемы мышечного расслабления и глубокого дыхания, учатся снимать напряжение, повышать самооценку, налаживать отношения с окружающими. За время своей  работы я поняла, как важно для детей правильно представить оборудование, пользуясь принципом «не навреди», грамотно подойти к подбору игр и упражнений для сенсорного стимулирования детей.

Предлагаю вниманию коллег, конспект занятия в сенсорной комнате, для детей подготовительной группы, с нормальным интеллектуальным развитием, имеющими проблемы в эмоционально-аффективной сфере. Занятие рассчитано на 5-6 детей, временные затраты 25-30 минут, и состоит из нескольких этапов, речь, о которых пойдет ниже.

Занятие

«Мир волшебства сенсорной комнаты».

Цели:

-снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;

-активизация различных функций центральной нервной системы за счет обогащенной мультисенсорной среды.

Блок деятельности:

Коррекционно-развивающее занятие состоит из нескольких этапов.

Первый этап - создание настроя на совместную работу, «вхождение в сказку»:

  1. разминка, снятие волнения, напряжения - упражнение «Капли дождя»

Второй этап - рассказывание сказки или истории, проигрывание фрагментов, их анализ, сопоставление с реальной жизнью:

  1. активизация участников, развитие рецепторов стопы упражнение «Три дороги»;
  2. расслабление - игра в сухом бассейне « Море шариков»;
  3. развитие мелкой моторики, координации движений - игра « Осьминожки»
  4. развитие мимики и пантомимики, формирование уверенности в себе - игра « Веселые мартышки»;
  5. развитие зрительных анализаторов - упражнение « Гимнастика для глаз»;
  6. развитие тактильных ощущений, внимания, восприятия и воображения - упражнение «Осуществление любых желаний», «Пузырьковая колонна» с подсветкой и рыбками.
  7. формирование коммуникативных навыков, координации движений -упражнение « Пузырек воздуха»

Третий этап - подведение итогов занятия, обобщение приобретенного опыта, «выход из сказки». Подведение итогов занятия:

Что понравилось? Что не понравилось? Какими впечатлениями Вы бы хотели поделиться?

I.Вхождение в сказку

  1. Психолог:        « Здравствуйте ребята, сегодня отправляемся в сказочное увлекательное путешествие, но прежде чем мы отправимся, давайте поприветствуем, друг друга так, словно капает дождик. Хлопаем по коленкам сначала тихо потом сильнее, сильнее и поем вот такую песенку:

Дождик мне шептал: Кап-кап», я же говорю: «Не так!»

Пой смелее, дождик! Пой смелее, дождик!

Пой смелее только в такт.

В этом упражнении необходимым условием является стремление к групповой сплоченности, чтобы все дети выполняли упражнение одновременно.

П.Основной этап 2.Психолог:

Далеко-далеко, где-то в море - океане есть Чудо - остров. Окружен этот остров скалами прибрежными. Да и путь к нему не легкий. Не ищите этот остров на карте, все равно не найдете, потому что этот остров сказочный. Все на нем необыкновенно. Нам предстоит интересное путешествие, полное приключений и препятствий.

  1. Упражнение        «Три дороги»

Психолог демонстрирует три дороги и рассказывает о каждой из них.

«Каждая из трех дорог приведет вас к острову. Все дороги волшебные,

все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.

Первая дорога — самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф или аналогичный кусок ткани).

Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (на полу раскладываются круги с наполнителем из «Сенсорной тропы»). Эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.

Третья дорога — самая трудная. Она колючая и болезненная (раскладываются аппликаторы Кузнецова). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.

Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой.

Дети по очереди идут по выбранной дороге, а ведущий отмечает для себя, кто какой путь избрал.

Психолог: Ребята, а теперь посмотрите какое на острове прекрасное море, море шариков.

  1. Игра        в сухом бассейне « Море шариков»

Дети лежат в сухом бассейне. Им предлагают представить, что они плавают в море на спине (животе). Дети имитируют соответствующие движения - плавание.

  1. Игра        « Осьминожки»

Детям предлагают представить, что их руки превратились в морских обитателей осьминожек. Правая рука, осторожно передвигая свои щупальца - пальцы, путешествует по морскому дну в сухом бассейне. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, потом стали вместе обследовать морское дно.

  1. Психолог:        Каждый день на острове происходят удивительные вещи. А какие, вам об этом расскажет музыка. (Звучит музыка «Шум волн» из комплекта релаксационной музыки, прилагаемого к оборудованию сенсорной комнаты).

Закройте глаза постарайтесь представить, что сейчас происходит на острове, как живут неизвестные нам жители. Приглядитесь к ним. Какие они, грустные или веселые? (Ответы детей.)

Для того, чтобы установить с ними хорошие отношения, нам нужно оказать им знаки внимания. Открывайте глазки, посмотрите в зеркало, улыбнитесь, скажите: «Здравствуй, привет, добрый день!». Как вы думаете, весело жителям острова или грустно? (Ответы детей). Теперь посмотрите грустно, сердито, удивленно, весело. Как сейчас чувствуют себя жители острова? (Ответы детей).

Психолог: Продолжим наше путешествие. А для того чтобы, неизвестные нам жители острова не грустили (выходим из сухого бассейна, подходим к «кривому зеркалу»). Давайте мы их развеселим.

  1. Игра        « Веселые мартышки»

Психолог говорит: «Мы — веселые мартышки, мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем, надуваем щечки, скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску. Оттопырим ушки, хвостик на макушке. Шире рот откроем, гримасы вдруг состроим. Как скажу я цифру 3, — все с гримасами замри».

Игроки повторяют все движения за ведущим, а когда он говорит:

« Три - замри!» — все должны на время замереть с той рожицей, какую они сделали.

Ведущий может выбрать игрока с самой смешной рожицей и наградить его чем-нибудь, или для того чтобы игра была более стимулирующей, можно каждый раз выбирать самую смешную рожицу, а победителем станет тот, кого выбирали чаще других.

Психолог: Ребята, вы знаете, у жителей острова, есть секрет. А какой, я вам скажу, если вы выполните одно задание.

  1. Упражнение        « Гимнастика для глаз».

Дети выполняют движения глазами: а) вправо-влево; б) вверх-вниз.

Движения производятся очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно неподвижна, двигаются только глаза.

Психолог обращает внимание детей на панно « Бесконечность».

Психолог: Секрет жителей острова в том, что все они каждый день приходят и смотрят в бесконечность, для того чтобы увидеться с нами. Это их волшебное зеркало, которое предсказывает будущее. Как вы думаете, видят сейчас вас жители острова? Чтобы вы хотели им сказать? (Ответы детей)

Ребята, но это еще не все волшебство. У жителей острова живут золотые рыбки вот в таком дворце (включается «пузырьковая колонна») и умеют они исполнять желания. Посмотрим на рыбок? (Ответы детей)

Дети наблюдают за рыбками, считают их, называют цвета, руками проводят по «пузырьковой колонне», описывают свои тактильные ощущения.

Упражнение « Осуществление любых желаний»

— Представьте, что вы стали золотой рыбкой. Для вас нет ничего невозможного. Вы можете осуществить любое желание, сотворить любое чудо.

Подумайте, что бы вы сделали, если бы были золотой рыбкой? Кто готов?

(Ведущий передает ребенку золотую рыбку из бумаги, и тот начинает говорить. Потом рыбка переходит к следующему ребенку, и т. д.)

— А что она могла пожелать, как вы думаете?

Дети называют желания, а ведущий ударяет палочкой о звенящий предмет («мелодичная система») после каждого пожелания произносит: «Исполняется!»

9.Упражнение « Пузырек воздуха»

Психолог: Ребята посмотрите, какие тут пузырьки...

Давайте представим себя пузырьком воздуха, невесомым, воздушным и легким. Дети ходят на носочках очень тихо, легко и мягко. (Можно использовать релаксационную музыку, прилагаемую оборудованию сенсорной комнаты)

Психолог: Вот и закончилось наше путешествие по Чудо-острову. Вам понравилось? Чтобы вы хотели сказать на прощание жителям острова? Что нового узнали вы на занятии? (Ответы детей)

Ритуал выхода из сказки:

«В зеркале я отражусь, в своей группе появлюсь».

Литература:

  1. Дошкольное        воспитание № 10,2005.
  2. Дошкольное воспитание № 10,2002.
  3. Дошкольное воспитание № 3, 2004.
  4. Дошкольное воспитание № 11,2004.
  5. Игра        и дети, 2008.
  6. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М. Аркти,2006.
  7. Сенсорная комната. Методические рекомендации. СПб.: Общество с ограниченной ответственностью производственно - коммерческая фирма «Альма».
  8. Практика сказкотерапии/ Под ред. Н.А, Сакович. - СПб.: Речь,2004
  9. Тренинг        по сказкотерапии.- СПб.: Речь,2005.
  10. 500 игр и заданий для чудо-воспитания /авт. сост. Вера Надеждина. - Минск: Харвест,2007.

            МАДОУ д/с комбинированного вида «Колокольчик» Дятьковского района

            педагог-психолог Белозерская Ксения Игоревна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сенсорная комната" Демонстрационное открытое занятие для педагогов во второй младшей группе в сенсорной комнате.

Открытое занятие направлено на формирование представлений у воспитателей о сенсорной комнате, ее оборудовании, методах и сферах его применения в детском саду...

Волшебство в сенсорной комнате

Занятие в сенсорной комнате с детьми старшей группы...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс» Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова «Организация занятий в сенсорной комнате»

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятий в комнатес интерактивным сенсорным оборудованием«Релаксационный комплекс»Разработана на основе учебно–методического  пособия В. И. Шевлякова«Орга...

Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным интерактивным оборудованием – «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»

Рабочая программаразвивающих занятий в комнатес сенсорным интерактивным оборудованием –«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»...

Волшебство сенсорной комнаты

Сенсорная комната  как учебно-реабилитационное  подразделение образовательного учреждения, является  средством для реализации программ дополнительного образования детей и взрослых, пред...

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий детей с психологом в сенсорной комнате «Сенсорная комната- волшебный мир здоровья» »

Психологическое здоровье необходимо ребенку, и в настоящем и в бедующем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей. Эмоц...