сказки спешат на помощь
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
СКАЗКИ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ.
Методы работы над сказкой.
Вот уж о чем написано, наверное больше всего детских книжек и песенок, снято мультфильмов и художественных фильмов для детей, так это о дружбе. И мы в полне можем взять их на вооружение, сделать своими союзниками и помощниками. Ведь наша задача, Слайд не навязывать детям свое понимание дружбы и свои взгляды на то, что есть хорошо, а что плохо. Наша задача, сделать так, чтобы дети сами разобрались в этом, постигли своим собственным умом. Именно хорошие книги преподнесут детям важные, добрые и главное доходчивые уроки, заставят задуматься о том, как здорово иметь в жизни настоящих друзей и как важно самому быть хорошим, преданным другом. Они научат ребенка дружить, сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным.
Слайд «Школа морали, не на словах, а на деле» Д.Б. Эльконин.
Сегодня, я предлагаю рассмотреть два раздела методики работы над сказкой, поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей. В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать…Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
Слайд. Рассмотрим два раздела:
Нравственный урок.
Воспитание добрых чувств.
Я предлагаю подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Джани Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.).
Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по своему воспринимать содержание сказки и творчески преобразовывать ход повествования.
Слайд Нравственный урок.
Нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок – вот главная задача.
Вспомним, что в силу традиций сказка несет в себе много заветных чаяний забитых, малограмотных, бедных, изнуренных ежедневным тяжким трудом людей, не отсюда ли их мечта
Слайд с картинками из сказок (лежа на печи, скатерть самобранка, ковер самолет и тд.)
«лежать на печи, да есть калачи», что бы все «само собой» делалось, чтобы в сумке всегда лежала «скатерть самобранка» и т.д. Но не станем же мы из за этого утверждать, что лень –это хорошо, что «необманешь, не проживешь» и т.д.
Нетрадиционный подход как раз дает взрослому и ребенку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.
Слайд Идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - это творческий девиз для ребенка. Такова наша главная установка.
Слайд В сказке «Кот в сапогах» нравственный урок с помощью поговорки
«Чужими руками хорошо жар загребать»;
«Сам погибай. А товарища выручай»
Почему? Объясните. Первая, прежде всего потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, кто ради достижения своей цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки?
Слайд В сказке «Рукавичка» нравственный урок с помощью поговорки:
«В тесноте, да не в обиде»
«Вместе тесно, а врозь скучно»
Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут то и начинаются противоречия.
Ведя беседу с ребенком в таком русле важно научить детей оценивать своих любимых героев с этической позиции, понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия. Что же за противоречия в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо проходят взрослые.
Слайд с картинкой из сказки «Рукавичка»
Все внимание приковано к чему? (к рукавичке и ее гостям) Все забыли про кого? Про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички). . Мы вправе не согласиться с предлагаемыми комментариями и сделать свои.
Слайд Рассмотрим раздел «Воспитание добрых чувств»
Еще одна важная проблема. Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том. Что это понятие достаточно емкое. Каким мы себе представляем доброго человека? (педагоги)
Слайд (постепенно)
Подельчивым;
Любящим помогать другим;
Умеющим сочувствовать;
Сопереживать и т.д.
В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки
Слайд Причины:
Дети любят героев, они становятся им родными, близкими, а значит могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направит мысли и чувства малышей в нужное русло.
Хочется привести высказывание о доброте выдающегося педагога современности Ш.А. Амонашвилли
Слайд «Есть другое важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то - на воспитание уважения к старшим. Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща. «Спеши творить добро» -в этом латинском призыве сохранена именно общечеловечность чувства доброты… Добрый человек не может не любить глубже. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность… В общем чувство доброты есть корень всех благородных качеств».
Возвращаясь к сказке, отметим, что в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на подельчивость, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:
Слайд
учит детей сравнивать, сопоставлять;
формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая детям возможность выбора собственной позиции;
упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
Слайд К примеру:
«Докажите, что Аленка лучше всех»;
«Кого вам жалко в этой сказке»;
«Как бы вы поступил на месте…»;
«Как движениями похвалить петушка».
Используем тризовскую игру «Хорошо - плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.
Мы показываем ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу: «Мне не очень нравится Кащей Бессмертный. Угадайте, почему?» То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказать взрослому и свои пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них.
Вы уже заметили, что мы стараемся приучить детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок. И это помогает им не только в развитии речи, творческого мышления, но и в развитии чувств. Ведь мы уже убедились, что часто сказка учит отвечать злом на зло или быть равнодушным. Давайте смелее проводить эксперименты в сказках, проповедуя гуманизм и Добро, менять их содержание. Разберем такой пример. Сказка «Морозко». Вот краткое ее содержание: (предложить прочесть)
Жили-были дед и баба, и у каждого из них была своя дочка. Когда дед уехал в город, баба послала падчерицу в лес за хворостом. Там она повстречала Морозко. После того как она выполнила все его поручения, Морозко одарил дедову дочку сундуком с драгоценностями, и она благополучно возвратилась домой. Завидно стало бабе, и посылает она в лес свою дочь-ленивицу. А ее дочь нагрубила Морозко, и тот поднял такую вьюгу, что снег накрыл ленивицу навсегда. То же самое произошло и с бабой. И стали вместе жить дед и его дочь. А когда к дочери посватался добрый молодец, справили свадьбу и зажили все счастливо.
Вроде бы все по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с ее дочкой-ленивицей? Да и где это видано, чтобы после смерти сразу свадьбы справляли?
Для того чтобы активизировать детей и выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, я советую использовать карточки-символы. Для этого возможны и кружки различных цветов, разумеется, условных:
Слайд
красный кружок - радуюсь;
синий - мне жалко;
желтый - хочу помочь;
зеленый - справедливо;
коричневый - несправедливо.
Вначале выясним с помощью кружков-символов, как оценивают дети поступки героев сказки. И сами для себя выберем желтый кружок, объясняя детям: «Хочу помочь бабе и ее дочке, мне кажется, что слишком жестоко с ними поступил Морозко». Теперь предложим детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и ее ленивой дочери.
Слайд картинка сказки «Лиса и журавль»
Сказка «Лиса и журавль» (о том, как они ходили друг к другу в гости, угощали друг друга). Ведь заканчивается сказка тем, что лиса и журавль раздружились и перестали ходить друг к другу в гости. Как аукнется, так и откликнется, -такова идея этой сказки. В данном случае можно тоже использовать карточки-символы. Изменить конец сказки по плану (как исправить положение, как сделать так, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями). Предложить педагогам придумать конец сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сказки спешат на помощь
методы работы над сказкой...
"Друзья спешат на помощь сказке"
Совершенствовать счетные навыки детей.Учить соотносить цифру с количеством предметов.Развивать мыслительнные представления, уточнить отношение влево, вправо, прямо и тд.Умение ориентироваться на листе...
Пожарная безопасность "Юные пожарные спешат на помощь", "Сказка по пожарной безопасности", "Развлечение по пожарной безопасности", "Как дети научили Мишика правилам пожарной безопасности".
Развлечения и сказка по пожарной безопасности с использованием игр в.Воскобовича....
"Спасатели спешат на помощь" (по мотивам сказки гуси-лебеди) Конспект НОД
Конспект занятия для детей средней группы...
«Колобок и его друзья спешат на помощь». Сказка в стихах для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Береги природу!"
Сценарий сказки в стихах для детей старшего дошкольного возрста с нарушениями речи (ОНР, ТНР). В рамках проекта "Береги природу". Соревнуются две команды детей ....
Методическая разработка спортивного досуга «В гостях у сказки. Спасатели спешат на помощь !»( для детей старших и подготовительных к школе групп).
В спортивный досуг включает в себя разнообразную двигательную деятельность детей : упражнения, эстафеты, ритмопластику, а также сюрпризные моменты. Особенность досуга в том , что он предполагает самос...