ПОДБОР ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
методическая разработка по теме

Одним из эффективных средств сенсорного развития являются дидактические игры и упражнения. Специально созданные дидактические игры довольно эффективно влияют на формирование различительных способностей сенсорных органов к выделению признаков различных модальностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_sensoriku.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДБОР ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

Одним из эффективных средств сенсорного развития являются дидактические игры и упражнения. Специально созданные дидактические игры довольно эффективно влияют на формирование различительных способностей сенсорных органов к выделению признаков различных модальностей.

Традиционно сложилось взаимосвязь программы сенсорного воспитания с эффективными средствами ее реализации - дидактическими играми, которые позволяют дифференцированно развивать зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное и вкусовое восприятие.

Соотношение количества дидактических игр по всем пяти разделам сенсорного развития разработано неравномерно. Большее количество игр относится к развитию зрительного восприятия и значительно меньше игр на развитие остальных сенсорных функций. Это связано с тем, что в практике жизни человека зрительный анализатор является ведущим, а для адекватного взаимодействия со средой люди чаще всего используют визуальные признаки: форма, цвет, величина и пространственное расположение. Системы эталонов на осязание, слух и обоняние практически разработаны мало.

При выпадении одной из сенсорных функций, при слепоте - зрения, а при глухоте - слуха даже при спонтанном развитии ребенка начинает формироваться процесс компенсации за счет активизации деятельности сохранных анализаторов. При глухоте активизируется зрительное восприятие, при слепоте - слуховое, тактильно-кинестезическое и обонятельное.

Дидактические игры   для сенсорного развития детей с отклонениями в развитии можно дифференцировать по функциональному назначению. К ним относятся игры:

- игры, формирующие различительные способности сенсорных функций на основе овладения эталонами и образцами признаков и свойств  предметов;

- игры,   формирующие  обследовательские,    сенсорно-перцептивные  действия, позволяющие узнавать и называть объект;

- игры, обучающие детей приемам классификации, сериации, дифференциации, локализации по сходным и отличительным признакам;

- игры, уточняющие, конкретизирующие знания детей о предметном мире, о функциональном назначении объектов и предметов окружающей действительности, на основе сенсорных ориентировок;

- игры, обучающие детей мобильности, пространственной ориентировки на основе различных сенсорных модальностей;

- игры, обучающие детей использованию сенсорных функций при выполнении навыков самообслуживания (умывание, причесывание, одевание, уходе за одеждой, обувью), ухода за помещением, чисткой и мытьем предметов обихода;

- игры, обучающие способам общения с включением различных органов чувств: мимика, жесты, интонация;

- игры, формирующие образы предметного мира за счет упражнения детей в слиянии чувственной информации со словесным обозначением.

Остановимся на играх, формирующих различительные способности сенсорных функций и овладение эталонами признаков и свойств предметов.

Формирование обследовательских способностей успешно решается в дидактических играх с применением заданий типа: «Угадай на ощупь», «Назови как можно больше признаков в предмете», « Убери лишние детали», «Что так, что не так», «Что бывает, чего не бывает», «Угадай, кто пришел», «Кто позвал?», «Где громкие, где тихие звуки?», «Найти путь следования», «Угадай на вкус», «Какой это запах?», «Угадай цветы по запаху».

Для обучения сериации, классификации, дифференциации используются мозаики, классификационные платформы с набором деталей, тренажеры для нанизывания различных фигур по цвету, форме и величине, игры на дифференциацию групп объектов по заданной схеме, образцу, игры на выделение из общности частности (набор коробок с мелкими деталями - выбрать только объекты по одному из признаков), лото, домино, разрезные картинки и панно с фигурно вырезанными частями (пазлами), лото, панели, демонстрационные планшеты со схемами действий.

Для формирования образов предметного мира используются игры, в которых дети упражняются в систематизации знаний во внешнем облике предмета и его функциональном назначении. При этом в процесс знакомства с предметом или объектом включаются по возможности все сенсорные ориентации. При использовании дидактической игры "Мама и детки"  у детей уточняются представления о внешнем облике взрослого животного и облике их детенышей. А далее в зависимости от их образа жизни конкретизируется необходимое питание, среда обитания и взаимодействие с человеком.

В играх, применяемых для обучения пространственной ориентировки и мобильности также можно развивать сенсорные функции. В таких играх дети определяют местоположение звучащих игрушек в различных местах спортивного зала, на столе, в шкафу. Использование звучащих мячей, погремушек, бубнов, барабанов стимулируют двигательные акты ребенка, позволяют уточнить образ движения.

Мягко набивные игрушки формируют не только осязание, тактильно-кинестезические действия, но и снимают чувство страха при выполнении движений в большом пространстве. Разбросанные по полу мягконабивные игрушки используются не только, как атрибуты для передвижения в пространстве, но и, как место, на котором можно удобно расположиться для отдыха, выполнения микроманипуляций (застегивания, растегивания, шнурования, нанизывания)

ПРИЛОЖЕНИЕ1

Формирование понятия - ЦВЕТ

 «Красный»

1.Артикуляционная гимнастика « Бегемотик»

Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.

2.  «Чудесный мешочек»

Цель: развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Инструкция: в мешочек кладем разные кусочки материалов. Ощупывая предметы, просим ребенка назвать их свойства (твёрдый, мягкий, пористый, пушистый, шершавый и т.д.), предварительно проговорив о них.

3. «Красный цвет»

Цель: развитие умения соотносить основные цвета радуги и обозначать их

словом.

Инструкция: педагог знакомит ребенка с красным цветом.

                                                   «Оранжевый»

1.Артикуляционная гимнастика « Хоботок слоненка»

Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.

2. «Оранжевый цвет»

Цель: развитие умения соотносить основные цвета радуги и обозначать их

словом.

Инструкция: педагог знакомит ребенка с оранжевым цветом

3.  «Цветные карандаши»

Цель: развитие восприятия соотношения и обозначение цвета.

Инструкция: ребенку предлагаем 4 карандаша и предлагаем выбрать карандаш такого цвета как на картинке. Упражнение можно усложнить, предложив коробку с карандашами.

 «Желтый»

1.Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата.

2. «Желтый цвет»

Цель: развитие умения соотносить основные цвета радуги и обозначать их словом.

Инструкция: педагог знакомит ребенка с желтым цветом.

3. «Разноцветные кубики»

Цель: развитие способности соотносить по цвету.

Инструкция: перед ребенком раскладываем 4 разных по цвету кубика (желтый, синий, красный, зеленый), просим взять кубик желтого цвета.

«Зеленый»

1. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата.

2. «Зеленый цвет»

Цель: развитие умения соотносить основные цвета радуги и обозначать их словом.

Инструкция: педагог знакомит ребенка с зеленым цветом.

3. «Забавные шнурки»

Цель: развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, ориентировке в пространстве.

Инструкция: предлагаем посмотреть картинку с изображением предметов, такие же предметы лежат на столе, ребенку предлагаем эти предметы с помощью шнурка прикрепить к картинке.

 «Голубой»

1. Артикуляционная гимнастика «Слоненок и щенок»

Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.

2. «Голубой цвет»

Цель: развитие умения соотносить основные цвета радуги и обозначать их словом.

Инструкция: педагог знакомит ребенка с голубым цветом.

3. «Сказочные кубики»

Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.

Инструкция: на столе лежат кубики с изображением фруктов, ребенку предлагаем собрать распавшиеся кубики с фруктами по картинке.

 «Фиолетовый»

1. Артикуляционная гимнастика «Хомячок»

Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.

2. «Фиолетовый цвет»

Цель: развитие умения соотносить основные цвета радуги и обозначать их словом.

Инструкция: педагог знакомит ребенка с фиолетовым цветом

3.  «Чудесный мешочек»

Цель: развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Инструкция: в мешочек кладем разные кусочки материалов. Ощупывая предметы, просим ребенка назвать их свойства (твёрдый, мягкий, пористый, пушистый, шершавый и т.д.), предварительно проговорив о них.

 «Белый и чёрный»

 1. Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата.

2. «Черный и белый цвет»

Цель: развитие умения соотносить основные цвета радуги и обозначать их словом.

Инструкция: педагог знакомит ребенка с зеленым цветом.

3. «Забавные шнурки»

Цель: развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, ориентировке в пространстве.

Инструкция: предлагаем посмотреть картинку с изображением предметов, такие же предметы лежат на столе, ребенку предлагаем эти предметы с помощью шнурка прикрепить к картинке.

 «Радуга»

1. Артикуляционная гимнастика «Котенок»

Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.

2. «Радуга»

Цель: развитие умения соотносить основные цвета радуги и обозначать их словом.

Инструкция: педагог знакомит ребенка со всеми цветами РАДУГИ

3. Сделай РАДУГУ»

Цель: развитие умения соотносить основные цвета радуги и обозначать их словом.

Инструкция: на столе лежат полоски цветной бумаги, педагог предлагает ребенку разложить полоски бумаги как на картинке.

Формирование  понятия ФОРМА

«Круг»

1.  Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата.

2.«Веселые фигуры КРУГ »

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах.

Инструкция: поочередно показать ребенку геометрические фигуры: круг. Проговорить их названия, назвать их особенности  и свойства, предложить ребенку методом наложения предметы круглой формы в свои окошечки на картинке.

3. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного напряжения. (Приложение № 39)        

 «Овал»

1.  Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата.

2.«Веселые фигуры ОВАЛ »

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах.

Инструкция: поочередно показать ребенку геометрические фигуры: круг. Проговорить их названия, назвать их особенности  и свойства, предложить ребенку методом наложения предметы круглой формы в свои окошечки на картинке.

3. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного напряжения.

Занятие 11 - «Прямоугольник»

1.  Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата.

2.«Веселые фигуры ПРЯМОУГОЛЬНИК »

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах.

Инструкция: поочередно показать ребенку геометрические фигуры: круг. Проговорить их названия, назвать их особенности  и свойства, предложить ребенку методом наложения предметы круглой формы в свои окошечки на картинке.

3. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного напряжения.        

 «ТРЕУГОЛЬНИК»

1.  Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата.

2.«Веселые фигуры ТРЕУГОЛЬНИК »

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах.

Инструкция: поочередно показать ребенку геометрические фигуры: круг. Проговорить их названия, назвать их особенности  и свойства, предложить ребенку методом наложения предметы круглой формы в свои окошечки на картинке.

3. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного напряжения.

 «КВАДРАТ»

1.  Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата.

2.«Веселые фигуры КВАДРАТ »

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах.

Инструкция: поочередно показать ребенку геометрические фигуры: круг. Проговорить их названия, назвать их особенности  и свойства, предложить ребенку методом наложения предметы круглой формы в свои окошечки на картинке.

3. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного напряжения.        

 Формирование  зрительного ВОСПРИЯТИЯ

 «Лягушата»

1. Артикуляционная гимнастика « Котенок»

Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.

 2.  «Чудесный мешочек»

Цель: развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Инструкция: в мешочек кладем разные кусочки материалов. Ощупывая предметы, просим ребенка назвать их свойства (твёрдый, мягкий, пористый, пушистый, шершавый и т.д.), предварительно проговорив о них.

3. «Лягушата»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Инструкция: рассмотри картинку «Найди тень» и положи карточку на свою тень.

4. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.

«Бельчата»

1. Артикуляционная гимнастика « Выше дуба»

Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.

         2.  «Чудесный мешочек»

Цель: развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Инструкция: в мешочек кладем разные кусочки материалов. Ощупывая предметы, просим ребенка назвать их свойства (твёрдый, мягкий, пористый, пушистый, шершавый и т.д.), предварительно проговорив о них.

3. «Бельчата»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Инструкция: рассмотри картинку «Найди тень» и положи карточку на свою тень.

4. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.

 «Ежата»

1. Артикуляционная гимнастика « Маятник часов»

Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.

2.  «Чудесный мешочек»

Цель: развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Инструкция: в мешочек кладем разные кусочки материалов. Ощупывая предметы, просим ребенка назвать их свойства (твёрдый, мягкий, пористый, пушистый, шершавый и т.д.), предварительно проговорив о них.

3. «Ежата»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Инструкция: рассмотри картинку «Найди тень» и положи карточку на свою тень.

4. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.

 «Медвежата»

1. Артикуляционная гимнастика « Мишка»

Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.

 2.  «Чудесный мешочек»

Цель: развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Инструкция: в мешочек кладем разные кусочки материалов. Ощупывая предметы, просим ребенка назвать их свойства (твёрдый, мягкий, пористый, пушистый, шершавый и т.д.), предварительно проговорив о них.

3. «Медвежата»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Инструкция: рассмотри картинку «Найди тень» и положи карточку на свою тень.

4. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.

 «Зайчата»

1. Артикуляционная гимнастика « Рыжий кот»

Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата. (Приложение 40)

 2.  «Чудесный мешочек»

Цель: развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Инструкция: в мешочек кладем разные кусочки материалов. Ощупывая предметы, просим ребенка назвать их свойства (твёрдый, мягкий, пористый, пушистый, шершавый и т.д.), предварительно проговорив о них.

3. «Зайчата»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Инструкция: рассмотри картинку «Найди тень» и положи карточку на свою тень.

4. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.

Развитие умения находить различия и общие свойства предметов

 «Соедини картинку»

1.  Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата.

2. Упражнение «Соедини картинку»

Цель: развитие зрительного восприятия, умения находить различия и общие свойства предметов.

Инструкция: внимательно посмотри на картинку, найди карточку с продолжением предмета. Назови предмет.

3. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.        

4. «Забавные шнурки»

Цель: развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, ориентировке в пространстве.

Инструкция: предлагаем посмотреть картинку с изображением предметов, такие же предметы лежат на столе, ребенку предлагаем эти предметы с помощью шнурка прикрепить к картинке.

 «Соедини картинку»

1.  Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата.

2. Упражнение «Соедини картинку»

Цель: развитие зрительного восприятия, умения находить различия и общие свойства предметов.

Инструкция: внимательно посмотри на картинку, найди карточку с продолжением предмета. Назови предмет.

3. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.

4. «Сказочные кубики»

Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.

Инструкция: на столе лежат кубики с изображением фруктов, ребенку предлагаем собрать распавшиеся кубики с фруктами по картинке.

«Соедини картинку»

1.  Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата.

2. Упражнение «Соедини картинку»

Цель: развитие зрительного восприятия, умения находить различия и общие свойства предметов.

Инструкция: внимательно посмотри на картинку, найди карточку с продолжением предмета. Назови предмет.

3. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.        

4. «Забавные шнурки»

Цель: развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, ориентировке в пространстве.

Инструкция: предлагаем посмотреть картинку с изображением предметов, такие же предметы лежат на столе, ребенку предлагаем эти предметы с помощью шнурка прикрепить к картинке.

«Соедини картинку»

1.  Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата.

2. Упражнение «Соедини картинку»

Цель: развитие зрительного восприятия, умения находить различия и общие свойства предметов.

Инструкция: внимательно посмотри на картинку, найди карточку с продолжением предмета. Назови предмет.

3. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.

4. «Сказочные кубики»

Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.

Инструкция: на столе лежат кубики с изображением фруктов, ребенку предлагаем собрать распавшиеся кубики с фруктами по картинке.        

«Соедини картинку»

1.  Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата.

2. Упражнение «Соедини картинку»

Цель: развитие зрительного восприятия, умения находить различия и общие свойства предметов.

Инструкция: внимательно посмотри на картинку, найди карточку с продолжением предмета. Назови предмет.

3. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.        

4. «Фрукты, овощи»

Цель: развитие зрительного восприятия, сравнение и общение предметов

Инструкция: предлагаем рассмотреть фрукты и овощи, разложить предметы каждый в свою корзинку.

«Угадай по тени»

1. Артикуляционная гимнастика « Белка»

Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.

 2. «Забавные шнурки»

Цель: развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, ориентировке в пространстве.

Инструкция: предлагаем посмотреть картинку с изображением предметов, такие же предметы лежат на столе, ребенку предлагаем эти предметы с помощью шнурка прикрепить к картинке.

3. «Угадай по тени»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Инструкция: рассмотри картинку «Найди тень» и положи карточку на свою тень.

4. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.

         «Угадай по тени»

1. Артикуляционная гимнастика « Бегемотик»

Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.

 2. «Сказочные кубики»

Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.

Инструкция: на столе лежат кубики с изображением фруктов, ребенку предлагаем собрать распавшиеся кубики с фруктами по картинке.        

3. «Угадай по тени»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Инструкция: рассмотри картинку «Найди тень» и положи карточку на свою тень.

4. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.

«Угадай по тени»

1. Артикуляционная гимнастика « Хоботок слоненка»

Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.

 2. «Фрукты, овощи»

Цель: развитие зрительного восприятия, сравнение и общение предметов

Инструкция: предлагаем рассмотреть фрукты и овощи, разложить предметы каждый в свою корзинку.

3. «Бельчата»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Инструкция: рассмотри картинку «Найди тень» и положи карточку на свою тень.

4. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.

 «Угадай по тени»

1. Артикуляционная гимнастика « Слоненок и щенок»

Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.

 2. «Забавные шнурки»

Цель: развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, ориентировке в пространстве.

Инструкция: предлагаем посмотреть картинку с изображением предметов, такие же предметы лежат на столе, ребенку предлагаем эти предметы с помощью шнурка прикрепить к картинке.

3. «Бельчата»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Инструкция: рассмотри картинку «Найди тень» и положи карточку на свою тень.

4. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.

 «Угадай по тени»

1. Артикуляционная гимнастика « Хомячок»

Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.

2. «Сказочные кубики»

Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.

Инструкция: на столе лежат кубики с изображением фруктов, ребенку предлагаем собрать распавшиеся кубики с фруктами по картинке.        

3. «Бельчата»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Инструкция: рассмотри картинку «Найди тень» и положи карточку на свою тень.

4. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.

 Формирование и закрепление понятий ЦВЕТ и ФОРМА

Занятие 29 «Круг»

1.  Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата.

2. Упражнение «Круг»

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах.

Инструкция: Покажи красный круг. На что похожи предметы на картинке? С цветной вкладки вырежи такой же круг и наклей его. Сколько на картинке яблок? Покажи столько пальчиков, сколько на картинке яблок. Чего еще по одному на картинке? Сколько здесь мячиков? Покажи большой мячик. Какого он цвета? 

3. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.        

 «Квадрат и куб»

1. Артикуляционная гимнастика « Котенок»

Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.

 2. Упражнение «Квадрат и куб»

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах.

Инструкция: Покажи на картинке красный квадрат. Вырежи такой же и наклей его рядом. Что на картинке, похоже на квадрат? Сколько здесь флажков? {Много.) Найди два одинаковых флажка и обведи их карандашом. Какого они цвета? Покажи самый большой флажок. Покажи кубик. Что здесь похоже на кубик?

3. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.

 «Треугольник»

1.  Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата.

2. Упражнение «Треугольник»

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах.

Инструкция: Покажи на картинке красный треугольник. Вырежи такой же красный треугольник и наклей его рядом. Что на картинке похоже на треугольник? Что не похоже? Покажи. Сколько треугольников у елки? (Много.) Какого цвета елочка? На листе бумаги построй елочку больше, чем эта. Какого цвета колечки у пирамидки? 

3. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.        

 «Найди похожее»

1. Артикуляционная гимнастика « Выше дуба»

Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.

 2. Упражнение «Найди похожее»

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах.

Инструкция: Что нарисовано на картинке? Покажи, на что похож каждый предмет (помидор, мухомор, шарик, книга). Возьми карандаш и соедини линиями предметы и геометрические фигуры. Раскрась фигурки так же, как и предметы, на которые они похожи. Какие предметы на картинке одинакового цвета? 

3. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.

 «Угадай цвет»

1.  Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата.

2. Упражнение «Угадай цвет»

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах.

Инструкция: Зайчик рисовал картинку и помыл кисточки в баночках с водой. Какими красками он рисовал? Соедини эти краски с «цветной водичкой». Какими красками он не рисовал? Соедини треугольник, квадрат и круг с баночками, на которые они похожи. Раскрась фигуры таким же цветом, какого цвета вода в баночках. 

3. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.        

 «Построй домик»

1. Артикуляционная гимнастика « Маятник часов»

Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.

 2. Упражнение «Построй домик»

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах.

Инструкция: Посмотри, какой красивый домик построил ежик. Какие фигуры он использовал? Какого они цвета? Гномик тоже хочет построить домик. Помоги гномику, вырежи из цветной вкладки квадрат и треугольник и построй из них домик для гномика. Какого цвета получился домик? 

3. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.

«Построй пирамидку»

1.  Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата.

2. Упражнение «Построй пирамидку»

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах.

Инструкция: Котик построил пирамидку. Какого цвета фигурки он использовал? Вырежи из цветной вкладки фигурки и построй такую же пирамидку. Покажи столько пальчиков, сколько было пирамидок. А теперь покажи столько пальчиков, сколько стало пирамидок. Что котик держит в лапках? Какого цвета кубик? 

3. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.

«Соедини фигуры»

1. Артикуляционная гимнастика « Мишка»

Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.

2. Упражнение «Соедини фигуры»

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах.

Инструкция: Покажи на картинке круги (квадраты, треугольники). Покажи красные фигуры (синие, зеленые). Возьми красный карандаш и соедини фигуры одного цвета. А теперь возьми синий карандаш и соедини фигуры одинаковой формы. Где большой круг (треугольник, квадрат)? Где маленький круг (треугольник, квадрат)? 

3. Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного восприятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ2

КОМПЛЕКСЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

                                         1.        «Дождик»

Капля первая упала-кап!        (Сверху пальцем показывает

траекторию ее движения.)

     И вторая прибежала - кап!

Мы на небо посмотрели,        (Смотрят наверх.)

Капельки кап-кап запели.

 Намочились лица,

Мы их вытираем.        (Вытирают лицо руками.)

Туфли, посмотрите,        (Показывают руками вниз и смотрят.)

Мокрыми стали.        

Плечами дружно поведем        (Движения плечами.)

И все капельки стряхнем.
От дождя убежим,
Под кусточком посидим.        
(Приседают.)

                                   2.        «Зарядка»

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.        (Встают, руки на поясе.)

Руки в стороны - согнули,        (Выполняют данные движения.)

Вверх подняли - помахали,        

Спрятали за спину их,

     Оглянулись:

     Через правое плечо

     Через левое еще.

     Дружно присели

     Пяточки задели,

  На носочки поднялись,

  Опустили руки вниз.

                                3. «Самолёт»

Пролетает самолет,

С ним собрался я в полет. (Смотрят вверх и водят паль-

                                             цем за пролетающим самоле том.)

 Правое крыло отвел -

Посмотрел.           (Отводят вверх руки поперемепно 

Левое крыло отвел -            и прослеживают взглядом.)

Поглядел.            

Я мотор завожу                  (Делают вращательное движение   перед  

И внимательно гляжу.            грудью   и прослеживают взглядом.)    
Поднимаюсь, ввысь лечу,    (Встают на носочки и выполняют

Возвращаться не хочу.           летательное движение.)

4. «Жук»

В группу к нам жук влетел,            (Грозят пальцем.)

Зажужжал и запел: «ж-ж-ж».

Вот он вправо полетел                  (Указывают рукой направление

           и прослеживают взглядом.)
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел.
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть                          
(Правой   рукой   указывают

                                      направление движения к носу

                 со стороны.)
Не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился.                
(Направление движения вниз

          и приседание.)

Зажужжал и приземлился.        (Делают вращательное двигают

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.               руками типа волчка и встают)

Жук, вот правая ладошка,        

Посиди немножко.           (Поочередно протягивают руки

Жук, вот левая ладошка,           и смотрят на них.)

Посиди немножко.

Жук вверх полетел         (Поднимают руки вверх и

И на потолок присел.         смотрят.)

На носочки мы привстали,         (Поднимаются па носочки и

вытягивают руки вверх.)

Хлопнем дружно        (Хлопки над головой)

Хлоп-хлоп-хлоп,        (Имитируется полет жука и

Чтобы улететь он смог.        садятся на стульчики.)
Ж-ж-ж-ж-ж-ж.

5. «Прогулка в зимний лес»

Мы пришли в зимний лес.             (Ходьба по комнате.)

Сколько здесь вокруг чудес!        (Разводятруками.)
Справа - березка в шубке стоит,    (Руки отводят в указанную

Слева - елка на нас глядит.        сторону и смотрят.)

Снежинки на небе кружатся.        Движения    «фонарики»    и

смотрят вверх.)

На землю красиво ложатся.        (Приседают.)

Вот зайка проскакал,              (Прыжки.)
От лисы убежал.
Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет.        (Руки  на  поясе,   наклоны   в стороны.)

Все мы спрячемся сейчас,        (Приседают, прячась.)
Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,        (Имитируют сон.)
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири,

Как красивы они!        (Имитируют полет птицы.)

В лесу красота и покой,        (Разводят руки в стороны,)

А нам уже пора домой.        (Садятся на свои места.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие «Сказка про Топтыжку» (дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста)

Использование в работе  дидактического пособия  «Сказка про Топтыжку» педагога Мрочковской Е В,  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада...

Ранний возраст - золотая пора сенсорного воспитания Дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук

Раннее детство (1-3 года) – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё осваивается впервые, всё только начинается – речь, игра, общение...

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному развитию и воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира....

Сенсорное развитие Дидактическое пособие по сенсорному развитию «Светофор»

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, - когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и...

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...

«Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством использования дидактических игр по сенсорному развитию»

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности - один из основных принципов дошкольного образования, утвержденных ФГОС. Развитие познавательного...