Психологичекая поддержка семьи в ДОУ
методическая разработка по теме

Деордиева Инна Александровна

В данной статье практические рекомендации ро работе с родителями в ДОУ, с образцом анкеты для родителей и совмнстного развлечения для детей, родителей и педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Психологическая поддержка семей ДОУ

Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: меди цинских, сексологических, педагогических, психологических, юри дических, экономических... Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опи рающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возник новение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справ ляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непре рывное образование взрослых выступает фактором поддержки со циальной грамотности и компетентности. В свою очередь деятельность педагогиче ского коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.

Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция — обучать родителей самостоятельно му решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в сис теме «воспитатель — родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

И воспитатель, и родитель — взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодей ствия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает.

Именно поэтому содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием и не может быть единого стандарта: жиз ненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива — уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.

Наиболее существенным фак тором, влияющим на воспита ние личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью вли ять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной за висимостью от них.

Не всегда удается ладить со своим ребенком. Частые капризы, плачь и конфликты зачастую возникают из-за того, что родителю бывает трудно понять своего ребенка, найти к нему подход.

Психологическая поддержка родителей давно зарекомендовала себя как одно из направлений психологической помощи.

 Её необходимость наиболее ощутима  при взаимодействии психолога с семьей воспитывающего ребенка, который пошел в детский сад и родители не могут давать ему столько внимания как раньше. Среди таких семей, а особенно матерей очень часто проявляется состояние растерянности, трудности понимания и принятия правил и норм группы.

Поддержка является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Родители должны стремиться к тому, чтобы у ребенка не сформировалась тенденция к постоянному ожиданию неудачи и разочарования. Важно поддерживать и поощрять ребенка.

Родительская поддержка – это процесс: в ходе которого родитель сосредоточивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности, который помогает ребенку избежать ошибок, который поддерживает ребенка при неудачах.

Поддерживать ребенка – значит, верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности.

Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится родителю.

Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения. И здесь основополагающим выступает психологические сопровождение.

Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.

    Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы психологической службы, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

   Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от ступени образования. Дошкольному образованию в этой системе отводится первостепенная роль, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. В виду того, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребенка закладываются в дошкольном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи дошкольного возраста приобретает особую значимость и актуальность.

    Психологическая служба в МДОУ №19 «Светлана» призвана содействовать:

- созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка;

- повышению качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени;

- повышению психологической компетентности родителей и педагогов;

- поддержке родителей;

- развитию дошкольного образовательного учреждения в целом.

Чтобы выстраивать конструк тивные взаимоотношения с се мьей, психолог должен знать социальный и культурный кон текст, внутри которого суще ствует семья, ее структурные особенности, характер устано вок по отношению к ребенку. С этой целью мы изучаем внут рисемейные отношения: про водим анкетирование, предла гаем тесты, обобщаем семей ный опыт по вопросам, в част ности, физического, экологического, умственного воспитания в семье, а также организуем ро дительские конференции, клу бы, семинары-практикумы, тренинги, интересуемся педагогической культурой родителей. Задача психолога на данном этапе — помочь родителям понять, каков уровень их педагогической грамотности, какие цели воспитания преследуются в семье, каким образом они пытаются их реализовать. Педагог -  психолог тесно взаимодействует с воспитателями, специалистами и непосредственно с детьми и их родителями.

Для психологической поддержки семьи  мы привлекаем родителей в построение жизни в детском саду и  используем такие формы сотрудничества с семьей:

Дни открытых дверей: анкетирование, с помощью анкет мы получаем информацию о степени вовлеченность родителей в процесс воспитания детей, узнаем их пожелания и ожидания; просмотр детских утренников, вечеров досуга, совместная деятельность по созданию мини-музеев, экскурсии, совместная исследовательская деятельность, просмотр открытых занятий, проведение «Дня здоровья» все это проводится совместно с родителями.  

Общие родительские собрания: родительские субботники, трудовые десанты, индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей, клубы «Здоровая семья», «Успешные родители», «Семейная гостиная» консультации педагогов - специалистов, горячая линия для родителей, где они могут задать интересующие их вопросы о развитии из ребенка и жизни детского сада.

Собрания родителей по группам; папки-передвижки, совместное оформление фотовыставки детского сада, информационные стенды на которых идет постоянная смена информации о жизни группы; библиотечки семейного чтения, создание «экологической тропы», работа по озеленению территории, посадка саженцев.

Психологическая поддержка семьи по охране и укреплению здоровья детей, их полноценному интеллектуальному и физическому развитию в МДОУ №19 имеет положи тельный результат при следую щих условиях:

— вера в важность и необходи мость совместных действий семьи и ДОУ;

— в то, что семья способна к позитивным изменениям;

— учет интересов и возрастных особенностей детей и родите лей;

— использование активных форм взаимодействия родителей и сотрудников ДОУ.

 Благодаря налаживанию со трудничества психолога, педаго гов, родителей постепенно оп ределяется ведущая проблема в семье, которую взрослые счита ют наиболее важной и сложной для решения.

Таким образом, специфика работы с семьями воспитанни ков заключается в психологичес кой поддержке взрослых, снятии недоверия к специалистам. Всем своим поведением воспитатель и педагог должны проявлять ис кренний интерес ко всему, чем живет ребенок, уважение к его родным, готовность к тесному контакту с ними. Это взаимодействие осуществляется путем организации коллективных дел.

В приложении мы приводим примеры анкет для родителей, методические рекомендации для беседы с родителями, развлечение.

Список литературы

  1. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособия для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.6 ЛИНКА – ПРЕСС, 2007. – 176 с.
  2. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.
  3. \\ Воспитатель ДОУ №6/2007.
  4. \\ Воспитатель ДОУ №5/2008.

Приложение

Анкета для родителей №1.

«Общение в семье»

Цель: раскрыть особенности общения родителей с детьми

1. Единодушны ли вы с вашим(ей) супругом (ой) в воспитании ребёнка?

2. Какова ваша позиция в общении с ребёнком (доминирующая, на равных)?

3. Как чаще всего вы воздействуете на ребёнка – в виде указаний, объяснений, внушения, убеждения, просьб?

4. Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете ребёнка, но не слышите его? (Часто, иногда, никогда)

5. Оскорбляете ли вы ребёнка (в речевой форме) при конфликте с ним? (Да, иногда, никогда)

6. Учитываете ли вы эмоциональное настроение вашего ребёнка? (Всегда, иногда)

7. Как часто вы делаете замечания ребёнку, если он допускает ошибки в общении? (Всегда, иногда, никогда)

8. Напоминаете ли вы ребёнку, если он забывает говорить речевые, этикетные формулы?

9. Всегда ли вы понимаете настроение ребёнка?

10. Понимаете ли вы ребёнка в процессе общения по его жестам и мимике?

11. Какие приёмы и как часто используются в семье для развития у ребёнка умения общения?

12. С какими трудностями вы встречаетесь в процессе формирования культуры общения?

13.Что мешает вашему полноценному общению с ребёнком?

Анкета для родителей №2.

«Родители о своем ребенке»

 (по материалам В.С. Богословской)

1. С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время, бывает более откровенен?

2. Как ваш ребенок реагирует на похвалу и на наказание?

3. Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, а какие хуже?

4. Как ваш ребенок реагирует на порицание?

5. Есть ли у него обязанности по дому? Какие?

6. С кем дружит ваш ребенок?

7. Как часто у вас в доме бывают друзья вашего ребенка?

8. Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?

9. К каким видам деятельности ваш ребенок проявляет склонности, интересы?

10 .Что вы хотели бы сообщить о своем ребенке?

Анкета для родителей №3.

 «ЭКОЛОГИЯ И КУРЕНИЕ»

Сколько членов вашей семьи курят?  _________

Бывает ли так, что ваш ребенок находится в прокуренной комнате?   Да  Нет

Если вы не курите, считаете ли опасным для себя присутствие рядом курящего человека?  Да    Нет

Если вы не курите, предпочитаете покинуть помещение с курящими?  Да  Нет

Считаю, что курение усугубляет влияние неблагоприятной экологической обстановки на здоровье людей.  Да  Нет

Анкета для родителей №4.

 «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СЕМЬЕ»

Есть ли у вас дома животные? (Кошки, рыбки, собака, хомяк. и др.) _____________________________________________________________

Есть ли комнатные растения? ________________

Кто ухаживает за животными или растениями?  ______________________

Что делает при этом ребенок? _____________________________________

Бываете ли вы с ребенком на природе? _____________________________

Где ребенок обычно проводит лето? ________________________________

Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду? _______________________________________________________________

Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?  ________

Методические рекомендации «Беседа с родителями»

Обычно психологическому исследованию ребенка предшествует беседа с его родителями и воспитателем.

Если беседа проводится непосредственно перед обследованием, то ребенку пока можно дать осмотреться в экспериментальной комнате, поиграть, порисовать, почитать. Особо активного ребенка иногда рискованно оставлять одного он может что-нибудь сломать или повредить. На этот случай желательно наличие ассистента, который займет ребенка, пока психолог беседует с его мамой или воспитателем. Если присутствуют оба родителя, то можно одного из них пригласить для беседы в отдельную комнату, а второго попросить последить за ребенком.

Уже во время предварительной беседы начинают вестись записи, которые будут продолжаться в течение всего обследования. Пока что можно записать фамилию и ими ребенка, дату рождения, сослав семьи, имеющееся проблемы. В дальнейшем каждый следующий лист, относящийся к данному обследованию, желательно подписывать, указывая фамилию и имя ребенка и дату проведения обследования (поскольку в будущем возможны повторные обращения с тем же ребенком).

Не стоит сразу задавать много формальных вопросов. Лучше сначала просто выслушать родителей. Полезно записывать детали, выясняющиеся  по  ходу рассказа.  Иногда  имеет  смысл  дословно приводить  использованные  родителем или  воспитателем  слова и выражения. «Во  время  занятия  витает  в  облаках...»,  «Всегда добьется своего…», «Сколько ни делаешь замечаний, ничего не помогает...»,  - подобные высказывания содержат очень полезную информацию, которая потеряется, если вы попытаетесь перевести их на более строгий язык.

Основные задачи предварительной беседы можно сформулировать следующим образом:

- получить общее представление о том, как родитель (воспитатель) воспринимает ребенка и сложившуюся ситуацию, которая его беспокоит;

- познакомиться с типичными поведенческими проявлениями ребенка и выяснить, как обычно реагируют на них окружающие его люди (взрослые и дети);

- собрать анамнестические данные, сведения о семейной и садовской ситуации.

Решение последней задачи лучше отложить на конец беседы. Некоторые важные данные родитель (воспитатель), скорее всего, изложит сам, в ходе свободного рассказа о проблемах, по которым он обратился к психологу. Для дополнения анамнеза придется после окончания рассказа задать дополнительные вопросы. В зависимости от характера жалобы, могут иметь значение разные аспекты анамнеза. Можно использовать следующую (достаточно общепринятую) классификацию проблем:

— проблемы, связанные с умственным развитием;

—  поведенческие проблемы;

—  эмоциональные и личностные проблемы;

—  проблемы общения;

— неврологические проявления.

Проблема, заявленная родителем (воспитателем), может не соответствовать реально существующей. Например, неуспеваемость ребенка,  воспринимаемая как следствие нарушений в умственном развитии может в действительности объясняться эмоциональными отклонениями или сниженной мотивацией. Подлинной причиной поведенческих нарушений может оказаться умственная отсталость, приводящая к непониманию ребенком тех или иных ситуаций. Тем не менее, приведенные выше направления сбора анамнеза все равно окажутся полезными. Возможно лишь, что в последующей беседе, которая будет проводиться уже после психологического обследования ребенка, придется собрать сведения и по некоторым дополнительным направлениям. Не имеет смысла стараться во всех случаях собирать полный анамнез. Это занимает очень много времени, а значительная часть полученных сведений часто оказывается не нужна.

ЛЕТНИЕ

«МАЛЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Ярко украшена флагами, листочка ми, шарами спорт площадка.

Дети младших и средних групп расположились вокруг арены.

Юные барабанщики открывают парад.

Под звуки марша участники со ревнований старших и подготовительных групп выстраиваются перед зрителями.

У каждого ребенка на груди эмблема с указанием имени, фамилии, возраста.

После внесения олимпийского флага и огня участни ки произносят клятву Олимпиады.

Пять дней дети будут соревноваться, и выяснять: кто лучший в кроссе, прыжках, метании мяча, гон ках на велосипедах.

Каждый день будут подводиться итоги.

Все уви дят награжденных победителей, при зеров.

Никто не будет забыт, каждый участник получит памятный пода рок.

Сценарий недели здоровья

Цель: выявить способности и ин тересы детей, воспитать волевые ка чества, развить стремление к победе и уверенность в своих силах, на учить не только получать радость от своих результатов, но и пережи вать за товарищей.

Предварительная работа

Беседы об олимпийских видах спорта, чтение книг, просмотр ил люстраций о спорте и спортсменах.

Ежедневные пробежки до 300м, включенные в утреннюю гимнасти ку, тренировка по различным видам спорта.

1й день — открытие Малых Олимпийских игр.  Кросс

Родители устраиваются на ска мейках как на трибунах.

Праздник открыва ют юные барабанщики.

За ними идут главный судья и участники со ревнований.

Все выстраиваются пе ред трибуной.

Ведущий: - Что такое Олимпиада?

Это честный спортивный бой!

В ней участвовать — это награда!

Победить же может любой!

Звучит торжественная музыка, вно сят олимпийский флаг.

Выбегает девоч ка, держа в руке чашу с символическим олимпийским огнем, и встает рядом с флагом.

Входят девочка и мальчик.

Сейчас все участники дадут тор жественную клятву.

Девочка и мальчик:

- Мы обещаем, что выступим на Малых Олимпийских играх в честных

со ревнованиях.

Главный судья соревно ваний:

 - От имени всех судей я обе щаю, что на Малых Олимпийских играх мы будем исполнять наши обязанности честно, уважая и со блюдая правила, по которым они проводятся! Девиз соревнований: «Главное не победа, а участие».

Ведущий: - Флаг Малых Олим пийских игр поднять!

(Под звуки музыки поднимают олим пийский флаг.)

- Считать Малые Олимпийские игры открытыми!

(Выступление девочек - гимнасток с лентами,

в конце выступления девочки делают из пяти колец эмблему).

- Олимпиада объединяет всех лю дей земного шара.

Встречайте пред ставителей жаркой Африки.

Группа детей исполняет танец под песню

«Чунга - чанга» или Л. Агутина «Парень черноко жий».

- А вот на сцену выходят ковбои.

Группа мальчиков «ковбоев» выпол няет

различные спортивные упражне ния под музыку

(с гимнастическими палками, пистолетами, веревками).

- Встречайте гостей из Азии.

Группа девочек исполняет восточный танец.

- Вы слышите музыку из России. Встречайте русских гостей.

Группа детей в русских костюмах исполняет хоровод.

После концерта участники сорев нований делают общую разминку под музыку и уходят на старт.

Дистанция между «стартом» и «финишем» размечена цветными флажками.

В руках у судей секун домеры.

На финише записывают результа ты и подводят итоги (по возрастным категориям).

Во время подготовки к соревнова ниям дети младших и средних групп участвуют в подвижных иг рах и аттракционах.

Начинается забег.

Судейская кол легия советуется и выносит реше ние.

Звучит торжественная музыка.

Главный судья называет победите лей, они занимают свои места на пьедестале, почетные гости вручают им медали и сувениры

(отдельно для девочек и мальчиков в соответ ствии с возрастом).

2й день — соревнования по прыжкам в длину с разбега

Звучит музыка, зрители рассажи ваются на трибунах.

Под звуки спортивного марша входят участни ки соревнований и делают круг по чета под аплодисменты.

Начинается разминка, в которую включены упражнения для укрепле ния мышц ног: махи, приседания и т.д.

Закончив разминку, участники соревнований приглашаются в сек тор для прыжков в длину, где дела ют пробные прыжки, выслушивают ся советы и замечания тренера — воспитателя.

В это время дети младшей и сред ней групп участвуют в подвижных играх и аттракционах.

В ходе сорев нований по прыжкам в длину с разбега каждый участник имеет право сделать три попытки.

Судьи фиксируют результаты, выявляют победителей и призе ров.

Почетные гости вручают на грады.

3й день — соревнования по метанию малых мячей на даль ность

Общая разминка под музыку.

1. Поднятие тяжестей (пластмас совые гири, для «силачей» — гири с водой).

2. Броски набивного мяча из положения: сидя, ноги врозь, двумя ру ками из-за головы.

3. Подбивание воздушного шари ка палкой, удерживая его как можно дольше над землей.

4. Эстафета «Посадка картофе ля».

Участвуют две команды, в ру ках у детей, начинающих эстафету, корзинки с малыми мячами, плос кие обручи.

Участники бегут и «сажают»  картофель  (мячи)  в лунки (обручи), возвращаются и передают корзинку следующему ребенку и т.д.

Участники соревнований по ме танию малых мячей делают три по пытки.

После подведения итогов судьи выявляют победителей, которые за нимают места на пьедестале почета и получают награды.

4й день — соревнования по прыжкам в высоту с разбега.

Общая разминка под музыку со специальными упражнениями для подготовки к прыжкам в высоту.

5й день — соревнования по велокроссу.

Родители приводят детей со свои ми велосипедами, которые оставляют в определенном месте на «стоянке».

Перед соревнованиями участни ки Олимпиады под руководством воспитателя самостоятельно ката ются — тренируются на участке.

В назначенное время звучит му зыка, всех призывают к месту стар та.

Велокросс проходит строго по правилам:

— не толкать спортсмена;

— не удерживать руками за одежду или велосипед;

—если упал, то постарайся встать и продолжить путь.

Участники соревнования делятся по возрастам и по типам велосипе дов (двух-, трехколесные).

Оставив велосипеды на месте старта, дети вместе с судьей знако мятся с маршрутом (идут пешком по трассе, обозначают флажками), затем возвращаются обратно.

После кросса проводится торже ственное награждение победителей и призеров.

6 ой день — закрытие Малых Олимпийских игр

Все дети находятся на трибунах.

Под музыку маршируют участники Олимпиады, выстраиваются перед трибунами.

Ведущий: - Ну, как, ребята, вам понравилась Олимпиада?

Дети: - Да!

Ведущий: - Наш девиз простой: «Главное не победа, а участие!»

За участие в Малых Олимпийских иг рах все дети награждаются памят ными подарками (дипломами), суве нирами.

Заведующая детским садом поздрав ляет всех участников, благодарит судей скую коллегию за честную работу, благодарит родителей за участие. Родители поздравляют своих детей и всех воспитанников.

Заведующий: На этом Малые Олимпийские игры прошу считать закрытыми.

Звучит торжественная музыка, выносят олимпийский флаг и огонь.

Ведущий: Малые Олимпий ские игры закрываются, но наш праздник продолжается.

Выступление воспитанников спортивной школы.

Далее под русскую народную музы ку появляются матрешки со скомороха ми.

Все вместе поют песни, частушки, заводят хороводы.

- Вот и закончился наш праздник.

Еще раз поаплодируем нашим чем пионам.

Победители делают круг почета.

Семейная гостиная

Осенние посиделки:

У нылая пора - очей очарованье”

Зал украшен... В том числе детскими рисунками.

На столах чайные пары, осенние букеты.

Звучит музыка Джойса “Осенний сон”

Дети и взрослые входят, рассаживаются за столиками.

Ведущий - Добрый вечер, гости званные и желанные!

Милости просим на осенние посиделки.

Очень красиво и каждый по-своему говорили русские поэты об осени.

Помните, у Майкова:

“Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу”

Ребенок – А, Некрасов говорил так:

“Поздняя осень, грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели...”

Родители – А, это Пушкин:

“ Унылая пора, очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса”  

Ведущий - Светлана Мель, живущая в нашем городе об осени говорит так:

(дети по очереди читают её стихи)

Жёлтое платьице, рыжая чёлка,

Брызги веснушек на круглых щеках...

Бродит по городу осень - девчонка,

Краски и кисточки держит в руках.

Лишь за окошком заря заалела,

Лишь новый день протрубил свой привет,

Девочка Осень со знанием дела

Листики красит в оранжевый цвет.

Выйди, пройдись по шуршащим тропинкам,

Рядом услышишь таинственный звон, -

То по серебряным струнам - дождинкам

Осень проводит волшебным смычком.

Песенка эта не грустная вовсе,

Только уж очень тонка и нежна,

Ходит по городу девочка - Осень

Тихих осенних мелодий полна.

Ветер ещё ей не треплет пальтишко,

Снег ещё кос её не серебрит,

Небо ещё добродушное слишком

Над золотым её миром царит.

Скоро придёт время грустное очень,-

С первым морозом идти ей к венцу.

Ну, а пока ещё девочка - Осень,

Бусы рябины ей очень к лицу.

Начинает звучать мелодия песни “Рябинка”.

Девочки выходят на танец.

Все поют:

“Вот и осень наступила,

Сад стал золотистый

И рябинушка надела

Красное монисто...”

Ведущий - Всё-таки Осень - самое прекрасное, величавое и немного грустное время года.

Об осени говорят: (читают родители)

- Пожелтел листок - осенняя весточка.

- Гром в сентябре предвещает долгую осень.

- В лесу много рябины - осень будет дождливая.

- Грач улетает - снег пойдёт.

Ведущий - Композитор Пономаренко на стихи Сергея Есенина написал песню “Отговорила роща золотая”. Её споют взрослые.

1. Отговорила роща золотая

   Берёзовым, весёлым языком.

   И журавли, печально пролетая,

   Уж не жалеёт больше ни о ком.

2. Стою один среди равнины голой

   А журавлей относит ветер вдаль.

   Я полон дум о юности весёлой,

   Но ничего в прошедшем мне не жаль,

3. Не жаль мне лет растраченных напрасно

   Не жаль души сиреневую цветь.

   В саду горит костёр рябины красной,

   Но никого не может он согреть.

Раздаётся стук в дверь, входит Печкин, вручает письмо.

Ведущий читает письмо.

     “Страшный Невидимка объявился  в лесу. Жуткие дела стали твориться там. Кто-то безжалостно содрал с деревьев листья. Бесследно исчезли птицы. Звери испуганно спрятались в чаще. Но Невидимка находит их и там. Он делает всё, что захочет. Зайцам выкрасил задние ноги в белый цвет, рыжих белок сделал серыми, бурундуков и ежей до того запугал, что попрятались они в норы.

Исчезли куда-то лягушки и жабы, пропали бабочки и мухи. А Невидимка бродит по лесам и полям, гнет, деревья свистит. То землю дождём размочит, то морозцем закуёт. И никто ничего не может сделать. Не видно его. Невидимка он! Так кто же это? (Если дети не скажут что это осень, загадать загадку: “Она пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья”.

- Это Осень!

Звучит волшебная музыка арфы, входит Осень.

Осень -

-   Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Не виделись мы целый год,

За летом следом мой черёд.

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной?

Осенние сады и парки?

Ведущий - 

-  Да! Хороши твои подарки.

Деревья все осенним днём

Красивые такие!

Сейчас мы песенку споём

Про листья золотые.

Осень -

- Споёте песенку сейчас?

Ну что ж, я буду слушать вас.

 Осень садится, а дети поют

 Песня “Осень - кружевница”

Осень -

-  Спасибо, милые певцы!

Я вас хвалю, вы - молодцы!

Спасибо вам, мои друзья,

Ещё побуду с вами я.

Ведущий - Осень - горячая пора для земледельцев, и тех, кто помогает им убирать урожай хлеба, овощей и фруктов. Чем богаче урожай, тем богаче наша Родина. Хлеб - основной продукт питания. Он нужен каждому человеку, каждый день. Каждая пища приедается, а хлеб - никогда! Не зря говорят: “Хлеб - начало всех начал”, “хлеб - всему голова”. Ребята, вы знаете ещё пословицы и поговорки, почитайте их.

Осень - Спасибо, ребята, хорошие пословицы вы сказали.

Ведущий - А у нас в Красноярском крае тоже закончилась уборка хлеба. Славно потрудились на селе в этом году. Выращен и собран богатый урожай.

Исполняется “Красноярская полька”

(девочки с колосьями, мальчики с рулями)

Осень - Осенний урожай - это не только хлеб. На зиму заготовляют и овощи, и фрукты. Я приготовила загадки. Что растёт на нашей грядке?

1-ый ребёнок -

“Кафтан на мне зелёный,

А  сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

На вид похож, на мяч.

                                                            (арбуз)

Дети отгадывают, и ребенку надевают шапочку.

2-ой ребёнок -

“Стоит матрёшка

На одной ножке

Закутана, запутана”

                                 (капуста)

3-ий ребёнок -

 “Сидит Игнатка на грядке

Весь в заплатках.

Кто его потрогает

Тот и заплачет”

                                   (лук)

4-ый ребёнок -

“Золотое решето

Чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких зубцов,

Столько беленьких жильцов”

                                  (подсолнух)

Осень - А теперь мы поиграем.

Игра “ Ищи свой овощ “ (игра повторяется  2 -3 раза)

Ведущий - Есть хорошая русская пословица: “Делу время - потехи - час!”

Издавна на Руси люди, убрав урожай, устраивали весёлые праздники.

Пели, плясали, играли. Мы только что весело поиграли, а теперь пора показать русский перепляс.

Исполняется “Парный русский танец”

Ведущий –

А у нас в огороде тоже урожай хорош.

Но сюда слишком просто вовсе не пройдешь

Здесь есть сторож молодой,

Ходит он всегда с метлой.

Очень любит он порядок.

Вот он, кажется, идёт

В свой любимый огород.

 Входит сторож Ваня.

Инсценировка “Гости ходят в огород”

Персонажи: Петух, Коза, Бычок, Баран, Гусак

Ведущий –

“Ты, Ванюшка, должен знать

Если взялся охранять,

Так не надо засыпать!

 Ведущий предлагает послушать стихотворение И. Токмаковой.

Опустел скворечник,

Улетели птицы.

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят.

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Затем дети исполняют песню “Скворушка прощается”

Осень спрашивает у детей, кто родился осенью.

Дарит именинникам подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование традиций группы - эффективная форма психолого-педагогической поддержки семьи

В данном материале представлен опыт работы с детьми в нашей группе...

Выступление на педагогическом форуме Система поддержки и помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, в рамках муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»

В нашем учреждении функционируют 3 компенсирующие группы, которые посещают дети с различными нарушениями развития: это дети с ЗПР различного онтогенеза, дети с УО разной степени тяжести, дети с синдро...

Направление «Реализация национального проекта «Образование». «Поддержка семей, имеющих детей».Совершенствование модели социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи за счет расширения спектра современных, инновационных форм включен

Новизна и оригинальность данной идеи заключается в том, что, во-первых, на территории Пуровского района не так много подобных пунктов, а во-вторых, одним из приоритетных направлений развития образован...