Лексические темы для родителей детей старшей группы с ОНР ( 1,2,3 часть)
методическая разработка на тему

В материале представленны все лексические темы по программе Н.В.Нищевой ( старшая группа). Все распаложенно на одном листе где, отображены коррекционно-образовательные цели и картинка к теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы».

Закрепление представле ний о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, ме тель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор, ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, кормушка, корм, помощь; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный', замер зать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сы пать). Совершенствование грамматического строя речи (образо вание однокоренных слов). Совершенствование навыков звуково го анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова). Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Закрепление знаний о предложении.

 

                       

                              Лексическая тема «Новый год».

 

 Закрепление представле ний о новогоднем празднике. Уточнение, расширение и активи зация словаря по теме «Новогодний праздник» (елка, хоровод, кар навал, маска, украшение, подарок, конфетти, Дед Мороз, Снегуроч ка; веселый, праздничный, новогодний; украшать, дарить, получать, вынимать, вешать). Совершенствование навыков звукового ана лиза и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова). Авто матизация правильного произношения шипящих звуков. Совер шенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов к слову елка).

  Лексическая тема «Мебель».

         

Расширение и углубление представлении о мебели, ее назначении, деталях и частях; матери алах, из которых она сделана. Уточнение, расширение и активиза ция словаря по  теме «Мебель» (мебель, шкаф, диван, кровать, крес ло, стол, стул, комод, стенка, полка, тахта, табурет, пуф, качалка, дверца, ножка, спинка, сиденье, подлокотник; сидеть, лежать, хра нить, убирать, вешать, протирать; деревянный, кожаный, мягкий). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Закрепление знаний о предложении.

Лексическая тема «Транспорт».

                   

 Расширение и закрепле ние представлений  о  транспорте. Уточнение, расширение и акти визация словаря но теме «Транспорт» (транспорт, машина, грузо вик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон, корабль, кузов, руль, кабина, пассажир, остановка, шофер, води тель; ехать, плыть, лететь, везти, перевозить, управлять, тормозить, останавливаться; грузовой, пассажирский). Совершенство вание навыка чтения слов с пройденными буквами. Совершенст вование навыка слогового  анализа слов.

                     Лексическая тема «Профессии на транспорте»

                   

Расширение и закрепле ние представлений о профессиях людей, работающих на транспорте. Уточнение, расширение и активизация словаря  по  теме  «Профессии на транспорте» (профессия, шофер, водитель,  маши нист, летчик, капитан, кондуктор, контролер; управлять, водить. рулить, сигналить, перевозить, продавать; нужный, трудный). Совершенствование  грамматическою строй речи. Совершенствова ние навыка слогового анализа слов. Совершенствование навыков составления и чтения слов.

                             Лексическая тема «Детский сад. Профессии».

Закрепление представле ний о необходимости и значении труда взрослых людей. Расши рение и уточнение представлений о профессиях людей, работа ющих в детском саду. Расширение и активизация словаря по теме «Детский сад. Профессии» (профессия, работа, педагог, заведу ющая детским садом, воспитатель, психолог, логопед, музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания, врач, медицинская се стра, массажист, повар, кладовщик, прачка; воспитывать, учить, обменять, заниматься, помогать, руководить, лечить, готовить, варить, жарить, резать, стирать, гладить, хранить, делать мас саж; нужный, необходимый, полезный, любимый). Развитие фонема тических представлений (подбор слов на заданный звук). Совер шенствование навыка слогового анализа слов. Автоматизация произношения звука [p] в открытых слогах и словах с ними.

                                    Лексическая тема «Профессии. Швея».

Закрепление представ лений о необходимости и значении труда взрослых людей. Рас ширение и уточнение представлений о профессии швеи. Расши рение и активизация словаря по теме «Профессии. Швея» (профессия, работа, ателье, фабрика, швея, портниха, одежда, ткань, пуговица,  швейная машина, нитки, ножницы, метр: кроить, шиты нужный, необходимый, полезный). Совершенствование граммати ческого строя речи. Совершенствование фонематического вос приятия. Совершенствование навыки слогового анализа и син теза слов. Автоматизация произношения звука [р]   в словах с от крытым слогом.

                     

                        Лексическая тема «Профессии на стройке»

                       

  Расширение и закрепление представлении о профессиях людей, работающих на стройке. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Профес сии настройке» (профессия, работа, стройка, архитектор, инженер, строитель, рабочий, каменщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик, плотник, стекольщик, кровельщик, сантехник, маляр, шту катур; строить, копать, рыть, расчищать, поднимать, класть. штукатурить, красить,  крыть, стеклить, проводить; нужный, трудный, полезный). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что). Совершенствование навыка слогового анализа слов.

                       

                               Лексическая тема «Наша армия».

Закрепление представ лений о необходимости и значении труда взрослых людей. Формирование представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину. Расшире ние и активизация словаря  по теме «Наша армия»  (армия,  Родина, граница, защита, работа, специальность, труд, профессия, воен ный,  пограничник, летчик, моряк; защищать, охранять, любить, работать, трудиться, оберегать, служить, нести;  трудный, опас ный, интересный, полезным, нужный, необходимый, пограничный, государственный, внимательный, осторожный;  умело, ловко,  внимательно, осторожно, тщательно). Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [с] - [с']  в словах). Со вершенствование синтаксической стороны речи  (составление предложений по картинкам). Автоматизация  произношения  звука  [р]  в предложении.

        

                                Лексическая тема «Весна».

Закрепление представле ний о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна» (весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталинка, верба, лужа, ручей, ледоход, льдина, почка, под снежник, мать-и-мачеха, мимоза, фиалка, трава; грач, грачиха, гра чата, гнездо, скворец, соловей, аист, кукушка, ласточка, утка, гусь, лебедь, насекомое; чистый, голубой, прозрачный, первый, длинный, звонкий, хрупкий, белоносый; наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить, растить). Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распростра ненных предложений). Автоматизация правильного произноше ния звука {р] в предложении.

Лексическая тема «Комнатные растения».

Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Уточне ние, расширение и активизация словаря по теме «Комнатные рас тения» (растение, кактус, розан, толстянка, камнеломка, колеус, кливия, герань, бегония, сенполия, фикус, гортензия; подкормка, рых ление, полив, горшок, поддон,лейка;ухаживать, поливать,рыхлить, опрыскивать; комнатный, сочный, зеленый, гладкий, опушенный, ко лючий). Совершенствование грамматического строя речи. Совер шенствование навыков звукового анализа слов (выделение со гласного на фоне слова). Совершенствование навыков звукобук-венного анализа.



Предварительный просмотр:

                              Лексическая тема «Осень»

Закрепление представле ний об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активиза ция словаря по теме «Осень» (осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, короткий, ясный, длинный; идти, желтеть, краснеть, дуть, опа дать; пасмурно, солнечно, дождливо, ясно). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с су ществительными в роде и числе в именительном падеже, состав ление простых предложений и распространение их прилагатель ными). Совершенствование навыка чтения слов с пройденными буквами и навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение начального согласного звука в словах).

                                 

                                Лексическая тема «Овощи. Огород».

Звуки [п], [п'], [б], [б']. Буква Бб

 Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород» (огород, овощи, картофель, морковь, свекла, репа, редис, редька, лук, чеснок, бакла жан, кабачок, помидор, огурец, укроп, петрушка; растить, убирать, копать, дергать, срезать, укладывать, хранить, готовить, варить, жарить, солить, мариновать, тушить, нарезать; вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый). Расширение представ лений о важности труда взрослых. Совершенствование граммати ческого строя речи (согласование числительных с существитель ными, употребление существительных в форме родительного па дежа).

                 Лексическая тема «Сад. Фрукты». Звуки [б], [б'], [п], [п*].

Буква Бб

Закрепление представ лений о фруктах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Сад. Фрукты» (фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, спелый, ароматный, сочный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, зреть, собирать, заготавливать). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе). Совершен ствование навыка чтения слов с пройденными буквами и навы ков фонематического анализа (определение места звука в сло вах). Совершенствование навыка чтения.

                             Лексическая тема «Лес. Грибы. Ягоды».

Звуки [д], [д'], [т], [т']. Буква Дд

Закрепление представ лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение и расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, ли сичка, мухомор, опенок, сыроежка; ягода, кустик, земляника, чер ника, малина, клюква, брусника; собирать, заготавливать, пря таться, висеть; ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, душистый, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с су ществительными в роде и числе). Совершенствование навыка чтения слов с пройденными буквами. Совершенствование эле ментарных математических представлений, навыка счета в пре делах пяти. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

                  Лексическая тема «Одежда». Звуки [д], [д'], [т], [т’]

Закрепление представле ний об одежде, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сшита. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Одежда» (одежда, комбинезон, куртка, пальто, плащ, платье, брю ки, рубашка, кофта, свитер, шорты, майка, трусы, сарафан, колгот ки, пижама, рукав, воротник, капюшон, карман, удобный, новый, на рядный, теплый, шерстяной, шелковый, надевать, снимать, носить, стирать, гладить, чистить). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе; совершенствование навыков словообразования). Совершенствование навыков составления и чтения слов. Совер шенствование навыка звукового анализа слов (определение места звука в слове).

                                         

                                        Лексическая тема «Обувь».

Звуки [г], [г'], [к], [к']. Буква Гг

Закрепление представле ний об обуви, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сделана. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Обувь» (обувь, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, тапки, босо ножки, сандалии, шлепанцы; надевать, снимать, носить, беречь, чистить; кожаный, замшевый, резиновый, удобный). Совершенст вование навыков составления и чтения слов. Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование отно сительных прилагательных).

                Лексическая тема «Игрушки». Звуки [г], [г'], [к], [к']

Уточнение и расширение представлений об игрушках, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Уточ нение и активизация словаря по теме «Игрушки» (игрушка, кукла, коляска, кубики, конструктор, клоун, машина, играть, беречь, ло мать, придумывать, укачивать, убаюкивать; новый, красивый, яркий, интересный). Обеспечение целостного восприятия карти ны. Обучение составлению плана рассказа и рассказа по отдель ным эпизодам картины.

                                         Лексическая тема «Посуда».

Звуки [в], [в'], [ф], [ф']. Буква Вв

Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из кото рых она состоит; материалах, из которых она сделана. Форми рование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» {посуда, чайник, кастрю ля, сковорода, ковш, дуршлаг, супница, тарелка, ложка, вилка, мас ленка, солонка, хлебница; готовить, варить, жарить, кипятить, тушить, наливать, класть; столовый, кухонный, чайный, фарфоро вый, металлический, стеклянный, серебряный). Совершенствование грамматического строя речи {использование имен существитель ных в косвенных падежах), навыков слогового анализа слов. Авто матизация правильно произношения звука [ж].

                   Лексическая тема «Домашние животные зимой».

                                              Звуки [ф], [ф'], [в], [в']

                                     

 Закрепление представле ний о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зим ний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные» (животное, корова, ло шадь, коза, овца, свинья, собака, кошка, рога, грива, копыта, хлев, стойло, сено, пойло, запас; домашний, теплый, полезный, умный; кормить, поить, чистить, доить, возить, охранять, ловить, да вать, приносить). Совершенствование грамматического строя ре чи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -емок-, -ат-, -ят-). Развитие фонематических представлений (дифферен циация звуков [в]—[ф] в словах). Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Автоматизация произношения звука [ж] в открытых слогах и сло вах с ними.

        

                     Лексическая тема «Дикие животные зимой».

                                         Звуки [ф], [ф'], [в], [в']

 

                               

Закрепление представле ний о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, бар сук, заяц, белка, еж, лось, рысь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берло га, нора, дупло, логово, лежка; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой; менять, линять, спать, добывать, охотиться). Совершенство вание грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-- Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Совершенствование слоговой структуры слов (трех сложные слова с одним закрытым слогом). Автоматизация произ ношения звука [ж] в открытых слогах и словах с ними.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Почта»

Формирование пред ставлений о труде работников почты, о важности их труда. Уточ нение, расширение и активизация словаря по теме «Почта» {почта, почтальон, сумка, ящик, газета, журнал, письмо, открыт ка, телеграмма, посылка, бандероль, марка, конверт; разносить, по слать, отправлять; почтовый, свежий, поздравительный, заказной). Совершенствование навыков рассматривания картины, форми рование целостного представления об изображенном на ней. Со вершенствование грамматического строя речи. Совершенствова ние навыка составления слов из данных слогов. Профилактика нарушений письменной речи.

                     Лексическая тема «Правила дорожного движения».

Расширение представле ний о правилах дорожного движения. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Правила дорожного движения» (движение, дорога, тротуар, переход, светофор, остановка, дис танция, развязка, милиционер,регулировщик, жезл, свисток дорож ный, пешеходный, проезжая, соблюдать, переходить, нарушать, ре гулировать, следить). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). Совер шенствование синтаксической стороны речи (обучение составле нию предложений с противительным союзом а). Совершенство вание навыка слогового анализа слов.

                         Лексическая тема «Насекомые и пауки»

Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и об разе жизни. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель» (насекомое, паук, бабочка, жук, стрекоза, пчела, шмель, оса, комар, муха, муравей, гусеница, божья коровка, кузнечик, крыло, глаза, усы, личинка, куколка, яйцо; ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать, звенеть, собирать; пчелиный, комариный, пестрый, разноцветный, полезный, вредный). Совершенствование грамматического строя речи (образование слов-антонимов). Со вершенствование синтаксического строя речи (составление слож носочиненных предложений с противительным союзом а). Совер шенствование навыков звукового и звукобуквенного анализа слов. Профилактика нарушений письменной речи.

                          Лексическая тема «Времена года. Лето»

Закрепление представле ний о лете и его приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лето» (лето, жара, солнце, отпуск, каникулы, отдых, солнцепек, река, море, озеро, пляж, загар, купание; летний, жаркий, прохладный, теплый, горячий, солнечный, радостный; от дыхать, загорать, купаться, играть, кататься, ходить, ездить, ле тать). Совершенствование грамматического строя речи (согласо вание прилагательных с существительными). Совершенствование навыков слогового анализа слов. Совершенствование синтакси ческой стороны речи (составление сложноподчиненных предло жений). Автоматизация правильного произношения звука [р'] в словах и предложении. Совершенствование навыка чтения.

        

Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы».

Закрепление представле ний о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, ме тель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор, ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, кормушка, корм, помощь; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный', замер зать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сы пать). Совершенствование грамматического строя речи (образо вание однокоренных слов). Совершенствование навыков звуково го анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова). Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Закрепление знаний о предложении.

 

                       

                              Лексическая тема «Новый год».

 

 Закрепление представле ний о новогоднем празднике. Уточнение, расширение и активи зация словаря по теме «Новогодний праздник» (елка, хоровод, кар навал, маска, украшение, подарок, конфетти, Дед Мороз, Снегуроч ка; веселый, праздничный, новогодний; украшать, дарить, получать, вынимать, вешать). Совершенствование навыков звукового ана лиза и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова). Авто матизация правильного произношения шипящих звуков. Совер шенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов к слову елка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексический материал для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме «Зима»

Что должен знать о зиме ребёнок-  названия зимних месяцев; декабрь – последний месяц года;-  основные приметы зимы;- какие изменения происходят: на небе, на земле, на воде;-  что происх...

Рекомендации для родителей по лексической теме:" Космос" для детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации для родителей по лексической теме:" Космос" для детей старшего дошкольного возраста...

Рекомендации для родителей по лексической теме:" Первоцветы" для детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации для родителей по лексической теме: "Первоцветы" для детей старшего дошкольного возраста...

Лексический материал для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме «Ягоды и грибы»

Лексический материал для родителей, игры, упражнения по теме "Ягоды и грибы"...

Лексический материал для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Наши защитники"

Рекомендации для родителей, словарь, игры и упражнения по теме "Наши защитники"...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Дом» для детей старшей группы для детей с ЗПР

I. Тема: «Составление рассказа- описания с опорой на вопросы педагога» II. Цель: закреплять навыки правильного употребления лексико-грамматических категорий языка в рамках л...