Изготовление пособий и дидактических игр для детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему
Представленный мною материал может быть использован родителями для изготовления дидактических игр из "бросового материала" ( крышек).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kryshki.docx | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Изготовление пособий и дидактических игр для детей дошкольного возраста .
Крышки - предмет простейший, но тем не менее обладающий таинственным притяжением. Их всегда жалко выкидывать. Так и копятся в каждой семье большие коллекции этих маленьких , разноцветных вещиц. Мы почти всегда не знаем, что с ними делать, но на подсознательном уровне убеждены- для чего-то они пригодятся. Хочу поделиться с вами опытом, как можно использовать эти крышки в обучающем процессе работы с детьми. Крышки, изготовленные из пластмассы разного цвета, легко моются и при необходимости могут быть подвержены обработке, бывают разного размера и привлекают внимание детей всех возрастов, поэтому их можно использовать в играх по сенсорному развитию детей с самого раннего возраста. Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. А разноцветные крышки ( от минеральной воды и лимонада, питьевого йогурта, кефира) разные по форме, размеру и цвету почти всегда под рукой. Почему бы нам не использовать их в дидактических играх по сенсорике? Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно- моторной координации можно осуществить в играх с мелкими предметами- разноцветными крышечками.
Сухой аквариум. ( для детей 2-7 лет).
« Сухой аквариум»- набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике или коробке, можно предложить ребенку в любое время: когда у него плохое настроение, или, наоборот, он слишком возбужден, или ему просто нечем заняться. Главная ценность этого пособия в том, что малыш не боится что-то сломать или потерять. Погружаясь как можно глубже в наполнитель «аквариума» ( крышки), ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.
Самомассаж кистей и пальцев рук в « сухом аквариуме» ( « бассейне») способствует:
- нормализации мышечного тонуса;
- стимуляции тактильных ощущений;
- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Вариант 1. « Купание» рук в « сухом аквариуме», погружение в крышки кистей рук, рук по локоть, по плечи, шуршание крышками.
Самомассаж в « сухом бассейне» можно выполнять под музыку или сопровождать стихотворным текстом:
Опустить кисти рук в « бассейн», перемешать крышки, одновременно сжимая и разжимая кисти рук, приговаривая: В « бассейне» крышки разные: зеленые и красные.
Решили мы их посмотреть и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
Вариант 2. На дне « бассейна» спрятать игрушки из киндер- сюрпризов. Опустить кисти рук в « бассейн», перемешать крышки, затем найти и достать игрушки.
Под крышками, на дне коробке
Спрятались игрушки ловко.
Быстро крышки разберем
И игрушки мы найдем.
Вариант 3. Крышки рассыпаны по ковру ( столу, полу):
- много у нас крышек помещается в тазике?
- какого цвета крышки?
- крышек какого цвета больше ( не считая, по восприятию)?
-сортируем крышки по цветам.
- кто быстрее соберет крышки в тазик того или иного цвета?
Вариант 4. Детям предлагается рассыпать крышки и собрать их в « бассейн», снова рассыпать и собрать, и так несколько раз.
Вариант 5. « Чьи бусы длиннее?» ( « Три змейки», « Паровозик с вагончиками», « Дорожки» и т.д.)
Дети выкладывают на полу цепочки из крышек одного цвета или чередуя цвета. Чем старше дети , тем сложнее варианты, например: 4 синих, 1 красная, 5 зеленых и т.д. Цветовые варианты любые.
Можно использовать крышки в различных дидактических играх. Например: « Цветное домино».
Подбираются крышки большого диаметра. Верх каждой крышки закрашивается или заклеивается самоклеящейся бумагой по секторам.
Цель: закрепление знаний детей о цветовой гамме и оттенках цветов. Развитие восприятия, внимания, мышления, конструктивных умений, смекалки.
Вариант 1. Малыши 2-3 лет на начальном этапе освоения игры работают с двухцветными крышками, выстраивая цепочки в двух направлениях.
Вариант 2. Для детей 4-6 лет берутся четырехцветные крышки. Увеличивается площадь игры и направления цветовых цепочек.
Вариант 3. Дети 5-6 лет составляют из крышек узоры, соблюдая принцип « домино».
« Геометрическое домино»
Цель: закрепление знаний геометрических фигур. Развитие внимания, мышления.
На два сектора крышки наклеиваются разные геометрические фигуры, составляются цепочки , соблюдая принцип « домино». Совет: для изготовления этой игры крышки лучше всего брать большого диаметра.
« Модель времени» ( для детей 3-7 лет).
Цель: формирование у детей представления о некоторых промежутках времени: части суток ( утро, день, вечер, ночь); неделя ( 7 дней); сезоны ( весна, лето, осень, зима); месяца.
Младший возраст. Дети совместно с воспитателем дают определения цветным крышкам ( желтая - утро, красная- день, синяя- вечер, черная- ночь) и нанизывают их в определенной последовательности на палочку или шнур.
Средний возраст. Дети ежедневно самостоятельно нанизывают цветные крышки условленного цвета, обозначающие части суток. Между крышками- « сутками» нанизывается прокладка, разделяющая их. Строится модель недели ( месяца, сезона).
Старший возраст. Дошкольники самостоятельно строят недельные цепочки, используя цветовые обозначения дней недели, как в календаре погоды.
Дидактическая игра « Круглый год».
Цель: закрепление знаний детей о временах года, названия месяцев каждого сезона, развитие мелкой моторики рук.
Строится модель сезона, состоящего из трех месяцев, если соединить концы шнура, получается « круглый год». Ребенок , перебирая крышечки, называет месяца каждого сезона.
Дидактическая игра « Времена года».
Цель: закрепление знаний детей о временах года , основных примет сезона.
Дети подбирают картинки , на которых изображены приметы сезона и группируются возле крышки соответствующего цвета ( зима- синяя или белая, весна- зеленая, лето- красная, осень- желтая крышка).
Обоняние совершенствуется в играх с крышками от ароматных флакончиков « На что похоже». « Найди пару», « Как пахнет слово». Эти игры дают возможность не только расширить диапазон чувствительности к запахам, но и обогатить словарный запас ребенка, создать особую неповторимую ассоциативную связь новых слов, понятий, запахов.
Совершенствование двигательных функций ребенка происходит успешнее, когда в игровой комнате есть спортивный комплекс. Оборудование этого комплекса позволяет не только активизировать двигательную и творческую активность детей, но и обеспечивает постоянную физическую нагрузку, поддерживающую психофизический тонус, способствует снятию мышечного и эмоционального напряжения. Некоторое оборудование для спортивного комплекса можно изготовить из крышек, проделав в них отверстия и соединив их на шнур (разноцветные шнуры), соединив шнуры в кольцо и др.
Массажер
В маленьких крышках делается по два отверстия, затем пришиваем эти крышки как пуговицы на плотную ткань ( размеры ткани могут быть произвольными). В итоге получается массажная дорожка.
Серсо. ( для детей 4-7 лет).
Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей.
Цель: развитие внимания, глазомера, умения регулировать движения. Воспитание терпения, формирование навыков самоконтроля.
Вариант 1. Поймать крышку на ниточке в бутылочную ( пластиковую ) воронку правой и левой рукой. Какая рука поймает больше крышек за 1 мин?
Вариант 2. Поймать поочередно все крышки, удерживая в воронке уже пойманные.
Вариант 3. Ловить воронкой крышки, которые бросает другой ребенок с определенного расстояния.
Разноцветными крышками разного размера можно украшать постройки из строительного материала, постройки из песка и снега на прогулке.
С большим желанием дети выкладывают мозаику. Для мозаики пригодились те же разноцветные крышки от пластиковых бутылок. Сложили их в коробочки по цвету. Теперь мозаику можно выкладывать не только на столе, но и на асфальте, на песке, на снегу.
Используя крышки, можно украсить игровой участок. Украшенный участок сам по себе вызывает положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. Между деревьями и на веранде можно развесить гирлянды из разноцветных крышек ; зимой по краям дорожек протянуть яркие шнуры с нанизанными на них крышками для подлезания и перешагивания; снежные валы украсить орнаментом из разноцветных крышек.
Крышки соответствующих цветов ( красные крышки- гласные, синие- согласные, зеленые крышки- мягкие согласные, с наклеенным колокольчиком- звонкие) можно использовать для составления звуковой схемы слова на занятии. Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя крышки- заменители букв, соотносить слово со звуковой схемой.
Крышки можно использовать и для изготовления различных театров ( плоскостной, теневой театры), используя крышки как подставки для фигурок персонажей сказки.
Заключение.
Крышки - доступный, красочный бросовый материал, который можно и нужно использовать во многих дидактических, подвижных, сюжетных, строительных играх детей и на занятиях с детьми дошкольного возраста. Найти крышки и собрать их достаточное количество не составляет особого труда, сами дети с удовольствием помогут вам собрать их и изготовить из них интересные развивающие игры и игрушки- самоделки.
Используемая литература:
Журнал « Логопед».
Журнал « Обруч».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие "Путешествие по станциям" для детей дошкольного возраста
Аннотация на дидактическое пособие «Путешествие по станциям» Разработано на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И.Бабаева...
Технология работы с дидактическими пособиями, направленными на психомоторное развитие детей дошкольного возраста
Воркшоп (по К. Фопелю) – учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе. Учебный процесс, на котором в центре внимания – переживания участников, ...
Изготовление дидактических игр для детей дошкольного возраста.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «MARKET» (рынок)РАЗДЕЛ: «Трапезы и еда» Цель: Пополнить и закрепить словарный запас по теме «Цвета», «Фрукты и овощи»...
Дидактическое пособие по воспитанию сенсорной культуры детей дошкольного возраста "Кукла Маруся"
презентация по сенсорной культуре...
Дидактическое многофункциональное пособие «Волшебный круг знаний» для детей дошкольного возраста
Дидактическое многофункциональное пособие «Волшебный круг знаний» для детей дошкольного возраста...
Мастер-класс по изготовлению пособий для развития дыхания у детей дошкольного возраста
Этот мастер-класс будет полезен для родителей, чьи дети имеют речевые нарушения....
Мастер-класс по изготовлению пособий для развития дыхания у детей дошкольного возраста
Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня речь пойдёт о изготовлении пособий для развития речевого дыхания для детей дошкольного возраста....
- Мне нравится (1)