Учиться, играя!
статья (младшая группа) на тему
Дидактическая игра представляет собой многоплановое. сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitsya_igraya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧИТЬСЯ, ИГРАЯ!
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обога щается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, кото рую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созер цательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать боль ше. Поможем же малышу проникнуть в суть доступных ему явлений.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания свя зей между предметами и явлениями позволит игра.
Учиться, играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Практически решить эту проблему сумел наш современник, теперь хорошо известный всем Ш. А. Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. Ш. А. Амонашвили играет, общаясь со своими учениками, и вот это драгоценное умение взрослого человека стать как бы на один уровень с ребенком с лихвой вознаграждается — блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к Учителю.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и вос питательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.
Познавательное и воспитательное содержание сформулировано как цель, т. е. то, чего педагог хочет достичь, ради чего организует игру. Эта цель конкретизируется в доступной ребенку форме — в игровом задании, которое, как правило, заинтересовывает детей, но порождает у них вопрос: а как это сделать? О способах выполнения игрового задания и ска зано в правилах игры, интересных и понятных детям. В правилах игры зало жен и более глубокий смысл — познания мира и воспитания определенных нравственных качеств. Детям же правила важны как способы решения игро вой задачи, достижения успеха.
Каждый из названных структурных компонентов имеет свое определенное назначение, но все они в совокупности, а главное — во взаимосвязи, вовле кают детей в познавательную и практическую деятельность.
Дидактические игры способствуют созданию условий для самоорганиза ции детей. Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структур ные компоненты игры, наилучшим образом использовать ее потенциальные возможности. Ведь младшие дошкольники еще не в состоянии самостоятельно вести игру, а старшие и могли бы со многим справиться сами, но не всегда хотят выполнять все требования.
Как же сочетать усилия педагога и самостоятельность детей при прове дении дидактических игр? Прежде всего необходимо приготовить нужный материал. Не старайтесь все сделать сами, привлекайте детей. Они могут за ранее подобрать нужные картинки, может быть, даже нарисовать их, смасте рить необходимые эмблемы, символы. Попросите старших дошкольников помочь вам подготовиться к игре с младшей группой. Во время подготовки материала обсуждайте с детьми игровое задание, правила, ход игры. Важно, чтобы дети четко уяснили себе, что надо сделать, какого результата надо достичь игровыми действиями. Но помните — это не самоцель.
Успешно выполненным игровое задание считается лишь при условии соблюдения правил игры, в которые включены нормы поведения при совмест ной деятельности. Если им не придается должного значения и в центре вни мания детей оказывается выигрыш, они будут добиваться его любой ценой, а правила покажутся им чем-то ненужным, а то и помехой в достижении успеха. Изменить такое отношение детей к правилам игры помогут ваша на стойчивость и мотив — нарушившим правило выигрыш не засчитывается. Перед детьми возникает дилемма: если соблюдать правила игры, труднее достичь успеха, если нет — то легче обыграть других. И тогда в центре вни мания детей оказываются такие нравственные понятия, как честность и спра ведливость по отношению друг к другу. Дети постарше обычно сами решают, что нечестный выигрыш не засчитывается. Но, как правило, приходится не мало потрудиться, чтобы дети, стремясь к выигрышу, сами скрупулезно соблюдали правила. Всегда находятся дети, которые ни за что не захотят выиграть нечестным путем. Наряду с ними есть и любители схитрить: они обычно действуют по ситуации, в игре с требовательным партнером придер живаются правил, но нарушают их, играя с теми, кто им подчиняется. К та ким детям надо проявлять особое внимание.
Главная задача педагога — развивать у детей требовательность друг к другу, внимательное, но и критическое отношение к сверстникам. И только если дети сами не могут справиться с теми, кто нарушает правила, воспита тель должен прийти на помощь. Будьте внимательны к жалобам детей, не расценивайте их как ябедничество. Поймите, что в данной ситуации ребенок стремится соблюдать моральные нормы и хочет, чтобы так же поступали и другие. Только при самостоятельности детей, контроле и поддержке со сто роны воспитателя, нравственные требования, выраженные в игровых прави лах, смогут стать нормой поведения.
В построении игр можно выделить несколько типичных ситуаций.
Первая. Дети индивидуально, независимо друг от друга, выполняют игровое задание («Оденем куклу на прогулку», «Куда едут машины» и т.д.).
Вторая. Дети, выполняя игровое задание, вступают в контакт друг с дру гом: правильное решение задачи одним играющим влияет на успехи других («Знатоки», «Подбери груз к машине» и т. д.). Такие игры создают условия для практического освоения норм взаимоотношений между людьми.
Третья. Наиболее сложные игры с двумя формами взаимодействия — внутри группы и между группами; они воспитывают чувство ответственности взаимовыручку («Подбери пару», «Дом, в котором ты живешь»).
Тип отношений в игре обусловливает особенности ее организации, боль шую или меньшую самостоятельность и активность детей.
Дети лучше выполняют задание, если игра основана на знакомом им со держании. Тогда они углубляют свой жизненный опыт, совершенствуют по знание окружающего мира. Но в каждой игре предусматривается не только повторение уже известного, но и познание нового.
Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Возникая на основе организован ного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Вместе с тем в дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности — игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем предметном мире, дея тельности и отношениях людей. Игровые ситуации, которые имеются в каж дой дидактической игре, служат примером создания воображаемых ситуаций самими детьми.
Постоянно находясь в игровой среде, созданной взрослыми, дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельные сюжетно-ролевые игры.
И последнее. Успех проведения игры зависит во многом от настроения педагога. Успех обеспечен, если игра доставляет удовольствие не только детям, но и взрослому человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧИМСЯ ВМЕСТЕ – УЧИМСЯ, ИГРАЯ!
Игра – это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....
Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"
Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Играя учусь, чтобы учится, играя!! (интеллектуальное развитие детей через логико-математические игры)
laquo;За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь»(Клэй П Бодфорд)Дошкольное детство...
консультация "Учить? Играть? Учить играя!
консультация...
Консультация – практикум для родителей «Учимся, играя – играя, учимся!»
Расширение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей (значение игрушки в жизни ребёнка)....
Родительское собрание во второй младшей группе « Учимся – играя, играя - учимся»
Одной из форм взаимодействия семьи и детского сада является родительское собрание.Родительское собрания для меня это «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь...