Дети, которых не понимают взрослые
материал (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) на тему
Как разговаривать с беспокойным ребенком?
Что делать в сложной ситуации?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_kotoryh_ne_ponimayut_vzroslye.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ МО г. Краснодар детский сад №126
Дети, которых не понимают взрослые
(Консультация воспитателя для родителей)
Эффективность общения зависит не только от желания взрослого добиться опре деленных результатов, но и от того, как он это делает. И здесь имеет значение все: тон, интонация, взгляд, жесты.
Невольно возникает вопрос: как разговаривать с беспокойным ребенком?
- Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «Терпеть не могу», «Ты меня извел», «У меня нет сил», «Ты мне на доел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.
- Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ребенку время, и обязательно поговорите позже.
- Если есть возможность отвлечься от дел хотя бы на несколько минут, отложи те их, пусть ребенок почувствует внимание и заинтересованность.
- Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты - без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова.
- Разговаривая, задавайте вопросы, требующие пространного ответа.
- Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.
- Не оставляйте без внимания любую просьбу. Если ее нельзя выполнить по ка кой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет»; объясните почему. Не ставьте условий для выполнения просьбы, например: «Если ты сделаешь это, то я сделаю то-то». Тем самым взрослый может поставить себя в неловкую ситуа цию.
■
Что делать в сложной ситуации?
- Научитесь не придавать проступку чрезмерного значения, сохраняйте спокой ствие (не путайте с показным спокойствием, когда взрослый всем своим видом дает понять: «Давай, давай, мне это безразлично, это твои проблемы»). Это не означает, что нужно всегда идти на поводу у ребенка, не замечать его проступков, потакать ему, не контролировать его действия и не предъявлять к нему никаких требований. Наоборот, необходимы четкие требования (в пределах возможностей ребенка), не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения. Нужны требовательность плюс спокойствие и доброжелательность.
- Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.
- Не отождествляйте проступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь - ты плохой» порочна - закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.
4. Обязательно объясняйте, в чем проступок и почему так себя вести нельзя.
Однако, если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того, готов шлеп
нуть, вряд ли ребенок поймет, что кричать и драться нехорошо.
5. Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем («для профилак
тики»), стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает
обиду и боль. Ребенок может, не осознавая, ответить тем же. Не стоит удивляться в ■этих случаях детскому «ненавижу».
6. Не ставьте в пример «непослушному» ребенку хороших братьев и сестер, сверстников по группе, укоряя тем, что есть нормальные дети, которые никого не из водят. Взрослые - родители и воспитатели, которые не умеют держать себя в руках, а значит и не умеют себя вести, - не очень хороший пример.
Какой метод эффективнее - похвала или наказание?
Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят в детском саду, дома, дети обычно отвечают долгим молчанием. Выясняется: хвалят редко, только за реальный результат, но никогда за старание, по пытку. Работа не получает одобрения, если нет результата, удовлетворяющего взрос лого.
В процессе занятий, обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, которые позволяют ему понять, что он дейст вует правильно, дают уверенность - неудача преодолима. Обращать внимание только на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит. «Я уверен, что у тебя получится», «Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь... », «Правильно!», «Хорошо!», «Молодец, ты меня радуешь!»-эти формулы стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию.
Нам могут возразить: замечания, укоры, угрозы, наказания повышают эффек тивность. Может быть, но срок этих мер кратковременен, у большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи, а тревога и боязнь гнева прово цируют новые проступки, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций и нарушения взаимоот ношений. Угроза основана на том, что страх - достаточный мотив для достижения ка кого-то результата (и действительно, кратковременный эффект может быть), но чувст во обиды (особенно осознаваемой как незаслуженная) обычно дает обратный эффект.
Поэтому чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это должны поверить взрослые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети, которых не понимают взрослые.
Почему дети становятся беспокойными? Как вовремя обнаружить нарушения в состоянии ребёнка и как реагировать на его упрямство и своеволие? Можно ли научить неусидчивого ребёнка заниматься? Как сделать ...
Консультации для родителей. Тема: «Дети, которых не понимают взрослые»
Общение с ребенком:- как разговаривать с беспокойным ребенком?- что делать в сложной ситуации?- какой метод эффективнее похвала или наказание?...
«Дети, которых не понимают взрослые»
Консультация для педагогов и родителей...
Дети, которых не понимают взрослые
Нередко мы, взрослые, провоцируем ребенка на «плохое» поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доб...
Дети, которые не понимают взрослых...или дети, которых не понимают взрослые?
Консультация для родителей...
Консультация "Дети, которых не понимают взрослые".
Важно понять: стиль и тактика нашего общения закладываются в раннем детстве. Ребёнок испытывает средства нашего воздействия (положительного и отрицательного), нашу реакцию, нашу выдержку. И если мы пы...
Консультация для родителей " Дети, которых не понимают взрослые".
Эффективность общения зависит не только от желания взрослого добиться определенных результатов, но и от того, как он это делает. И здесь имеет значение всё: тон, интонация, взгляд, жесты....