Викторина для родителей Что? Где? Когда?
методическая разработка по теме

Зиннатуллина Татьяна Николаевна

Викторина составлена для родителей по патриотическому воспитани. Напрвлена на выявление  у родителуй  знаний о правах ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия №5»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ХИМИИ

Учитель Грамотеева С.В.

Класс: 9 «Б»

Дата: 25.01.2010


Химическое кафе «кислоты»

Цели: 

  1. обобщить и углубить знания учащихся о составе, физических и химических свойствах, применении, получении кислот;
  2. формировать умения учащихся работать в группах;
  3. развивать умения применять свои знания в нестандартных ситуациях.

Тип урока: урок – викторина.

Форма работы: групповая (класс разделен на 6 групп)

Оборудование: вытесняющий ряд металлов, концентрированная серная кислота, концентрированная азотная кислота, кусок мела – CaCO3, порошок CuO, растворы:  AgNO3, HCl, H2SO4, HNO3, гранулы Zn, индикаторы: метилоранжевый, лакмус фиолетовый, штатив для пробирок, капроновая ткань, бумага, кожа, шерсть, яблоки, лимон, витамин С, жетоны.

Место проведения: кабинет химии.

Ход урока:

Организационный момент.

Вступление. Ознакомление с меню

Учитель: Сегодня мы с вами окунемся в уже известный вам мир кислот в немного необычной обстановке. Мы посетим химическое кафе, где подаются блюда для усвоения знаний о кислотах. Это кафе необычно еще и тем, что за блюда платят посетителям, а не наоборот. Итак, ознакомьтесь с меню нашего кафе.

Меню (Слайд №3)

  1. Дегустация
  2. Первое блюдо. Понятийный тест
  3. Химическое печенье
  4. Бутерброды
  5. Коктейль
  6. Десерт «Фантазия»
  7. Торт «Сюрприз»
  8. Фирменное блюдо

  1. ДЕГУСТАЦИЯ (Слайд № 4)

Учитель. Сейчас мы с вами вспомним правила техники безопасности при обращении с кислотами, для того, чтобы свободно и правильно вести себя в кафе (Слайд № 5).

Учащимся демонстрируются опыты, которые ярко доказывают необходимость выполнения правил техники безопасности при работе с кислотами.

Опыт №1. Действие концентрированной серной кислоты на капроновую ткань.

Опыт №2. Действие концентрированной азотной кислоты на бумагу, кожу, шерсть.

Учитель. Существуют кислоты, хорошо вам известные, которые, вопреки правилам техники безопасности, можно пробовать на вкус. Вам предлагается попробовать их и с помощью таблицы (Слайд № 6) ознакомиться с их формулами. Приятного аппетита!

Таблица органических кислот

Название кислоты

Формула кислоты

Аскорбиновая кислота (витамин С)

Лимонная кислота

Яблочная кислота

Ученики угощаются яблоками, лимонами и витамином С.

  1. ПЕРВОЕ БЛЮДО. ПОНЯТИЙНЫЙ ТЕСТ (Слайд № 7)

Учитель. А сейчас вашему вниманию предлагается первое блюдо – тест с продолжением (Слайд № 8(вопросы), 9, 10 (вопросы и ответы).

Ученики должны закончить предложения.

Карточка № 1.

  1. Кислотами называют сложные вещества, которые содержат…
  2.  Лакмус в кислой среде …

Карточка № 2.

  1. По содержанию атомов кислорода кислоты делятся на …
  2. Кислота, которая соответствует оксиду углерода (IV), - …

Карточка № 3.

  1. Основность азотной кислоты - …
  2. В кислой среде метилоранж окрашивается в …

Карточка № 4.

  1. При взаимодействии оксида Фосфора (V) с горячей водой образуется…
  2. Реакцией нейтрализации называется реакция …

Карточка № 5.

  1. Валентность кислотного остатка ортофосфорной кислоты - …
  2. По основности кислоты делятся на …

Карточка № 6.

  1. Реакцией обмена называется реакция …
  2. Основность серной кислоты - …

  1. ХИМИЧЕСКОЕ ПЕЧЕНЬЕ (Слайд № 11)

Учащимся предлагается записать в пустые клетки таблицы формулы соответствующих солей и назвать соли по номенклатуре.

Карточка № 1. (Слайд № 12 (вопросы и ответы))

            металл

форму-

ла кислоты

К

Са

Al

HCl

H2SO4

H3PO4

Карточка № 2. (Слайд № 13 (вопросы и ответы))

            металл

форму-

ла кислоты

Na

Zn

Fe (III)

H2S

HNO3

H3BO3

Карточка № 3. (Слайд № 14 (вопросы и ответы))

            металл

форму-

ла кислоты

Li

Mg

Al

HCN

H2SiO3

HNO2

Карточка № 4. (Слайд № 15 (вопросы и ответы))

            металл

форму-

ла кислоты

К

Ba

Fe (III)

HBr

H2CO3

H3PO4

Карточка № 5. (Слайд № 16 (вопросы и ответы))

            металл

форму-

ла кислоты

Na

Cu (II)

Al

HF

HNO3

H3BO3

Карточка № 6. (Слайд № 17 (вопросы и ответы))

            металл

форму-

ла кислоты

Li

Pb

Fe (III)

HI

H3PO4

H2SO4

  1.  БУТЕРБРОДЫ (Слайд № 18)

Пользуясь вытесняющим рядом металлов и опорной схемой «Химические свойства кислот», составленной совместными усилиями всего класса и написанной на доске, учащиеся должны написать уравнения возможных реакций данной кислоты.

Бутерброд № 1 (Слайд № 19 (вопросы), 20, 21 (вопросы и ответы))

H2SO4 + …

Zn, NaOH, HCl, MgO, Hg, BaCl2.

Бутерброд № 2

HCl + …

Fe2O3, K2CO3, Cu, P2O5, Mg(OH)2, AgNO3

Бутерброд № 3

H2SO4 + …

Mg, KOH, HBr, CaO, CO2, ZnCl2

Бутерброд № 4

HCl + …

CaCO3, Na2O, Fe(OH)3, Ba, SiO2

Бутерброд № 5

H2SO4 + …

NaOH, Ca, P2O5, K2O, BaCl2, Ag

Бутерброд № 6

HCl + …

HNO3, CuO, Fe(OH)3, Na2CO3, Al, Au

  1. КОКТЕЙЛЬ (Слайд № 22)

Для каждой команды готовиться специальный коктейль. Учащиеся должны отгадать, из каких веществ он приготовлен.

Меню: (Слайд № 23)

  1. Коктейль «Клубничный»
  2. Коктейль «Молочный»
  3. Коктейль «Ягодка»
  4. Коктейль «Тархун»
  5. Коктейль «Содовый»
  6. Коктейль «Шипучий»

 

Коктейль «Клубничный» 

Рецепт: кислота + метилоранж

Коктейль «Молочный» 

Рецепт: HCl + AgNO3

Коктейль «Ягодка» 

Рецепт: кислота + лакмус

Коктейль «Тархун» 

Рецепт: СuO + HCl

Коктейль «Содовый» 

Рецепт: СaCO3 + HCl

Коктейль «Шипучий»

Рецепт: Zn + HCl

  1. ДЕСЕРТ «ФАНТАЗИЯ» (Слайд № 24)

Командам предлагается расшифровать неизвестные вещества, выполнив схему превращений (Слайд № 25 (вопросы), №26, 27 (вопросы и ответы)).

Карточка № 1.

X → X2O3 → X2(SO4)3

(X - Al)

Карточка № 2.

X → XO3 → H2XO4

(X - S)

Карточка № 3.

X → XO → XCl2

(X - Ca)

Карточка № 4.

X → X2O5 → H3XO4

(X - P)

Карточка № 5.

X → XO → XSO4

(X - Cu)

Карточка № 6.

X → XO2 → H2XO3

(X - C)

  1. ТОРТ «СЮРПРИЗ» (Слайд № 28)

Командам предлагается решить задачу (Слайд 29).

Карточка № 1.

Определите массу соли, образующейся при взаимодействии алюминия с соляной кислотой, содержащей хлороводород, количеством вещества 1,5 моль.

Карточка № 2.

Вычислите массу карбоната кальция (CaCO3), необходимого для получения оксида кальция массой 224 т.

Карточка № 3.

Какая масса сульфата бария (BaSO4) образуется при взаимодействии раствора, содержащего хлорид бария (BaCl2) массой 62,4 г. с избытком серной кислоты (H2SO4)?

Карточка № 4.

Какой объем раствора с массовой долей серной кислоты 10 % (плотность ρ = 1,07 г/мл) потребуется для нейтрализации раствора, содержащего 16 г гидроксида натрия?

Карточка № 5.

Сколько граммов гидроксида калия потребуется для полной нейтрализации 20 г 5 % раствора серной кислоты?

Карточка № 6.

Масса серной кислоты, содержащейся в 196 мл 10 % раствора серной кислоты (плотностью, ρ = 1,07 г/мл), равна … .

  1. ФИРМЕННОЕ БЛЮДО (Слайд № 30)

Учащиеся должны ответить на вопросы, продемонстрировав свою эрудицию.

Вопросы (Слайд № 31)

  1. Какая кислота разъедает стекло?
  2. Какие кислоты входят в состав царской водки?
  3. Какая кислота содержится в желудочном соке?
  4. Какую кислоту (твердую при нормальных условиях) добавляют в напитки для придания им кислого вкуса?
  5. Какое вещество содержится в минеральной воде и вулканических газах?
  6. Могут ли в составе кислотного остатка содержаться атомы металлов?
  7. Какие кислоты содержаться в кислотных дождях?

VII.   ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Проводится подсчет жетонов, первое место присуждается той группе, которая собрала наибольшее количество жетонов в виде звездочки; второе место – наибольшее количество квадратов, третье – кругов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина «Что ты знаешь о космосе». Вопросы для проведения викторины и мультимедийная презентация.

Материал поможет систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике; развить логическое мышление и коммуникативные навыки, актуализировать  словар...

Викторина для детей подготовительной группы «Олимпийская викторина»

Цель:Познакомить с историей олимпийского движения;Расширять знания о спорте.Развивать память, мышление;Активизировать словарь детей по теме;Развивать физические качества: ловкость, скорость;Воспитыват...

Викторина с ответами для детей 5-7 лет на тему: Животные. Викторина с ответами для детей старшего дошкольного возраста.

Данная викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Материал может быть полезен как педагогам дошкольного учреждения, так и родителям. Его можно включить в занятие по лексическим т...