Викторина для родителей Что? Где? Когда?
методическая разработка по теме
Викторина составлена для родителей по патриотическому воспитани. Напрвлена на выявление у родителуй знаний о правах ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия №5»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ХИМИИ
Учитель Грамотеева С.В.
Класс: 9 «Б»
Дата: 25.01.2010
Химическое кафе «кислоты»
Цели:
- обобщить и углубить знания учащихся о составе, физических и химических свойствах, применении, получении кислот;
- формировать умения учащихся работать в группах;
- развивать умения применять свои знания в нестандартных ситуациях.
Тип урока: урок – викторина.
Форма работы: групповая (класс разделен на 6 групп)
Оборудование: вытесняющий ряд металлов, концентрированная серная кислота, концентрированная азотная кислота, кусок мела – CaCO3, порошок CuO, растворы: AgNO3, HCl, H2SO4, HNO3, гранулы Zn, индикаторы: метилоранжевый, лакмус фиолетовый, штатив для пробирок, капроновая ткань, бумага, кожа, шерсть, яблоки, лимон, витамин С, жетоны.
Место проведения: кабинет химии.
Ход урока:
Организационный момент.
Вступление. Ознакомление с меню
Учитель: Сегодня мы с вами окунемся в уже известный вам мир кислот в немного необычной обстановке. Мы посетим химическое кафе, где подаются блюда для усвоения знаний о кислотах. Это кафе необычно еще и тем, что за блюда платят посетителям, а не наоборот. Итак, ознакомьтесь с меню нашего кафе.
Меню (Слайд №3)
- Дегустация
- Первое блюдо. Понятийный тест
- Химическое печенье
- Бутерброды
- Коктейль
- Десерт «Фантазия»
- Торт «Сюрприз»
- Фирменное блюдо
- ДЕГУСТАЦИЯ (Слайд № 4)
Учитель. Сейчас мы с вами вспомним правила техники безопасности при обращении с кислотами, для того, чтобы свободно и правильно вести себя в кафе (Слайд № 5).
Учащимся демонстрируются опыты, которые ярко доказывают необходимость выполнения правил техники безопасности при работе с кислотами.
Опыт №1. Действие концентрированной серной кислоты на капроновую ткань.
Опыт №2. Действие концентрированной азотной кислоты на бумагу, кожу, шерсть.
Учитель. Существуют кислоты, хорошо вам известные, которые, вопреки правилам техники безопасности, можно пробовать на вкус. Вам предлагается попробовать их и с помощью таблицы (Слайд № 6) ознакомиться с их формулами. Приятного аппетита!
Таблица органических кислот
Название кислоты | Формула кислоты |
Аскорбиновая кислота (витамин С) | |
Лимонная кислота | |
Яблочная кислота |
Ученики угощаются яблоками, лимонами и витамином С.
- ПЕРВОЕ БЛЮДО. ПОНЯТИЙНЫЙ ТЕСТ (Слайд № 7)
Учитель. А сейчас вашему вниманию предлагается первое блюдо – тест с продолжением (Слайд № 8(вопросы), 9, 10 (вопросы и ответы).
Ученики должны закончить предложения.
Карточка № 1.
- Кислотами называют сложные вещества, которые содержат…
- Лакмус в кислой среде …
Карточка № 2.
- По содержанию атомов кислорода кислоты делятся на …
- Кислота, которая соответствует оксиду углерода (IV), - …
Карточка № 3.
- Основность азотной кислоты - …
- В кислой среде метилоранж окрашивается в …
Карточка № 4.
- При взаимодействии оксида Фосфора (V) с горячей водой образуется…
- Реакцией нейтрализации называется реакция …
Карточка № 5.
- Валентность кислотного остатка ортофосфорной кислоты - …
- По основности кислоты делятся на …
Карточка № 6.
- Реакцией обмена называется реакция …
- Основность серной кислоты - …
- ХИМИЧЕСКОЕ ПЕЧЕНЬЕ (Слайд № 11)
Учащимся предлагается записать в пустые клетки таблицы формулы соответствующих солей и назвать соли по номенклатуре.
Карточка № 1. (Слайд № 12 (вопросы и ответы))
металл форму- ла кислоты | К | Са | Al |
HCl | |||
H2SO4 | |||
H3PO4 |
Карточка № 2. (Слайд № 13 (вопросы и ответы))
металл форму- ла кислоты | Na | Zn | Fe (III) |
H2S | |||
HNO3 | |||
H3BO3 |
Карточка № 3. (Слайд № 14 (вопросы и ответы))
металл форму- ла кислоты | Li | Mg | Al |
HCN | |||
H2SiO3 | |||
HNO2 |
Карточка № 4. (Слайд № 15 (вопросы и ответы))
металл форму- ла кислоты | К | Ba | Fe (III) |
HBr | |||
H2CO3 | |||
H3PO4 |
Карточка № 5. (Слайд № 16 (вопросы и ответы))
металл форму- ла кислоты | Na | Cu (II) | Al |
HF | |||
HNO3 | |||
H3BO3 |
Карточка № 6. (Слайд № 17 (вопросы и ответы))
металл форму- ла кислоты | Li | Pb | Fe (III) |
HI | |||
H3PO4 | |||
H2SO4 |
- БУТЕРБРОДЫ (Слайд № 18)
Пользуясь вытесняющим рядом металлов и опорной схемой «Химические свойства кислот», составленной совместными усилиями всего класса и написанной на доске, учащиеся должны написать уравнения возможных реакций данной кислоты.
Бутерброд № 1 (Слайд № 19 (вопросы), 20, 21 (вопросы и ответы))
H2SO4 + …
Zn, NaOH, HCl, MgO, Hg, BaCl2.
Бутерброд № 2
HCl + …
Fe2O3, K2CO3, Cu, P2O5, Mg(OH)2, AgNO3
Бутерброд № 3
H2SO4 + …
Mg, KOH, HBr, CaO, CO2, ZnCl2
Бутерброд № 4
HCl + …
CaCO3, Na2O, Fe(OH)3, Ba, SiO2
Бутерброд № 5
H2SO4 + …
NaOH, Ca, P2O5, K2O, BaCl2, Ag
Бутерброд № 6
HCl + …
HNO3, CuO, Fe(OH)3, Na2CO3, Al, Au
- КОКТЕЙЛЬ (Слайд № 22)
Для каждой команды готовиться специальный коктейль. Учащиеся должны отгадать, из каких веществ он приготовлен.
Меню: (Слайд № 23)
- Коктейль «Клубничный»
- Коктейль «Молочный»
- Коктейль «Ягодка»
- Коктейль «Тархун»
- Коктейль «Содовый»
- Коктейль «Шипучий»
Коктейль «Клубничный»
Рецепт: кислота + метилоранж
Коктейль «Молочный»
Рецепт: HCl + AgNO3
Коктейль «Ягодка»
Рецепт: кислота + лакмус
Коктейль «Тархун»
Рецепт: СuO + HCl
Коктейль «Содовый»
Рецепт: СaCO3 + HCl
Коктейль «Шипучий»
Рецепт: Zn + HCl
- ДЕСЕРТ «ФАНТАЗИЯ» (Слайд № 24)
Командам предлагается расшифровать неизвестные вещества, выполнив схему превращений (Слайд № 25 (вопросы), №26, 27 (вопросы и ответы)).
Карточка № 1.
X → X2O3 → X2(SO4)3
(X - Al)
Карточка № 2.
X → XO3 → H2XO4
(X - S)
Карточка № 3.
X → XO → XCl2
(X - Ca)
Карточка № 4.
X → X2O5 → H3XO4
(X - P)
Карточка № 5.
X → XO → XSO4
(X - Cu)
Карточка № 6.
X → XO2 → H2XO3
(X - C)
- ТОРТ «СЮРПРИЗ» (Слайд № 28)
Командам предлагается решить задачу (Слайд 29).
Карточка № 1.
Определите массу соли, образующейся при взаимодействии алюминия с соляной кислотой, содержащей хлороводород, количеством вещества 1,5 моль.
Карточка № 2.
Вычислите массу карбоната кальция (CaCO3), необходимого для получения оксида кальция массой 224 т.
Карточка № 3.
Какая масса сульфата бария (BaSO4) образуется при взаимодействии раствора, содержащего хлорид бария (BaCl2) массой 62,4 г. с избытком серной кислоты (H2SO4)?
Карточка № 4.
Какой объем раствора с массовой долей серной кислоты 10 % (плотность ρ = 1,07 г/мл) потребуется для нейтрализации раствора, содержащего 16 г гидроксида натрия?
Карточка № 5.
Сколько граммов гидроксида калия потребуется для полной нейтрализации 20 г 5 % раствора серной кислоты?
Карточка № 6.
Масса серной кислоты, содержащейся в 196 мл 10 % раствора серной кислоты (плотностью, ρ = 1,07 г/мл), равна … .
- ФИРМЕННОЕ БЛЮДО (Слайд № 30)
Учащиеся должны ответить на вопросы, продемонстрировав свою эрудицию.
Вопросы (Слайд № 31)
- Какая кислота разъедает стекло?
- Какие кислоты входят в состав царской водки?
- Какая кислота содержится в желудочном соке?
- Какую кислоту (твердую при нормальных условиях) добавляют в напитки для придания им кислого вкуса?
- Какое вещество содержится в минеральной воде и вулканических газах?
- Могут ли в составе кислотного остатка содержаться атомы металлов?
- Какие кислоты содержаться в кислотных дождях?
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Проводится подсчет жетонов, первое место присуждается той группе, которая собрала наибольшее количество жетонов в виде звездочки; второе место – наибольшее количество квадратов, третье – кругов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина «Татарча сөйләшәбез» В процессе викторины решается комплекс задач: - усвоение лексического минимума; - приобретение необходимого словарного запаса; - развитие речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических)
Викторина «Татарча сөйләшәбез»В процессе викторины решается комплекс задач:- усвоение лексического минимума;- пр...
Викторина «Что ты знаешь о космосе». Вопросы для проведения викторины и мультимедийная презентация.
Материал поможет систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике; развить логическое мышление и коммуникативные навыки, актуализировать словар...
Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста по экологии «Зимняя викторина»
Цель: Закрепление знаний детей о Зиме...
Викторина для детей подготовительной группы «Олимпийская викторина»
Цель:Познакомить с историей олимпийского движения;Расширять знания о спорте.Развивать память, мышление;Активизировать словарь детей по теме;Развивать физические качества: ловкость, скорость;Воспитыват...
Викторина с ответами для детей 5-7 лет на тему: Животные. Викторина с ответами для детей старшего дошкольного возраста.
Данная викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Материал может быть полезен как педагогам дошкольного учреждения, так и родителям. Его можно включить в занятие по лексическим т...