Как формируется речь.
статья по теме
В статье рассматриваются признаки благополучного развития речи у ребёнка на разных этапах онтогенеза, а так же отклонения, на которые родителям стоит обратить внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_formiruetsya_rech.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как известно, своевременное и полноценное овладение ре чью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.
Особенно продуктивным и важным в этом плане являет ся период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800— 1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облег ченных вариантов слов. Он умеет стро ить основные виды предложений с со блюдением норм грамматического оформ ления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказ ки, рассказать о своих действиях, про анализировать бытовую ситуацию.
Ниже приведена таблицу, в которой дана последо вательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные норма тивы их появления. Это время не является жестко обязатель ным, сроки и последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуаль ными особенностями и полом ребенка. Тем не менее, если в опре деленный период указанные формы не появляются, или вы ви дите единичные проявления, это должно насторожить вас.
Динамика формирования речи в онтогенезе
Форма речи | Примерный возраст появления |
Интонирует крики (Вы можете различать крики удоволь ствия и неудовольствия} | 1-2 мес. |
Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или само стоятельно произносит отдельные сло ги, как будто играет с ними) | 1,5-3 мес. |
Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам про износит что-то похожее на слова, но со стоящее из одинаковых слогов) | 4-5 мес. |
Лепетные слова (Ребенок использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из двух-трех от крытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.) | 8 мес. — 1 год 2 мес. |
Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.) | 1 год 6 мес. 2 года 2 мес. |
Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называ ется) | 1 год 9 мес. — 2 года 6 мес. |
Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.) | 2 года 4 мес. — 3 года 6 мес. |
Словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка) | 2 года 6 мес. — 3 года 5 мес. |
Ребенок активно общается с хорошо зна комыми ему взрослыми | 1 мес. — 1,5 мес. |
Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом | 2 года 6 мес. — 3 года 6 мес. |
Подождите волноваться!
Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило!
Признаки благополучного развития речи у ребенка
- Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
- У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
- Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стес няется разговаривать с незнакомыми людьми.
- Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
- Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
- Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
- Ребенок развивается с задержкой.
- Ребенок перенес тяжелые заболевания.
- У ребенка есть неврологические заболевания. Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
- Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок). Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и не знакомыми людьми.
- Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
- Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит вашему ребенку необходима помощь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формируем речь ребенка
......
Как сказки формируют речь детей старшего дошкольного возраста.
Сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. Они способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка Сказки развивают образное и логическо...
Печатная консультация для родителей "Развиваем пальчики-формируем речь"
Печатная консультация для родителей "Развиваем пальчики-формируем речь"...
Как формируется речь дошкольника. Консультация логопеда родителям.
В материале рассматриваются предпосылки и условия нормативного речевого развития дошкольника....
"Развиваем мелкую моторику рук, формируем речь у детей"
Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ...
Развитие мелкой моторики рук, формирует речь у детей
Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений....
Консультация «Как формируется речь под влиянием речи взрослых»
Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окруже...