Как формируется речь.
статья по теме

В статье рассматриваются признаки благополучного развития речи у ребёнка на разных этапах онтогенеза, а так же отклонения, на которые родителям стоит обратить внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_formiruetsya_rech.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как известно, своевременное и полноценное овладение ре чью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

Особенно продуктивным и важным в этом плане являет ся период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800— 1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облег ченных вариантов слов. Он умеет стро ить основные виды предложений с со блюдением норм грамматического оформ ления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказ ки, рассказать о своих действиях, про анализировать бытовую ситуацию.

Ниже приведена  таблицу, в которой дана последо вательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные норма тивы их появления. Это время не является жестко обязатель ным, сроки и последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуаль ными особенностями и полом ребенка. Тем не менее, если в опре деленный период указанные формы не появляются, или вы ви дите единичные проявления, это должно насторожить вас.


Динамика формирования речи в онтогенезе

Форма речи

Примерный возраст появления

Интонирует крики

(Вы можете различать крики удоволь ствия и неудовольствия}

1-2 мес.

Гуканье, гуление

(Ребенок повторяет за вами или само стоятельно произносит отдельные сло ги, как будто играет с ними)

1,5-3 мес.

Лепет

(Ребенок повторяет за вами и сам про износит что-то похожее на слова, но со стоящее из одинаковых слогов)

4-5 мес.

Лепетные слова

(Ребенок использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из двух-трех от крытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.)

8 мес. — 1 год 2 мес.

Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.)

1 год 6 мес.

2 года 2 мес.

Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называ ется)

1 год 9 мес. —

2 года 6 мес.

Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.)

2 года 4 мес. —

3 года 6 мес.

Словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка)

2 года 6 мес. — 3 года 5 мес.

Ребенок активно общается с хорошо зна комыми ему взрослыми

1 мес. —

1,5 мес.

Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом

2 года 6 мес. — 3 года 6 мес.

Подождите волноваться!

Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило!

Признаки благополучного развития речи у ребенка

  1. Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
  2. У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
  3. Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стес няется разговаривать с незнакомыми людьми.
  4. Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
  5. Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
  6. Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

  1. Ребенок развивается с задержкой.
  2. Ребенок перенес тяжелые заболевания.
  3. У ребенка есть неврологические заболевания. Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
  4. Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
  5. Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок). Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и не знакомыми людьми.
  6. Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
  7. Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит вашему ребенку необходима помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сказки формируют речь детей старшего дошкольного возраста.

Сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. Они  способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка Сказки развивают образное и логическо...

Печатная консультация для родителей "Развиваем пальчики-формируем речь"

Печатная консультация для родителей "Развиваем пальчики-формируем речь"...

Как формируется речь дошкольника. Консультация логопеда родителям.

В материале рассматриваются предпосылки и условия нормативного речевого развития дошкольника....

"Развиваем мелкую моторику рук, формируем речь у детей"

Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ...

Развитие мелкой моторики рук, формирует речь у детей

Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений....

Консультация «Как формируется речь под влиянием речи взрослых»

Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окруже...