Слушание музыки как важный аспект музыкальной деятельности в духовно-нравственном становлении личности ребенка.
статья по теме

Мешкова Ольга Сергеевна

Статья печаталась в сборнике материалов городских научно - практических конференций с межрегиональным участием на кафедре социально - педагогического образования в Санкт - Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Мешкова О.С., музыкальный руководитель дошкольного отделения ГБОУ школы № 38 Приморского района г.Санкт - Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc39.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слушание музыки как важный аспект музыкальной деятельности в духовно-нравственном становлении личности ребенка.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух придает эмоциональным переживаниям особую яркость и глубину.

Наиболее благоприятным периодом для развития музыкальных способностей, конечно, является детство.

Именно в детском возрасте развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости, непосредственность и яркость восприятия создаст фундамент для музыкальной культуры человека как части общей духовной культуры и его нравственного становления в будущем.

Роль музыки в духовно – нравственном становлении личности ребенка трудно переоценить, особенно в наше время, когда морально – нравственные устои утратили свое значение. Музыкальное развитие способствует общему развитию ребенка, формированию эмоциональной сферы, совершенствованию мышления, памяти, воображения, делает его чутким к красоте в искусстве и жизни.

Музыка воздействует на ребенка с самого раннего детства. Даже в период внутриутробного развития человека музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, и, возможно, уже тогда формирует его вкусы и предпочтения. И очень важно, я считаю, уже именно на этом этапе давать ребенку возможность «воспитываться» на бессмертных произведениях великих композиторов.

И вот малыш рождается. Еще не зная языка, не понимая слов, он слушает колыбельную. И успокаивается, и затихает, и засыпает…

Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с необычайной силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа – матери. С первой колыбельной ребенок чувствует любовь матери, защищенность в этом незнакомом мире, получает положительный эмоциональный настрой. И это не может не сказываться на его будущем духовном развитии, на его взаимодействии с окружающим миром во всех проявлениях, во всех сферах.

В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, а также моделей поведения, как надо правильно себя вести в той или иной ситуации:

«А баю, баю, баю! Баю дитятку мою!

Придет старый старичок, хворостинкой посечет.

Он за то посечет, что ты ночью не спишь,

По ночам всегда кричишь».

Уже в первых колыбельных на подсознание ребенка закладывается уважение и почтение к старшим, к родителям, любовь к труду. Ребенок впитывал такие неважные сегодня установки «с молоком матери».

«Спи-ка, маленький, вырастешь удаленький,

Будешь жить – поживать, не лениться работать!»

«Я тебя, дитя, качаю, да заменушки я чаю.

Я качаю, не ленюсь, да, за работой не гонюсь.

Уж как я буду водиться – мне на старость пригодится,

Мне на старость пригодится, принесешь воды напиться».

Для народной культуры характерно стремление дать ребенку основные ценностные ориентиры как можно раньше, задолго до того, как он будет этот мир осваивать сам. Особое значение в песнях уделено колыбели – первому собственному месту ребенка в этом мире:

В таких колыбельных утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места. Кроме осознания собственного «Я» колыбельная знакомит ребенка с пространством окружающего мира. Сначала это пространство выстраивается вокруг ребенка, как бы противопоставляя теплоту, защищенность дома опасностям внешнего мира. Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок. Эта граница обозначается понятием «край»:

«Баю, баюшки – баю, не ложися на краю.

Придет серенький волчок, и ухватит за бочок".

Но самое важное в колыбельной песне – это сама материнская нежность, любовь, которая придает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо – ему помогут, его не бросят. На этом глубинном чувстве защищенности, доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам и, конечно, уровень его духовного развития.

В детском саду музыка сопровождает ребенка с самого раннего возраста до последнего дня пребывания. Уже в младшей группе посредством восприятия музыки происходит закладка духовно – нравственного начала в ребенке. Такие произведения, как «Птичка», «Зайчик», «Серенькая кошечка» учат детей любить животных, сопереживать им («кошечка потеряла котяток»), нести ответственность за братьев меньших, не обижать их («маленькой птичке зернышек я дам»).

Ребенок взрослеет и усложняются задачи в становлении личности ребенка через слушание музыки. Дети знакомятся с новыми произведениями и воспринимают их на более глубинном осознанном уровне, как в плане эмоциональном, так и в духовном. Например, слушание произведения П. И. Чайковского «Болезнь куклы» вызывает очень глубокое чувство сопереживания, соучастия, дети пропускают через себя данную ситуацию и находят отклик в своем сердце.

Произведение Р. Шумана «Смелого наездника» вызывает у детей желание быть смелыми, сильными, храбрыми, защищать слабого, прийти на помощь.

Большое значение в духовно-нравственном развитии детей 5-7 лет имеет воспитание патриотических чувств, любви к Родине, которое формируется на таких праздниках как День Защитника Отечества, День Победы, День Города. Проведение таких мероприятий вызывает у детей интерес к явлениям общественной жизни, традициям и праздникам  своей страны, своего города, наполняет детские сердца гордостью за сопричастность ко взрослой жизни.

Все это рождает прекрасные чувства к своей Родине, которые в свою очередь выражаются  из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской.

Постепенно чувство любви, уважения к родным переносится на других людей – работников дошкольного учреждения, соседей, знакомых.

В условиях разрушения прежних идеалов приоритетным направлением деятельности в системе образования на современном этапе развития общества должно стать, я считаю, духовно-нравственное становление детей, которое неотделимо от патриотизма.

Список используемой литературы.

1. Составитель Бекина С.И. «Праздники в детском саду». Москва, «Просвещение», 1976.

2. Дзержинская И.Л. «Музыкальное воспитание в детском саду». Москва, «Просвещение», 1985.

3. Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И.  Программа «Радуга». Москва, «Просвещение», 1993.

4. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей». Ярославль, «Академия развития», 1997.

5. Якубовская Е.И., Еремина Н.В., Иванищенко Л.Н. «Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей». Спб АППО, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Роль классической музыки в становлении личности ребенка

материал может быть использован в работе с родителями...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ СТАНДАРТОВ

Сегодня учеными уже доказано, насколько состояние всего нашего глобального мира напрямую зависит от уровня духовности и нравственности людей. Когда мы говорим о «духовности», «духовном развитии», гово...

Роль классической музыки в становлении личности ребенка

Роль классической музыки в развитии ребёнка...

"Роль классической музыки в становлении личности ребенка"

   Что же такое классическая музыка в понимании современного ребенка? Скорее всего, для него это скучная музыка, которую играют люди с непонятными инструментами. И, к сожале...

Роль классической музыки в становлении личности ребенка

Что же такое классическая музыка в понимании современного ребенка? Скорее всего, для него это скучная музыка, которую играют люди с непонятными инструментами. И, к сожалению, это наше упущен...

Значение семейного чтения в духовно-нравственном становлении личности ребенка

Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из вас наверняка хотел бы, чтобы его ребенок любил читать.Именно в возрасте 5-6 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кт...