Детское питание
Время проведения: март – май.
Форма проведения: познавательно-игровой конкурс.
Цель: активизация участия родителей в воспитании у детей привычки употреблять в пищу полезные продукты.
Задачи: укреплять здоровье детей; способствовать их гармоничному физическому здоровью; обогащать педагогический опыт родителей по теме собрания; согласовать действие педагогов и родителей по вопросу здорового питания детей; проявлять единство в подходах и требованиях; способствовать формированию привычки здорового питания в семье; укреплять сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Участники: родители, воспитатель, врач-педиатр, дети.
Место проведения: собрание – в музыкальном или хореографическом зале, чаепитие – в помещении группы.
План проведения
Вступительный этап.
Основная часть:
введение в проблему;
консультация врача-педиатра «Разговор о детском питании»;
обратная связь с родителями;
обсуждения памятки для родителей «Это следует знать!»;
игровая мини-программа.
Подведение итогов собрания.
Ход мероприятия
Подготовительный этап
Анкетирование родителей «Питание в семье».
Разработка сценария валеологического развлечения в рамках проекта «Полезное питание».
Оформление памятки для родителей по организации питания детей.
Задание родителям: вместе с ребенком дома приготовить салат «Здоровье» по своему авторскому рецепту для дегустационного стола.
Приготовление каждой семьей угощения для чаепития.
Подготовка текстовых информационных материалов.
Проведение конкурса фотографий на темы: «Мы самые здоровые», «Разговор о правильном питании».
Примерный текст объявления
Уважаемые родители!
Обратите внимание: у нас в детсаде фотосостязание!
Его название: - «Самые здоровые».
- Кто любит правильно питаться?
- Мы!
- Кто по сезону может одеваться?
- Мы!
- Кто летом в речке купается,
Овощами и фруктами весь год питается?
- Мы! Мы! Мы!
- Молодцы!
На конкурс свои доказательства несите, не опаздывайте,
Заявку до… (число) подайте.
А чтобы на фото узнали все вас,
Попробуйте стих сочинить сей же час.
Изготовление приглашений каждой семье с текстом следующего содержания:
«Уважаемые… (И.О.)!
Если вы заинтересованы в сохранении и укреплении здоровья вашего ребенка, приглашаем вас к разговору о правильном питании детей.
Наша встреча состоится… (дата, месяц) в… (время) часов.
Вас ожидает:
встреча с врачом – педиатром;
презентация проекта «Полезное питание»;
совместное валеологическое развлечение на тему…
Воспитатели и ребята группы №…».
Организационный этап
Оформление информационно-методической выставки, выставок «Детская посуда», «Совместное творчество детей и родителей» (работы, выполненные из разных круп на тему «Мы фантазеры», из соленого теста на темы: «Мы лепили и катали – в печке русской выпекали», «Полезные продукты в сказке и наяву»), фотовыставок «Мы самые здоровые», «Разговор о правильном питании»; картотеки блюд, которые используются в организации питания в детском саду.
Сервировка тематического детского стола ко дню рождения.
Оформление дегустационного стола.
Оформление зала и подготовка оборудования и материалов.
Вступительный этап
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады, что вы присутствуете на нашем собрании, посвященном проблеме детского питания.
Все родители хотят создать малышу наилучшие условия для успешного жизненного старта. И начинать имеет смысл с детского питания, ибо, как говорят мудрые, «он есть то, что он ест».
Но прежде чем мы начнем, давайте поздороваемся друг с другом с душой и сердцем.
(Родители здороваются с соседями справа и слева.)
А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали «Здравствуйте!» - «здоровья желаю».
Основная часть
Введение в проблему
Вариант 1
Недавно на занятии по валеологии ребята старшего дошкольного возраста искали ответ на один интересный вопрос. Послушайте старую легенду.
Давным-давно на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек.
Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, - его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
Значит, здоровье-то, оказывается, спрятано в каждом из нас. Здоровье и психологический комфорт детей во многом зависит от того, как организовано детское питание. Здесь важно все: качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню, формирование у ребенка культурно-гигиенических навыков и сама процедура приема пищи. Проблема детского питания очень многогранна. Сегодня на собрании мы поговорим о полезных для детей продуктах питания.
Вариант 2
О том, что правильное питание – залог здоровья, знает каждый из нас. Однако, к сожалению, мало кто может утвердительно ответить на вопросы: «Правильно ли вы питаетесь?», «Правильно ли вы кормите своего ребенка?» какой малыш добровольно откажется от шоколадки и чипсов в пользу овсяной каши? Как заинтересовать детей вопросами правильного питания? Как научить любить тушеные овощи, молочные блюда и кисели? Как приготовить различные полезные блюда и напитки? Давайте поищем ответы на эти вопросы вместе.
Проблема, с которой часто сталкиваются педагоги детских садов, - это несоблюдение режима питания детей дома. Зачастую дети на завтрак приходят с опозданием, перекусив чем-нибудь дома, либо приходят в группу с конфетой или пряником в руках. Вечером, забирая детей из детского сада, родители балуют их сладостями, забывая о том, что дома ждет ужин. На основании этого можно сделать вывод, что работу по воспитанию культуры питания детей надо начинать со взрослых.
Доктор Спок сравнивает аппетит ребенка с мышкой, прячущейся в норке, а маму с кошкой. Пока кошка сидит рядом и следит за мышкой, та не выйдет из норки. Она выбежит, когда кошка отойдет подальше.
(Воспитатель представляет обобщенные результаты анкетирования родителей. Проводится обсуждение полученных результатов.)
Консультация врача-педиатра на тему «Разговор о детском питании»
(Цель: познакомить родителей с принципами организации грамотного питания детей дошкольного возраста. В ходе консультации затрагиваются вопросы питания детей в дошкольном учреждении (разнообразие меню, калорийность, выполнение норм по основным продуктам питания и др.), питание детей в семье (соблюдение режима питания, употребление в пищу полезных продуктов, влияние сладкого на снижение детского иммунитета и повышение заболеваемости и т.п.).
Выступление сопровождается показом диаграмм, пирамиды питания и другими видами наглядных примеров (может быть снят и показан видеофильм о питании детей в детском саду, об употреблении в пищу вредных и полезных продуктов).)
Обратная связь с родителями
- Нужно ли спрашивать ребенка, что приготовить ему, например, на завтрак? (Да, мы даем понять ребенку, что в делах, его касающихся, он сам имеет право выбора. Он принимает решение, которые определяют его повседневную жизнь. Из поведения родителей он должен сделать именно этот четкий вывод.)
Часто мамы проявляют повышенный интерес к питанию детей и тем самым усложняют дело. Будет лучше, если мама в соответствии с советами врача станет готовить ребенку вкусную и здоровую пищу и доверять его аппетиту.
- Что делать, если ребенок плохо и медленно ест? (Возможно, это его обычный аппетит и темп еды. Не надо подгонять и настаивать, чтобы ребенок съел все. Во время еды подбадривайте и хвалите ребенка. Показывайте детям, как аккуратно есть, пользоваться приборами, салфетками, помогайте им.)
В нашей группе вот уже несколько лет реализуется совместный проект детей, родителей и педагогов на тему «Полезные продукты». Ребята уже изучили такие темы, как «Овощи и фрукты – витаминные продукты», «Молоко», «Хлеб», «Рыба».
(Воспитатель предлагает родителям обсудить памятку, которая появилась в процессе работы над данным проектом. Родители по очереди зачитывают пункты памятки, высказывают свое мнение. Можно предложить дополнить памятку.)
Обсуждение памятки для родителей «Это следует знать!»
Формирование привычки здорового питания начинается с раннего детства.
Процесс употребления в пищу детьми полезных продуктов строится на основе осмысленности, положительных эмоций, произвольности действий.
Детям младшего и среднего дошкольного возраста доступны следующие представления: для того чтобы не болеть, нужно кушать полезные продукты; полезные продукты – это овощи, фрукты, молоко, соки, хлеб, рыба, мясо; существуют «важные» продукты и «не очень важные», «полезные» и «не очень полезные».
Развитие интереса у детей способствует более быстрому привыканию к употреблению полезных продуктов.
Процесс организации правильного питания детей строится на основе использования игрового метода.
Важны осознание родителями проблемы и желание ее решить.
Важны желание родителей вести здоровый образ жизни (собственное питание), положительный пример взрослого.
Необходимо объединение усилий педагогов и родителей в достижении поставленных задач (согласованность в действиях, единство в подходах и требованиях).
(Звучит музыка)
Игровая мини-программа
Вариант 1. Совместное развлечение «Любим овощи и фрукты - витаминные продукты».
Вариант 2. Познавательно-игровой курс. Может быть проведен с родителями или с родителями с детьми. В этом случае в сценарий конкурса следует включить музыкальные и подвижные игры, песни, танцы, эстафеты на тему «Питание».
Подведение итогов собрания
(Принятие решения собрания. Родителям вручаются памятки по организации детского питания. Дегустация блюд и чаепитие.)
Анкета для родителей «Питание в семье»
Уважаемые родители!
Мы будем очень благодарны, если вы ответите на вопросы нашей анкеты.
Обсуждаете ли вы вопрос правильного питания?
Какое имеете вы представление и пищевой ценности продуктов?
Как вы думаете, есть ли взаимосвязь питания и здоровья? И какая?
Как вы подбираете продукты?
Как вы относитесь к «быстрому» питанию – гамбургерам, хот-догам, пицце?
Знаете ли вы о вкусах своего ребенка?
Сколько видов хлебобулочных изделий знает ваш малыш?
Рассказываете ли вы своему ребенку о полезных свойствах продуктов?
О каких витаминах вы рассказываете своему малышу?
Знакомитесь ли вы ежедневно с меню в детском саду?
Придерживаетесь ли вы рекомендаций медицинской сестры по составлению меню дома?
Что хотели бы вы узнать о правильном питании?
Памятка для родителей
Памятка 1. Пять правил детского питания
Правило 1. Еда должна быть простой, вкусной и полезной.
Правило 2. Настроение во время еды должно быть хорошим.
Правило 3. Ребенок имеет право на свои собственные привычки, вкусы, притязания.
Правило 4. Ребенок имеет право знать все о своем здоровье.
Правило 5. Нет плохих продуктов – есть плохие повара.
Памятка 2. Как не надо кормить ребенка.
Семь великих и обязательных «НЕ»
Не принуждать. Поймем и запомним: пищевое насилие – одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический, и психологический. Если ребенок не хочет есть, значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть что-то определенное, значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде! Никакого «откармлевания»! Ребенок не сельскохозяйственное животное! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистки, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.
Не навязывать. Прекратить насилие в мягкой форме: уговоры, принуждения, настойчивые повторения предложения.
Не ублажать. Еда – не средство добиться послушания и не средство наслаждения; еда средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Конфетками вы только добьетесь избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.
Не торопить. Еда – не тушение пожара. Темп еды – дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить куда-нибудь, то пусть ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один недожеванный кусок.
Не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, он не голоден.
Не потакать, но понять. Нельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные дозы варенья или мороженного). Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих «не» избавит вас от множества дополнительных проблем.
Не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ребенок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставайте, не спрашивайте: «Ты поел? Хочешь есть?» Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет.
Если ребенок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов, предложить поесть – все, более ничего. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.
Памятка 3
Надо приучать детей:
участвовать в сервировке и уборке стола;
перед едой тщательно мыть руки;
жевать пищу с закрытым ртом;
есть самостоятельно;
есть только за столом;
правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом;
вставая из-за стола, проверять свое место, достаточно ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убрать его;
закончив еду, поблагодарить тех, кто его приготовил, сервировал стол.
Закладывая в детях привычку есть разную пищу, взрослые должны набраться терпения, так как положительное отношение к еде у детей формируется очень долго, особенно если в семье и детском саду нет единственных взглядов на этот счет.
Комментарии
детское питание. родительское собрание
спасибо за замечательный материал предложенный в вашей работе. много взяла для свой работы, особенно памятки для родителей.