Адаптация леворукого ребенка к школе
статья по теме
Данная статья содержит в себе методические материалы по подготовке леворукого ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya_levorukogo_rebenka_k_shkole.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация леворукого ребенка к школе.
Леворукость — один из вариантов межполушарной организации мозга, при котором левая рука является ведущей в различных двигательных операциях (письмо, рисование, еда, одевание, зажигание спички и др.), а другие ведущие анализаторные системы (ухо, глаз) правыми, если оба левые – левшество.
Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.
Не стоит подчеркивать эту его особенность, тревожиться (тревога взрослых всегда передается ребенку) и заранее волноваться из-за каких-то неудач, которые могут возникнуть. Важно договориться с ребенком, что для письма и рисования он всегда будет (использовать только левую руку (не стоит перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше передохнуть, если рука быстро устает). Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь. Для правильной позы при письме необходимо:
- сидеть прямо;
- опираться спиной на спинку стула;
- не касаться грудью стола;
- ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.
Теперь о тетради. Малыш должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу, — сверху. Свет при письме падает справа.
Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:
- Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
- Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.
Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно.
Занимаясь с леворуким малышом, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.
При воспитании и обучении леворукого ребенка задача взрослого — развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.
Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно "маркировать" их ведущую руку при помощи браслета или часов.
Ребенка, предпочитающего действовать левой рукой, полезно будет занять составлением рассказа по серии сюжетных картинок, которые он сам же и разложит, соблюдая направление слева направо. За этим должны проследить взрослые. Ребенок может и иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, разложенным по тому же принципу.
Леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на ряде и чередовании элементов. Если в рисунках есть элемент зеркальности, взрослые должны обратить на это внимание ребенка.
Могут возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по "маркированной" руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15-20 минут.
Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать имеющиеся в продаже прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука. Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Переучивание леворукого ребенка и подготовка его к школе"
О некоторых тонкостях в воспитании и обучении левшей....
Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе
Кинезиоогические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе...
"Адаптация к школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе"
Статья содержит памятку родителям будущих первоклассников, психологический портрет первоклассника, основные показатели успешной адаптации ребенка к школе....
Леворукий ребенок в школе
Родитель, будь готов!...
"Как подготовить леворукого ребенка к школе?"
Для детей-левшей необходимы занятия по развитию с дружественного действия обеих рук. Желательно, чтобы ребёнок посещал бассейн, баскетбольные занятия, занятия большим теннисом.Очень полезны будут заня...
ПОРТФОЛИО На тему: «ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ЛЕВОРУКОГО РЕБЕНКА»
Большинство людей на нашей планете является правшами. Однако в результате особенностей развития головного мозга ведущей может стать не правая, а левая ...
Подготовка леворукого ребенка к школе
Для детей-левшей необходимы занятия по развитию содружественного действия обеих рук, предлагаем упражнения для подготовки леворукого ребенка к школе....