Закрепление в речи звука Ш
материал по теме

Егорова Ольга Викторовна

Материал для введения звука Ш в речь ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakreplenie_zvuka_sh.docx44.36 КБ

Предварительный просмотр:

20.         Звук «Ш».

1.  В названиях, каких игрушек есть звук «Ш»?

      /матрёшка, машина, шарики, лошадка, мишка/.

2.  Измени слова по образцу:

     Один малыш – два малыша – много малышей.

     /голыш, камыш, шалаш, мышь, кошка, подушка/ и др.

3.  Проговаривание рассказа «Кошка и мышка».

           Ушли все из дома.

           Села кошка на окошко.

           Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку.

           Мышка не видит кошку.

           Пошла мышка на кухне, нашла крошки

           от пышки.

           Поела мышка крошки, потом мышка увидела

           кружку. Кружка накрыта крышкой.

           Толкнула мышка крышку, крышка упала.

           Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошко.

           Побежала мышка и кошка её не догнала.

4. Заучивание чистоговорки:

             Наши мыши ваших выше,

             Не шуршат по погребам.

             К вам не ходят наши  мыши,

             Не пускайте ваших к нам.

21.             Звук «Ш».

  1. В названий которых животных слышится звук «Ш». /кошка, мышка, лягушка, лошадка, мишка/.
  2. Подбери слова, близкие по звучанию:

Кошка – мошка – окошко -……

Пушка – мушка – сушка -……

Мышки – шишки – книжки -…….

  1. Прослушай рассказ «Мишутка».

Шел по лесу мишка и пришёл на полянку. Перешёл полянку и пошёл по дорожке. Шёл, шёл и домик нашёл. Мишка к домику подошёл, вокруг домика обошёл. Ничего не нашёл и в домик вошёл. В домике мишка мёд нашёл. Поел мёда. Из домика вышел и по дорожке в лес ушёл.

  1. Вставь пропущенные слова.

Мишка по лесу ….. . К домику … .

Вокруг домика … .  Ничего не … . В домик … . В домике мёд … . Из домика … . По дорожке … .

В лес … .

  1. Заучивание потешки.

           Вот лягушка на дорожке.

           У неё озябли ножки.

           Значит ей нужны тёплые штаны.

22.   Звук «Ш».

  1. Ответь на вопросы, одним словом:

         -  Как мышка шуршит бумагой? – ши – ши – ши.

-  Как уж шипит? –ш – ш – ш.

  1. Как люди шепчутся? – шу – шу – шу.
  1. Ответь на эти же вопросы целым предложением.
  2. Прослушай рассказ «Послушный Мишка».

              Маша учит Мишку: «Миша, пиши». Миша  

             пишет. «Миша, кушай»! Миша кушает. «Миша,

                          помаши»! Миша машет.

  1. Ответь на вопросы: Что говорит Маша?

                                       Что делает Миша?

  1. Перескажи рассказ.
  2. Выучи и выразительно прочитай стихи:

            Лягушки.

У речушки, вдоль опушки,

Мимо вспаханных полей

Шли ленивые лягушки,

В гости к бабушке своей.

            Ромашки.

Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежде.

Такие весёлые эти ромашки –

Вот – вот заиграют, как дети, в пятнашки!

                                 /Е. Серова/.

  1.   Звук «Ш».

1. Отгадай загадки:

Пером и пухом нас набили,

Чтоб очень мягкими мы были. /подушки/.

Под полом скребусь,

А мышки боюсь. /мышка/.

Кошка лапкой меня катала,

Все нитки на мне размотала. /катушка/.

Я колючий, меня не возьмёшь,

И называюсь…. /ёж/.

Новая посуда, а вся в дырах. /решето/.

    2. Прослушай пословицу.

                Меньше говори, больше делай.

    3.  Закончи предложение:

              Говори……….., делай………….  .

     4. Выучи пословицу наизусть.

     5. Проговаривание и заучивание стихотворения.

               У нас в квартире.

На лестнице нашей детишек не счесть:

Есть Миша и Саша и Машенька есть.

Два Пети живут на втором этаже.

Там жил ещё третий, но вырос уже.

И в нашей квартире ребята растут.

Кровати четыре – их четверо тут.

Четыре пальтишка и восемь калош… .

Дружней ребятишек нигде не найдёшь!

                                 /З. Александрова/.

 

  1.    Звук «Ш».

1. Прослушай предложения, ответь на вопросы:

Маша пишет. Паша машет.

Кто пишет? Кто машет?

Что делает Маша? Что делает Паша?

Что делают Маша и Паша?

     2. Произнеси и перескажи текст.

                 Яша и Алёнушка. 

         Ушла мама в аптеку. Дома остались Алёнушка и

         Яша. У Яши башня, катушка и пушка. У Аленушки

         матрёшка и кукла Малышка. Матрёшка на

         подушке. Берёт Алёнушка Малышку, кормит её

         ложкой из чашки, поит из кружки. Потом надевает

         на Малышку рубашку и башмаки.

               А Яше надоели игрушки: катушку он отдал

         кошке. Катает кошка катушку. Идёт Яша на кухню,

         берёт ватрушку, немного даёт кошке. Съел Яша  

         ватрушку и глядит в окошко. Видит Яша, что идёт

        мама. Она вошла, посмотрела на детей, и

       довольно улыбнулась, потому что дети :

                   Алёнушка и Яша играются.

  1. Выучить наизусть стихотворение:

                    «Петушок».

     Петушок, Петушок! Золотой гребешок.

     Масляно головушка, шелкова бородушка!

     Что рано встаёшь, голосисто поёшь,

     Детям спать не даёшь?  

       

25.           Звук «Ш».

1. Прослушай предложения:

     Кошка боится мышки. Уж боится лягушки.

     Мошка боится лягушки. Миша боится кошки.

 2. Ответь на вопросы: Кто кого боится?

        Что неправильно?

 3. Проговаривание рассказа:  

          «Маша в лесу».

     Пошли бабушка и Маша в лес. На опушке кругом

     были ромашки и ландыши. Хотела Маша их рвать,

     но бабушка повела её дальше. Вошли они в лес.

     Где – то куковала кукушка. Бабушка собирала грибы

     в лукошко. Маша находила их меньше, ведь раньше

     она никогда не была в лесу. Кругом порхают

     бабочки, поют пташки. Вот юркнула в норушку

     мышка, вот промелькнул зайчишка – длинные у него

     ушки. Вот белка орешки шелушит. Хорошо в лесу.

     Вышла бабушка опять на опушку. Маша устала, ей

     неохота рвать ландыши и ромашки.

                   Обратный путь домой дольше.  

4. Выучи стихотворение наизусть.

                    «Бабушка».

    У бабушки нашей хватает забот:

    Для Тани с Наташей и вяжет и шьёт.

    Читает нам книжки, поёт перед сном.

    Гулять ребятишек ведёт перед сном.

                                /З. Александрова/.  

26.           Звук «Ш».

  1. В названий какой посуды слышится звук «Ш»?

/чашка, кувшин, шумовка, дуршлаг, ложка…/.

    2. Закончи предложение, используя слова:  

/подошёл, обошёл, вышел, вошёл, отошёл/.

Алёша к дому….. . Вокруг дома….. .

 Из – за дома … .  В дом …. . Из дома …. .

От дома …. .

     3. Ответь на вопросы одним словом,

          потом полным   предложением.

         У кого кто? У мыши – мышонок – мышата.

                            У лягушки - ……      - ….

                            У кукушки - …….   - …….

         Кто кого позвал? Мышка –

                                     Лягушка –

                                     Кукушка –

         Кто с кем гулял? Мышка с … , Лягушка с … ,

                                     Кукушка с … .

  1. Проговаривание и пересказ рассказа

                  «На опушке».

     Ходила Алёнушка в лес. Набрала лукошко ягод.

    Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На  

    ромашках букашки. Недалеко речушка. У речушки

    камыш. Где – то квакают лягушки. Н дереве кукует

    кукушка. Села Алёнушка на бревнышко.

             Отдохнула и дальше пошла.

  1. Заучивание потешки.

         Кукушка кукушонку купила капюшон.

         Надел кукушонок капюшон.

         Как в капюшоне он смешон!

28.          Звук «Ш».

 

1. Прослушай рассказ: «Даша вышивает». 

    Даша вышивает бабушке подушку. На подушке

    будут вышиты кошка и мышка.

    У кошки уже готовы шея и ушки.

2. Ответь на вопросы:

    Что делает Даша?  Что будет

      вышито на подушке? Что уже вышито?  

3. Составь предложения по опорным словам.

     Маша подушка вышивать.  Маша машет Паше.

     Шумно Миша шалит. Мышата шуршат шесть.

     Миша махать дедушке. Наташа шуба вешать.

4. Отгадай и выучи загадки:

    Крякушка ловит квакушек. /утка – лягушек/.

    Заглянула к нам в окошко,

    Солнышко на тонкой ножке. /подсолнух/.

    Сидит на крыше, и дом дышит. /труба/.

    Бегут по дорожке две доски на ножки. /лыжи/.

    За домом у дорожки висит пол лепешки. /месяц/.

    Стоит Антошка на одной ножке. /гриб/.

    Два брюшка, четыре ушка. /подушка/.

    Пляшет крошка, а всегда одна ножка. /юла/.

    Белые горошки на зелёной ножке. /ландыш/.

    В большой избе – избушка,

    А в избушке щебетушка. /птица в клетке/.

    Чем больше у неё берёшь,

    Тем больше она становится. /яма/.       

27.             Звук «Ш».

1. Прослушай рассказ.

         «Больше заслужили».

  1. Мишенька, кто мне поможет картошку чистить?
  2. Маша и Наташа.
  3. А кто папе письмо напишет?
  4. Тоже Маша и Наташа.
  5. А кто же будет есть кашу?
  6. Маша и Наташа.
  7. Ну хорошо! А пирожное?
  8. Я, я, я! Дай мне пирожное!
  9. Нет, Мишук, пожалуй, пирожное я тоже отдам Маше и Наташе.
  10. А почему не мне?
  11. Потому что…. .

Нет, лучше сам догадайся почему.

  1. Подробно ответь на вопросы:

    Почему Миша не получил пирожное?  

3. Заучивание стихотворения.

«Лишний».

         Окапывали вишни.

         Сергей сказал: - Я лишний.

         Пять деревьев, пять ребят.

         Я напрасно вышел в сад.

         А как поспели вишни,

         Бежит Серёжа в сад.

         Ну нет, теперь ты лишний, - ребята говорят.

29.              Звук «Ш».

  1. Проговаривание пословиц и поговорок.
  1. Шило в мешке не утаишь.
  2. Что написано пером – не отрежешь топором.
  3. В одно ушко вошло – в другое вышло.
  4. Не тот хорош, кто лицом пригож,

А тот хорош, кто для дела гож.

  1. Ленивая кошка мышей не ловит.
  2. Шубка зимой не шутка.
  3. На ложку, кушай горошку.
  4. Кому пироги да пышки,

    кому синяки да шишки.

  1. Произнеси и перескажи рассказ.

            «Клади на место».

     У Миши очень хорошие игрушки. Это башенка, пушка, мишка, лошадка, парашют и разные машины.

Очень любит Миша свои игрушки, но разбрасывает их и никогда не кладёт на место в свой шкаф. Вот один раз посмотрел он в свой шкаф, а игрушек там нет как нет. Что делать Мише? Взял он папины шашки, но играть в них не умеет, да и не с кем. Начал он свои игрушки разыскивать. Целый час искал. Все обыскал и под столом, и под кроватью, под шкафом, около вешалки, даже в галоши заглянул. Игрушек нет нигде.  Совсем расстроился Миша, да тут его выручила бабушка. Она вынесла игрушки из кухни и говорит: «В последний раз прибрала я твои игрушки».          

30.             Звук «Ш».

  1. Послушай рассказ. «Кошки – мышки».

Миша, Даша, Паша и Наташа играют в кошки – мышки. Миша – кошка, а Паша – мышка.

  1. Мышка, беги от кошки, - командует Даша. Паша бежит от Миши. Вот – вот кошка поймает мышку!
  1. Перескажи рассказ по вопросам:

Кто играет в кошки – мышки?

Кто кошка, а кто мышка?

Что говорит Даша? Кто за кем бежит?

  1. Выучи стихотворение.

       «Про Машу и манную кашу».

     Приехала к бабушке Маша.

     Сварила ей бабушка кашу.

  1. Садись, гостья незваная.

           Остынет каша манная.

           Каша сладкая – с песком

           Да с душистым молоком!

           Ну - ка ложку, Маша.

           Ешь скорее кашу!

           Села Маша поближе к окошку.

           Шепчет: - Дай – ка мне, бабушка, ложку!

           Ароматная каша, густая.

           Пять минут - и тарелка пустая.

                                           /И. Демьянов/.  

   

   

31.            Звук «Ш».

1. Произноси и перескажи рассказ: «Сколько?»

        «Сколько?»

      Папа принёс маме матрёшку и сказал:

  1. Вот тебе три игрушки.
  2. Почему три? – спросила мама. Тут одна матрёшка.
  3. Давай считать, - сказал папа. – Одна?
  4. Одна матрёшка.

Папа открыл матрёшку – там другая, поменьше.

  1. Две матрёшки? – Две!

Папа открыл вторую, а там ещё одна, самая маленькая.

  1. Три матрёшки? – Три! – Засмеялась Маша.
  2. То – то , сказал папа.

2. Выучи стихотворение.

            «Про большого малыша». 

   Не шумит в реке камыш, не шуршит под полом мышь.

   В этот час такая тишь!…  .

   Только слышно: спи малыш!

   У большого шалаша слон качает малыша,

   А мамаша, не спеша, шубу шьёт для малыша.

   На широком мхатом пне, шьёт и порет при луне.

   Будет шубка хороша у большого малыша!

   Я про шубку малышу, но сперва слона спрошу:

   Сколько меха закупили на шубейку малышу?

3. Вспомни, из какой сказки эти слова и чьи они.

     Петушок, Петушок! Золотой гребешок!

     Выгляни в окошко, дам тебе горошку!  

32.           Звук «Ш».

  1. Проговаривании и пересказывание рассказа:

                  «Рёвушка».

     Вышла Маша на крыльцо и ревёт. Подошёл к ней

      петушок и спрашивает: «Ты чего это, Машенька,

      ревёшь? Давай лучше букашек и таракашек

       ловить.

  1. Не надо мне букашек и таракашек, я буду

плакать. Подошёл к Машеньки телёнок и говорит:

  1. Давай, Машенька, реветь со мной.
  2. Давай, - сказала Машенька.

          Но тут подошла к ней Бурёнушка – Ревушка

          и гневно сказала: «Ты что это, Машенька, меня

          передразниваешь?»

         Испугалась Машенька и перестала реветь.

  1. Отгадай и выучи загадки.

             С неба падают ледышки

             Прямо падают в ладошки.

             Есть ледышки меньше крошки

             Есть ледышки – больше шишки. /Град/.

      Кто стоит на крепкой ножке

      В бурых листьях у дорожки?

      Встала шапка из травы,

      Нет под шапкой головы. /Гриб/.  

                                   

33.          Звук «Ш».

  1. Проговаривание и пересказывание рассказа.

                « Домик – ракушка». 

    Шёл я по бережку, камешки искал. Увидел

    ракушку. В ней рак – отшельник шевелит

    клещами. Ракушку он превратил в домик. Раньше

   там была улитка. Поднял я ракушку. Рак втянул

   клещи. Решил я выгнать его. Положил ракушку

   подальше от воды, придавил ногой. Рак шевелит

   клещами: я мешаю ему двигаться. «Найдёшь

   другую ракушку» - подумал я.

      Решил рак уйти, отдать мне ракушку, пошагал в

   море. Ножки в панцире, а брюшко мягкое, потому

   и спрятал его в раковине. Нахлынула волна.

   Мелькнул рак брюшком. Больше я его не видел.

   Шёл домой и думаю:

          «Где рак найдёт другую ракушку?»

  1. Заучивание стихотворения.

            «Пекарь».

    Я песок мешаю с глиной, как муку.

    На горячем камне к ужину пеку:

    Крендель для матрёшки, клоуну – лепёшки.

    Пряники для мишки, заиньке – коврижки.

                                       /Г. Ладонщиков/.    

34.              Звук «Ш».

1. Прослушай рассказ. Ответь на вопросы. Перескажи.

а)        «Как Маша одевается?». 

    Маша, ты умеешь одеваться? – спросила    

                                                        воспитательница.

  1. Умею.
  2. Расскажи ребятам, как ты одеваешься!

     Я надеваю шубу, шапку, рубашку, штаны, варежки,

      шарфик. Ребята засмеялись, а воспитательница

       улыбнулась.

    - Почему она улыбнулась? Ребята засмеялись?

          Расскажи, как ты одеваешься.

 б)            «В школу».

     Маша и Миша идут в школу. У них сумки. В сумках

     книжки. А маленькую Наташу ведёт в школу

     бабушка. Вот и школа. Школа большая.

 в)              «В школе».

     Наша школа большая. Яша и Маша ходят в школу.

     Шубы и шапки вешают на вешалке. В школе шумно,

     - там ёлка. Ёлка большая. На верхушке ёлки звезда.

     Яша и Маша украшают ёлку. Яша вешает хлопушки,

      а Маша шишки. Им помогают малыши.

2. Выучи стихотворение.

            В школе детишки играли в «Кошки – мышки».

            Кошка – Наташа, а мышкой была Маша.

            Мышка убегала, а кошка догоняла.

                     У Наташки – кукла Маша,

                     Мишка плюшевый у Пашки.

                     У Танюши – кошка, у Саши – мурёнка

                     У Миши – лягушка, у Алёши – пушка.

                     Лошадка у Павлуши, машина у Илюши.    

35.            Звук «Ш».

1. Прослушай рассказ. Ответь на вопросы. Перескажи.

    а)                  «Ладушки»,

       У меня братишка Миша. Миша – малыш, он играет

       с машинками. Маша играет с Мишей в ладушки.

      Как играет Маша и Миша?

   б)                   «Мишка»,

      Купили Наташке Мишку. Наташа любит мишку. Она

      надевает на мишку штанишки и шапку. Наташа и

      Миша идут гулять. Мишка в машине, а Наташка

      пешком.

   в)                  «Лягушка и кукушка».

     У лягушки лягушата, а у кукушки кукушата. Кукушка

      и лягушка ловили мошек. Кукушка несла мошку

      кукушатам, а лягушка лягушатам.

   г)                  «Петушок».

      У Маши был петушок. Петушок рано вставал и

      будил бабушку, дедушку и Машу. Маша кормила

      петушка, давала ему пшено и горошек. Она пела

      петушку песенку:

                    Петушок, Петушок! Золотой гребешок!

                    Выгляни в окошко, дам тебе горошку!  

2. Выучи стихотворения.

        У бабушки Даши внучка Маша,

        Кошка – Пушок, собака – Дружок.

                 Маше, каша надоела, Маша кашу не доела.

                 Маша, кашу доедай, маме не надоедай!

        На окошке крошку мошку

        Ловко ловит лапой кошка.

36.              Звук «Ш».

1. Проговаривании потешек, чистоговорок.

     Я по камушкам пошёл, шубу шелковую нашёл.

     Купался Иванушка у белого камушка.

     Шла с базара кошка. У кошки лукошко.

    Луша у душа мыла шею и уши.

    Хороши в дорожку пирожки с горошком.

    В шалаше шесть шалунов.

    Шапкой Миша шишки сшиб.

    Петушок, петушок! Отдай Маше гребешок!

    Лёша и Клаша едят пшенную кашу.    

    Яшка в фуражке едет на черепашке.

    Маша дала Ромаше простокваши.

    Трошкина шавка укусила Пашку.

    Бьёт Пашка шапкой Трошкину шавку.

2. Прослушай рассказ. Ответь на вопросы.

                    Перескажи.

    а)       «Маша и Мишка».

      Маша маленькая. Бабушка и дедушка купили

      Маше мишку. Мишка был плюшевый, большой.

      Маша не шалит, она играет с мишкой. Маша

                    катает мишку на машине.

    б)         «Кот – Пушок».

      У Наташи кот – Пушок. Пушок – шалун. Он много шалит, а мышей ловит плохо. Вот шорох. Это шуршит мышка. Пушок к мышке, мышка в норку.    

37.              Звук «Ш».

  1. Выучи стихотворения, прочитай их выразительно.

Шли подружки по дорожке,

Было их немножко: Две матрёшки,

Пять матрёшек и одна матрёшка.

        Дуйте в дудки, бейте в ложки!

       В гости к нам пришли матрёшки,

       Ложки деревянные, матрёшки румяные.

На столе лежали пышки.

А в углу сидели мышки.

Если б не были здесь мышки,

Были б целы эти пышки.

         Мишка милый, мишка славный.

         Неуклюжий и забавный.

         Весь из плюша мишка сшит.

         Ватой пышною набит.

  1. Отгадай и выучи загадки.

              Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

              Попадут в ловушку и комар и мушка.

                                                   /лягушка/.

       Под порожком катаются два горошка.

                                              /лоб, глаза/.

              Под крышей 4 ножки,

              а на крыше – суп да ложки. /стол/.

      Сидит на ложке, свесив ножки. /лапша/.

              С горы – коняшками, в гору деревяшками.

                                                              /сани/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление в речи звука С

Материал для введения звука С в речь ребенка...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Закрепление произношения поставленных звуков в свободной речи». Тема «Путешествие к Фее цветов»

Цель: Чёткое проговаривание всех поставленных звуков в свободной речи.  Задачи:- Закрепить знания детей о цветах и их видах.- Расширить словарный запас- Закрепить умение составлять схе...

Открытый просмотр НОД в подготовительной к школе группе Реализация образовательной области «Коммуникация» Обучение грамоте Тема:«Закрепление пройденного материала по единицам речи:звуку, слову,предложению»

Цели: Закрепить навык различения гласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова; работать над предложениями с предлогами.Задачи:Образовательные:Закреплять з...

Открытый просмотр НОД в подготовительной к школе группе Реализация образовательной области «Коммуникация» Обучение грамоте Тема:«Закрепление пройденного материала по единицам речи:звуку, слову,предложению»

Цели: Закрепить навык различения гласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова; работать над предложениями с предлогами.Задачи:Образовательные:Закреплять з...

Конспект логопедического занятия «Закрепление навыков произношения звука [ш] в разговорной речи».

Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в разговорной речи. Задачи:1. Коррекционно-обучающие:— учить детей точно и полно отвечать на вопросы;— упражнять детей в звукобу...