Консультация для родителей "Мое-твое настроение"
материал по теме
Материал содержит информацию для родителей, раскрывающую особенности передачи настроения взрослых ребенку. Поможет повысить компетентность родителей в вопросах эмоционального благополучия, расширить знания об особенностях психологического восприятия маленького ребенка. Содержание включает полезные рекомендации по улучшению микроклимата в семье.
Данный материал предназначен для воспитателей в работе с семьями воспитанников для повышения компетентности родителей в вопросах психологической комфортности и эмоционального благополучия ребенка и профилактику психического здоровья дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_roditeley_moe-tvoe_nastroenie.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 26 «Маячок» г.Воркуты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ТЕМА: «МОЕ –ТВОЕ НАСТРОЕНИЕ».
Е.А.Нестерук,
старший воспитатель МБДОУ
«ЦРР-детский сад № 26» г.Воркуты
«Как передается настроение взрослых ребенку? Чувствует ли он, когда я сержусь, когда—нет?»
Настроение — интересное психологическое явление. Непонятно, почему, как и когда оно возникает, как исчезает, но держится обычно долго — день, несколько дней. Если гнев, ярость, восторг чаше всего имеют определенную причину и потому понятны, то настроение - это просто эмоциональный фон, который возникает неосознанно, но, тем не менее, многое определяет в нашей жизни. Создавать настроение — особое искусство. Испортить же его может почти любой.
Признаки хорошего настроения — «легкое» дыхание, раскованность, желание браться за новые дела, вера в успех, склонность видеть в людях расположенность к себе. Плохое настроение обычно сопровождается нездоровой напряженностью, ожиданием неудач («Так я и знал!»), осторожностью в отношении к другим людям, раздраженностью, плохим самочувствием. Даже то, что раньше не вызываю никаких трудностей, может не получаться, что было предметом гордости — вызывать разочарование. Настроение передастся неосознанно, как эмоционапьное «заражение» Оно может переноситься' огорчения на работе трансформируются в раздражительность дома, и наоборот. Конфликты между взрослыми тоже выражаются в недовольстве собой и всеми на свете, в том числе и ребенком. Некоторые люди обладают особой способностью воспринимать эмоциональное состояние (таких людей называют чувствительными), а другие, наоборот, могут легче остатьных задать тон общения, исправить создавшееся положение или сгустить тучи (их называют эмоциональными лидерами).
Наиболее чувствительными в семье обычно являются дети, потому что они естественны, в боль шей мере, чем взрослые, принадлежат к миру природы Они еще не выстраивают цепочек умоза ключений: что происходит, почему и каковы возможные последствия Но тяжелое настроение в семье ощущают сразу Они реагируют на то. что взрослые иногда пропускают или не контролируют в повседневном повелении — жесты, интонации, выражение лица. Настроение выдают интонации. Попробуйте сказать банальную фразу «Мои милый мальчик» несколько раз и вы легко убедитесь, что это можно сделать с сентиментальной любовью, иронией, сарказмом, угрозой. Все это «ловится» и отмечается детьми, хотя, конечно же, неосознанно. Вы, наверное, вполне можете себе представить, что и ребенок может довести взрослого до белого каления различными способами, при этом, говоря «А я ничего такого не делан!» Эмоциональным лидером в семье обычно является мать (впрочем, в некоторых семьях это бабушка или сестра, мужчина гораздо реже определяет настроение в семье). Связь матери и ребенка устанавливается задолго до его рождения через физиологические механизмы, телесно, природно. Тембр голоса матери, интонации, ее внутреннее состояние - все это для ребенка раздражители особой значимости. Невозможно быть жизнерадостным всегда. Но можно попытаться осознавать свое настроение и тем самым улучшить микроклимат в семье. Работа с настроением включает два на правления с самим собой и с другими.
- Если Вы стали отмечать, что плохое настроение бывает у вас
чаше прежнего, постарайтесь несколько раз в день задать себе вопрос: «Что я чувствую?» Найдите как можно больше точных слов для ответа: усталость, раздраженность, злость, разочарование. Задавайте себе этот вопрос каждый раз, когда что-то внутри вас мешает вам жить. Попробуйте установить причину того, что происходит. Когда, в какой момент ваше ровное настроение сменилось плохим? Может быть, это вызвано каждый раз одним и тем же событием или встречей — например, с вашим начальником, свекровью, учениками и т.д. Тогда стоит готовиться к таким встречам заранее, создавая настрой психологической неуязвимости, мысленно «отгораживаясь» от происходящею и творя себе примерно так «То, что думает обо мне этот человек, характеризует только ею и никак не относится ко мне».
2. Следующий вопрос, который стоит задавать себе: «Что бы я хотел(а) и мог(ла) изменить?» Не нужно наступать постоянно на одни и те же грабли, и если вы установили причину своего плохого настроения, постарайтесь в будущем ее ослабить сделать встречи более редкими, изменить маршрут жизненного пути.
3. Если работа по самоанатазу у вас не ладится, лучше обратиться к психологу. Но это не значит, что в собственной семье вы бессильны. Очень важно, чтобы вашу раздражительность или подавленность дети не относили к себе. Поэтому нужно для начала расширить представление детей о том, каким вообще бывает настроение. Очень многие люди имеют чрезвычайно бедные понятия о внутреннем мире людей (например, мама добрая - мама злая). Побуждайте ребенка рассказывать о своем настроении. Пусть он сравнит его с погодой, со временем года, с цветком, с животным, с любым неодушевленным предметом. Спросите его, как оно изменяется, каким становится. Пусть учится различать сосредоточенность и печаль, подавленный гнев и разочарованность.
4. Старайтесь объяснять ребенку причину своего настроения, чтобы у него не возникало необоснованного чувства вины. Говорите с ним на доступном языке о том, что у вас происходит дома, на работе, что вас огорчает, почему. Объясните, чем он помог вам или может помочь. Пусть у ребенка появится представление о сложности и неоднозначности мира – тогда у него не возникнет впечатление, что взрослые просто вымещают дурное настроение на нем.
На основе материалов семейного
психолога кандидата психологических наук С. К. Нартовоой-Бочавер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Радуга настроений»
В данной статье рассматриваются современные методики и формы работы с детьми и родителями по формированию положительно- эмоционального настроя к пребыванию в детском саду....
Консультация для родителей "Мое-твое настроение" консультация (старшая, подготовительная группа)
Настроение - интересное психологическое явление. Непонятно, почему, как и когда оно возникает, как исчезает, но держится обычно долго - день, несколько дней. Если гнев, ярость, восторг чаше всего имею...
Консультация для педагогов "Хорошее настроение залог здоровья"
Консультация для педагогов...
Консультация "Как создать "Уголок настроения"
Консультация "Как создать "Уголок настроения"...
Консультация для педагогов «Уголок настроения в детском саду»
С первых же дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира. Взрослые не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к...
Семинар- практикум Консультация для воспитателей «Уголок настроения» в детском саду
Консультация для воспитателей«Уголок настроения» в детском саду С первых же дней жизни ребенок сталкивается с многообразие...
Консультация для родителей «Осеннее настроение» .
Консультация для родителей «Осеннее настроение» ....