Федеральные государственные требования в детском саду
материал по теме
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
20 июля 2011 года утвержден Приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Очень важно то, что федеральные государственные требования (далее ФГТ) разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка – где бы он ни проживал.
Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.
Почему появился новый документ? Какое содержание будет заложено в общеобразовательные программы дошкольного образования? Какие изменения произойдут в системе дошкольного образования при внедрении ФГТ? Все эти вопросы вызывают и тревогу, и интерес у педагогов и родителей.
Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГТ меняется цель образовательной работы – вместо набора знаний, умений и навыков предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса
в соответствии с ФГТ от «старой» модели
Первое отличие: если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам. То теперь речь идет о совокупности образовательных областей:
Образовательная область | Цель и задачи |
«Физическая культура» | Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
гибкости, выносливости и координации);
(овладение основными движениями);
двигательной активности и физическом совершенствовании. |
«Здоровье» | Охрана здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.
психического здоровья детей;
образе жизни. |
«Безопасность» | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
|
«Труд» | Формирование положительного отношения к труду.
|
«Познание» | Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развития детей.
продуктивной (конструктивной) деятельности;
представлений;
кругозора детей. |
«Коммуникация» | Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
детьми;
(лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
речи. |
«Чтение художественной литературы» | Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
первичных ценностных представлений;
развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. |
«Социализация» | Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
|
«Художественное творчество» | Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
(рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
|
«Музыка» | Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
|
Второе отличие: акцент со знаний умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность»;
Третье отличие: основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.
Решать поставленные цели и задачи предлагается
- максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счет раздувания сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом принципа интеграции, т.е. взаимопроникновения и взаимосвязи образовательных областей;
- в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещен акцент с занятий).
Основная общеобразовательная программа в детском саду
в соответствии с ФГТ направлена на:
- формирование общей культуры;
- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;
- формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Так же ФГТ определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные.
Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В стандартах дошкольного образования, в отличие от начального образования, не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. Тем не менее, они обеспечивают дошкольнику тот уровень развития, который позволит быть успешным в школьном обучении.
Основная программа дошкольного образования, в отличие от прежних подходов, обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования. Портрет выпускника ДОУ по основным позициям совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности.
Чтобы достичь успеха в реализации поставленных целей и задач, необходимо тесное взаимодействие с семьями воспитанников.
ФГТ ориентируют педагогов на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации образовательной программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует.
Мы надеемся на тесное сотрудничество
с Вами, уважаемые родители!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Переработано в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями ДЕТСТВО Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011
Переработано в соответствиис Федеральными Государственными ТребованиямиДЕТСТВОПримерная основная общеобразовательная программа дошкольного образованияСанкт- ПетербургДЕТСТВО-ПРЕСС2011Детство мла...
Особенности организации взаимодействия детского сада и семьи в рамках перехода на федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В статье раскрываются формы работы с родителями в рамках перехода на ФГТ....
федеральные государственные требования в детском образовательном учреждении.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования....
Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации федеральных государственных требований
Особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Проф...
Модель организации модель организации среды МАДОУ «Детский сад № 238» соответствии приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП дош
презентация к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП ДОУ...
Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований
Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. При взаимодействии работы двух структур...
Комментарии
ФГТ в детском саду.
Консультация для родителей о ФГТ в ДОУ
Жанна Александровна, спасибо
Жанна Александровна, спасибо за консультацию, красиво оформлена.Скачала, оформлю папку-передвижку в группе. Ещё раз спасибо.