ЭТНИЧЕСКИЕ ИСТОКИ, НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ДЕТСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
статья по музыке
Статья посвящена важности ознакомления дошкольников с элементами народной культуры и гражданско-патриотическому воспитанию в процессе музыкальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnicheskie_istoki_grazhdanstvennost.docx | 15.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Карпова Т.А.,
музыкальный руководитель
ОДО ГБОУ СОШ № 358,
Санкт-Петербург.
ЭТНИЧЕСКИЕ ИСТОКИ, НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ДЕТСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Документ «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» в качестве приоритетной задачи выдвигает задачу воспитания гражданина и патриота России. В законе РФ «Об образовании» также говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье. Гражданственность – это ощущение единства со своим государством и обществом, проявление социального оптимизма и любви к Родине, решительность и стойкость в преодолении жизненных трудностей, чувство социальной и национальной полноценности, уважения к представителям других культур. Гражданственность выступает как сложное образование психики, включающее в себя знания, переживания и поступки.
Дошкольный период наиболее благоприятен для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, для которого характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Поэтому настоящих патриотов своей Родины лучше всего воспитывать с детства и этот процесс формируется с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.
В процессе музыкальной деятельности дошкольник имеет возможность наиболее широко и объёмно получить именно эти необходимые для становления его личности переживания и знания. Приобщение к народной культуре, этническим истокам здесь возможно во всех видах деятельности.
Русская песня знакомит детей с обычаями и бытом русского народа, с трудом, формирует художественный вкус ребёнка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (земелюшка-чернозём, травушка-муравушка, зимушка-зима, весна-красна, горушечка), расширяет словарный запас (коромысел, сенечки, одонушки). В младших группах дошкольники слушают и поют коротенькие попевки-потешки и колыбельные песенки. В репертуаре старших дошкольников присутствуют русские народные песни разного характера: напевные, задушевные («Пошла млада за водой», «Коровушка», «А я по лугу»), лёгкие, подвижные («Как на тоненький ледок», «Земелюшка-чернозём», «Ой кулики, жаворонушки»), шуточные, игровые («Где был , Иванушка?», «Ой, ребята, та-ра-ра», «Дрёма»), задорные, плясовые («Как у наших у ворот», «Ах, улица-улица широкая», «Блины»).
Естественным продолжением знакомства с русской народной песней становится выражение её содержания в движении: хороводах, плясках. Это и хороводы с пением, и весёлые игры. Дети знакомятся с элементами русской народной пляски (притопы, ковырялочка, распашонка, присядка), различными ходами (змейка, капустка, переменный шаг, шаг с притопом), и активно используют их в игровой и творческой деятельности, импровизируя под русские народные мелодии («Барыня», «Матаня», «Вейся, капустка», «Во поле берёза стояла»).
С младшего возраста дошкольники начинают знакомиться с русскими народными инструментами, учатся играть на погремушках, ложках, трещётках, бубнах, рубеле, бубенцах, свирелях, учатся узнавать по внешнему виду и звучанию инструменты оркестра русских народных инструментов. Дети с удовольствием «играют в оркестр» под разнообразные русские народные мелодии.
В повседневную жизнь детей включены русские народные игры с музыкой и пением («Заинька», «Плетень» «Каравай», «Золотые ворота»).
Обрядовые и календарные праздники – «Осенины», «Здравствуй, Зимушка-зима», «Пришла Коляда накануне Рождества», «Масленица», «Приди, Весна, с радостью!» всегда связаны с традиционными играми, хороводами и песнями.
В каждой возрастной группе в течение года обязательно разучиваются песни о Родине, о нашем городе, о родной природе, о российской армии, песни и танцы, посвящённые Дню Победы.
На музыкальных занятиях дети знакомятся и с русской классикой, являющейся неотъемлемой частью нашей национальной культуры. Музыка П.И.Чайковского, М.И.Глинки, Н.А.Римского -Корсакова и др. отечественных композиторов, органично включены в музыкальную жизнь ребят.
Песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах активно используются детьми в самостоятельной деятельности, способствуя наиболее полному проявлению их творческих способностей, интереса к национальной культуре, постепенному формированию чувства любви к Родине, традициям Отечества, истинной причастности к его прошлому и настоящему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к истокам народной культуры, через устное народное творчество
Произведения устного народного творчества имеют познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. припевки, песенки, потешки дети с...
Методические рекомендации по созданию предметного пространства способствующего приобщению к истокам народной культуры
Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе ...
Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны «Приобщение детей к истокам народной культуры, средствами музыкального и устного фольклора»
Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны«Приобщение детей к истокам народной культуры, средст...
"Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через устное народное творчество (фольклор)"
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Поэтому приобщение детей к народному творчеству необходимо начинать с раннего д...
Детский сад - открытое образовательное пространство для детского технического творчества
Детский сад - открытое образовательное пространство для детского технического творчества...