Рекомендации родителям
статья (старшая группа) по теме

Савельева Надежда Юрьевна

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В СЕМЬЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii_roditelyam.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР

В СЕМЬЕ

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Задача воспитателей и родителей – помочь ему развить и сохранить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского воспитания, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – дошкольного детства.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.

Умственное развитие ребенка дошкольника проходит не только в детском саду, но и дома с помощью родителей. Усвоению достаточно сложных математических знаний, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.

Основным для родителей должен быть девиз «Учить играя!».

Игра – это «волшебная палочка», с помощью которой можно научить малыша читать, считать, писать, а главное – думать, рассуждать, изобретать и доказывать. Очень важно, чтобы игра была увлекательной и доступной, чтобы в ней были элементы соревнования, если не с кем-то, то хотя бы с самим собой.

Вот несколько советов, которых рекомендуется придерживаться во время игры с ребенком.

  1. Поощряйте творческую инициативу ребенка. Ни в коем случае не ругайте его за ошибки, не насмехайтесь даже над самыми нелепыми попытками решения. Стоит только один раз поругать малыша за неправильное действие, и он может больше не захотеть играть в эту игру. Особенно тяжело воспринимают замечания тонкие и чувствительные натуры. Даже если действия малыша неудачные, обязательно найдите что-нибудь, за что его можно было бы похвалить, например, за необычность решения, за чувство юмора, за смелость или изобретательность, за старание и аккуратность и т.п. Не забывайте говорить ему, что он умный и способный!
  2. Большое значение для ребенка имеет форма, в которой вы оцениваете результат его деятельности. В основе любой оценки должно лежать общее положительное отношение к детям, так как во всех случаях первая основная форма оценки – это похвала. А в какой форме тогда следует оказывать ребенку на допущенные им ошибки и неточности? Желательно, чтобы общий смысл оценочного высказывания был примерно следующим: «Ты действовал очень хорошо, но пока еще у тебя не все получается правильно. В следующий раз ты сможешь выполнить задание еще лучше, чем сейчас». Затем важно указать на то, как именно можно добиться ликвидации ошибок. Такая оценка желательна даже тогда, когда результат работы ребенка полностью отрицательный.

Необходимость общей положительной оценки работы ребенка вызвана тем, что в пять – шесть лет дети еще не в состоянии отделить оценку выполнения отдельного задания от оценки себя в целом. Слова «Ты сделал это плохо» дети воспринимают как «Ты плохой» и истолковывают как проявление отрицательного отношения к себе со стороны взрослого. Это порождает или враждебность, или тенденцию к формальному, некритическому выполнению любых указаний в надежде все же заслужить похвалу.

  1. Подробно разбирайте с малышом все его ошибки. Старайтесь, чтобы правильный ответ ребенок находил хоть и с вашей помощью, но самостоятельно. Чтобы занятия были эффективными, не спешите подсказывать малышу решение задачи. Сначала выясните, понял ли он, что от него требуется. После этого предложите выполнить задание еще раз. И если, несмотря на все попытки, решение не приходит, намекните, в каком направлении следует его искать. Правильный ответ сообщайте только в том случае, если все другие возможности исчерпаны. При этом добивайтесь того, чтобы малыш понял, почему этот ответ является правильным. Пусть попробует рассказать о нем. Это ценно для формирования его объяснительной речи. Кроме того, надо учить ребенка доказывать правильность своего ответа, отстаивать свою точку зрения. А это, в свою очередь, закрепляет его уверенность в себе, в своих силах.
  2. Если малыш не может самостоятельно разобраться в способе решения задания, помогите ему и подробно расскажите, почему именно так выполняется это задание. Для закрепления придумайте несколько аналогичных заданий. В этом случае осознанный способ решения станет более универсальным. Позднее можно попросить малыша самостоятельно придумать похожие задания. Этот прием способствует развитию у него не только интеллектуальных, но и творческих способностей.
  3. Многие дети испытывают трудности в доказательстве найденного ими решения из-за неуверенности в себе, повышенной комфортности (т.е. зависимости от чужого мнения). Поэтому после неправильного ответа не стоит строго обрывать малыша: «Неправильно! Думай!». Лучше спросить: «Почему ты так считаешь?». Любопытно, что часто даже при неправильном ответе дети имеют свою логику решения задания, и она порой бывает очень интересной и оригинальной. Неординарность решения свидетельствует о творческом типе личности и заслуживает позитивной оценки.
  4. Старайтесь предупредить возникновение негативных эмоций  в процессе игры. Если вы заметите, что малыш все больше отвлекается от игры, чаще допускает ошибки, начинает разговаривать на другие темы, значит, он уже устал. Не стоит ждать, когда ребенок скажет: «Мне уже надоело играть в эти игры!». Необходимо вовремя переключить его внимание на другую, интересную для него деятельность: чтение книг, рисование, лепку, конструирование поделок из бумаги или природного материала и т.п. Если интеллектуальные игру будут вызывать больше положительных эмоций, чем отрицательных, то у ребенка будет формироваться стойкая позитивная позиция к умственной деятельности.
  5. Избегайте принуждения в тех случаях, когда малыш не хочет играть или выполнять задание. Дети, как и взрослые, не любят когда их заставляют что-либо делать. Даже если, используя всю вашу родительскую власть, вам удается заставить малыша решать задание, то основная его энергия пойдет не на умственную работу, а на преодоление своего нежелания заниматься этим.

Принуждение способствует возникновению у ребенка страха перед возможным наказанием. Выполняя задание без интереса, он часто отвлекается, и поэтому делает много ошибок. Это в свою очередь приводит к очередным неудачам и нареканиям взрослых. Подобная ситуация способствует возникновению отрицательных эмоций и постепенно формирует негативное отношение к любой умственной деятельности, в том числе и учебной.

  1. Хочется напомнить, что особенно разрушительным является принуждение, которое сопровождается репликами: «Садись заниматься, балбес (двоечник, идиот)! Какой же ты ленивый (глупый, неаккуратный, невнимательный, вредный)!». Подобные «воспитательные» воздействия способствуют формированию у ребенка неуверенности в себе и в своих силах. А это в свою очередь приводит к новым неудачам. Возникает замкнутый круг, выбраться из которого самостоятельно ребенок уже не может.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Рекомендации родителям будущих первоклассников""

Советы логопеда родителям: на что обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника....

Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Рекомендации родителям: "10 рекомендаций родителям детей младшего и среднего возраста"

Материал консультации для родителей по особенностям развития и воспитания ребенка....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...