Как говорит Ваш ребёнок (статья)
статья (старшая группа) по теме
В статье отражены речевые нарушения характеризуются особенностями:
не соответствуют возрасту говорящего;
связаны с отклонениями в функционировании психо-физиологических механизмов речи;
часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._kak_govorit_vash_reb..doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №28
___ 308023, г.Белгород, ул.Некрасова,22, тел.34-13-35, факс 34-13-35
Консультация для родителей
«Как говорит Ваш ребёнок»
старший дошкольный возраст
Воспитатель:
Ткаченко Е.М.
2011г
Дивишься драгоценности
нашего языка: что ни звук, то и подарок:
все зернисто, крупно, как сам жемчуг,
и, право, иное названье еще
драгоценней самой вещи.
Н. В. Гоголь
Речь ребёнка не возникаем сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными затруднениями и только благодаря усилиям взрослых.
В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослых. Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на её правильность, внятность, но и на тон, темы разговоров, выбор слов и выражений. Большинство детей не сразу овладевают нормальным темпом речи.
Родители, которые считают, что речь у малыша появится сама собой и особых усилий для этого прикладывать не нужно, сталкиваются с тем, что их ребенок начинает либо поздно говорить, либо очень плохо.
Обращаясь к ребенку, необходимо не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией и тембром, четко выделяя ударный слог (поэтому нельзя растягивать слово по слогам, так как при этом теряется ударение). Каждое новое слово должно быть понятно малышу. Для этого, произнося его, надо одновременно показать на соответствующий предмет или действие. Если ребенок сам чем-то заинтересовался — назвать несколько раз то, что он видит. Только так можно закрепить связь между названием предмета (словом) и самим предметом. Когда ребенок самостоятельно произносит новое слово или предложение, надо повторить им сказанное, приласкать, похвалить: малыш охотнее будет разговаривать.
Многие дошкольники говорят слишком быстро. Это объясняется тем, что у них еще слабы тормозные процессы и контроль за своей речью. Часто такое нарушение темпа речи возникает в результате подражания окружающим. Ребёнок говорит то очень быстро, то слишком медленно даже в пределах одной фразы. Но в большинстве случаев такие явления с возрастом обычно исчезают.
Однако внимание следует уделять нервным впечатлительным, ранимым детям. К нарушениям темпа речи относятся брадилалия и тахилалия. Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Тахилалия - патологически ускоренный темп речи. При указанных расстройствах нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи. Речь малопонятна для окружающих. Своевременное устранение этих нарушений в раннем возрасте исключает отрицательное их влияние на формирование речи и личности ребёнка в дальнейшем, а также способствует профилактике заикания.
Необходимо охранять её от таких чрезвычайных раздражителей как шум, запугивания, неожиданные окрики, резкие переходы от суровости к чрезмерной ласковости в общении с детьми. Старшие должны соблюдать разумную требовательность по отношению ребёнку. Дисциплина, выдержанность, собранность ребёнка обеспечивает устойчивость нервной системы против неблагоприятных раздражителей извне, и поэтому предохраняют от нервной очень неторопливой речи, т. е. появление тахилалии.
Речь взрослых окружающих ребенка должна быть всегда правильной, отчётливой, плавной, простой по структуре, ясной и выразительно, неторопливой, но и не излишне растянутой. Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлебываясь и задыхаясь. Если ребёнок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он, в конце концов, будет говорить правильно. В дошкольном возрасте речь ребёнка развивается наиболее интенсивно. Но в то же время постепенно приучайте сына или дочь к речевой дисциплине, объясните, что, когда говорят другие, надо помолчать, не перебивать их.
Важная задача - научить ребенка правильно пользоваться своим голосом. Напомните, чтобы он не кричал, не говорил очень громко, иначе это приведет к перенапряжению голосовых связок, в результате чего может возникнуть хрипота.
Развитие голоса идёт постепенно, что детский голосовой аппарат ещё слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых. Потому не позволяйте детям петь взрослые песни. Может быть так, что у ребёнка слишком тихий голос. Это наблюдается у детей физически ослабленных робких, застенчивых. В таком случае хорошо разговор с ребёнком на большом расстоянии. Незаметно для себя малыш начнёт усиливать свой голос. Так же нужно побуждать его читать стихи,
рассказывать сказки, удалившись в другой конец комнаты. Но никогда не следует принуждать ребёнка говорить громко. Только подбадривание ласковые уговоры приведут к желаемому результату. Чтобы избегать серьёзных нарушений голоса, которые впоследствии будет трудно устранить, необходимо соблюдать ряд мер. Так, например, при насморке у peбёнка или при малейших признаках охриплости нужно следить за тем, чтобы он как можно
меньше говори.
Постоянно следите за тем, чтобы дети не напрягали свой голосовой аппарат: не кричали, не пели на холоде. Пыльный, прокуренный воздух также может вызвать заболевание голосовых связок. Надеемся, что всё сказанное поможет не только развить правильную, полноценную речь, но и избежать появления у него многих дефектов голоса, и он сможет в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Литература:
Ткаченко Т.А. Если Дошкольник плохо говорит.- СПб.; Акцидент, 1998. - 112с.,
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под редакцией Л.С. Волковой. -5-е изд., перераб. и допо.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004 - 704 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребёнку стать самостятельным.
Мы часто считаем своих подрастающих детей ещё маленькими и стараемся делать за них то, что они могли бы сделать сами. А стоит ли?...
Консультация для родителей "Как помочь ребёнку стать самостоятельным?"
Данная консультация поможет родителям узнать ответ на важный вопрос "Как помочь ребёнку стать самостоятельным?"...
Презентация к родительскому собранию на тему "Как помочь своему ребёнку стать счастливым в школе?" ( профилактика школьной дезадаптации).
Рассматриваются теоретические вопросы школьной зрелости, а также роль семьи в профилактике школьной дезадаптации первоклассника....
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ (конспект собрания-студии с родителями детей старшей группы))
У каждого ребёнка имеется определённый запас знаний, приобретённый в детском саду, при общении со сверстниками и взрослыми, при просмотре телепередач и т.д. Этот запас знаний будет пополнятся на протя...
Как помочь ребёнку стать внимательным?
- Охота на кота. Детям предлагаются тексты, вырезанные из журналов, газет (одинаковые по количеству слов и длине). По команде, дети должны вычеркнуть из текста три буквы (К, О, Т), кто сделал это быст...
Как помочь ребёнку стать ответственным?
Передача ответственности ребенку, используя переориентацию его ошибочного поведения. Естественные и логические последствия....
Статья для родителей " О добрых дошкольниках или как помочь ребёнку стать добрым"
Дети, также как и взрослые, все разные, со своими характерами, реакциями на ситуацию и т.д. В этой небольшой статье рассказывается о том, как по-разному реагируют на ситуации и ведут себя ...