Часы и дети
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

1.

  Каждому взрослому, воспитывающему детей (будь то педагог или родитель) хочется, чтобы их дети были успешными, чтобы всё у них ладилось: и с учебой, и с одноклассниками, и с учительницей. Ради этого мы готовы на всё. Мы учим малышей читать, рассказывать про окружающий его мир, считать, рисовать и т.д. Но можно ли быть уверенным, что читающий, считающий ребенок, знающий название всех домашних и диких животных, свой адрес и т.д. будет успевать в будущей школьной жизни? К сожалению, нет.

  Готовность ребенка к школьному обучению, помимо интеллектуальной готовности, включает в себя и другие важные составляющие: крепкое физическое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, высокую познавательную активность, способность к адекватному восприятию окружающего мира и адаптации к новым социальным условиям, самостоятельность, правильную самооценку, умение планировать и контролировать свою деятельность, пространственно-временную ориентировку.

  Неадекватное восприятие времени, неумение ориентироваться в нем, распределять его на различные дела (занятия продуктивными, интеллектуальными видами деятельности, игры, прогулки или отдых), определять продолжительность, текучесть и протяженность тех или иных действий, явлений и т.п. негативно скажутся не только на этапе обучения детей в школьный период, но и во всей их дальнейшей взрослой жизни. Даже к 7 годам не все дети довольно точно определяют времена года, называют месяцы года или сезона, знают дни недели и ориентируются в них, а тем более определяют время по часам. Однако и те школьники, которые уже различают понятия времен года и могут перечислить их характерные опознавательные признаки, зачастую не помнят и не могут назвать месяцы, дни недели или части суток, а тем более соотнести смену дня и ночи положением солнца и луны на небе, представить длительность какого-либо явления, события, действия, в том числе и собственной деятельности (продолжительность бодрствования, игры, прогулки, обеда, просмотра мультфильма, занятий лепкой, рисованием, музыкой ит.д.), т.е. не умеют рационально распределить время собственной жизни. Временная же неорганизованность и недисциплинированность ребенка – одна из серьезных причин его отставания в период школьного обучения, а в целом – и его неудача в будущей трудовой деятельности и межличностных отношениях.

2.

  Таким образом, от усвоения временных понятий и терминов, связанных с адекватными пространственно-временными представлениями, от умения воспринимать текучесть, изменяемость и длительность времени (быстро-медленно, долго-недолго, часто-редко, давно-недавно, всегда-иногда, позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра, неделя-месяц-год, весна-лето-осень-зима, младенец-дошкольник-школьник-студент, молодой-старый и т.д.) зависит и временная самоорганизованность ребенка, залог его будущей успешности в жизни. Всему этому и должны научить его мы, взрослые

  Трудности формирования временных представлений у детей объясняются прежде всего не только психофизиологическими и возрастными особенностями ребенка, но и спецификой самой категории времени. Во-первых, время нельзя воспринять непосредственно органами чувств. Во-вторых, время очень трудно представить как объективную реальность. В-третьих, продолжительность времени нужно «показать» ребенку через его меры: секунду, минуту, час, сутки, неделю, месяц, год, соотнося определенный временной интервал с каким-то реальным действием, например количеством произведенных хлопков в ладоши или отстукиваний по столу и т.д. за 1 секунду , перемещением минутной (большой) или часовой (маленькой) стрелки часов по циферблату (передвинулась минутная стрелка от одной цифры к следующей за ней – прошло пять минут, передвинулась ещё на одну – прошло ещё пять минут). В-четвертых, ребенок сталкивается с большим разнообразием существующей временной терминологии (до, после, затем, вскоре, вчера, долго, медленно, быстро, раньше, и т.д.) и некоторой абстрактностью при её употреблении в речи («вчера» станет завтра «позавчера»; то, что свершится завтра, через день будет считаться «вчера», и т.п.), связанной с конкретным обозначением определенного отрезка времени.

  Поскольку ведущими познавательными процессами у дошкольников являются образное мышление и воображение, то любой новый материал лучше всего усваивается ими при образной подаче. Поэтому и знакомство детей с категорией времени, формирование у них временных представлений тоже будет проходить с опорой на конкретный наглядный материал, отражающий временные и сезонные изменения в природе, включать предметно-практическую деятельность, собственный опыт ребенка, различные дидактические игры, направленные на развитие умения решать несложные бытовые или режимные задачи на время и соотносить временные понятия как с собственной деятельностью, так и с занятиями сверстников, родителей и других взрослых.

3

    Первый этап моей работы «Определяю время» знакомит с понятиями утро, вечер, ночь, сутки, режим дня и направлен на формирование и закрепление у детей 5-7 лет временных представлений:

 - восприятие временных интервалов сутки, части суток (утро, день, вечер, ночь);

 - знание об их основных признаках и последовательности;

 - навыком измерения времени по часам (временным сенсорным эталоном);

 - умение определять временные признаки словом (после, до, сначала, потом, раньше, позже, рано, поздно и т.д.);

 - умение адекватно использовать в речи временные понятия (медленно-быстро, рано – поздно, утром-днем-вечером, давно-недавно, часто-редко, вчера-сегодня-завтра; 8 часов утра и 8 часов вечера; 12 часов дня и 12 часов ночи и т.д.);

 - усвоение основных режимных моментов (время на завтрак, прогулка, игры, обед, ужин, гигиенические процедуры, сон и т.д.).

 4

  Особенные трудности вызывает у детей определение времени по часами формирование умения определять по ним время. Сначала подвожу ребенка к восприятию продолжительности равномерно повторяющегося отрезка времени – часа, демонстрируя сенсорный эталон его измерения – прибор (инструмент) часы, формирую умение узнавать время по часам с точностью до часа. Знакомлю детей с разными видами часов: настенными , наручными, электронными, будильником, секундомером, песочными. Используя модель циферблата часов с подвижными стрелками(4-я страница обложки книги), я объясняю устройство часов, показываю большую стрелку, она называется минутной, и маленькую – часовую: «Большая стрелка- минутная. За час она обегает весь циферблат по кругу. Маленькая стрелка – часовая. За час она передвигается от одной цифры к другой. Когда большая стрелка стоит на 12, мы говорим : «Сейчас ровно столько-то часов». Отсчет времени целесообразно начинать от полудня (от 12 часов дня), когда обе стрелки показывают 12. через час большая стрелка «обежит» весь круг и снова покажет 12, а маленькая стрелка за это же время пройдет от 12 до следующей чёрточки, у которой стоит цифра 1. часы покажут 1 час дня (ночи). Таким образом, конкретные представления о продолжительности часа и умение определять время по часам формируются и закрепляются в процессе выполнения ребенком индивидуальных практических упражнений, которые можно предварить вопросами, например, что мы можем сделать за час, за одну минуту и т.д. за час можно пообедать, погулять, сходить с мамой в магазин и т.п., за одну минуту – нарисовать три звездочки, 5 цветков и т.д. именно благодаря практическим действиям, которые дети успевают сделать за определенный промежуток времени, ими воспринимаются и постепенно усваиваются понятия час и минута.

 

 

5.

  Следующий этап – осознание временного отрезка полчаса. Перед введением этого понятия необходимо предварительно научить детей различать две половинки различных предметов (листа бумаги, печенья, яблока, палочки и т.д.). Поняв, что две половинки составляют одно целое, ребенок быстрее усваивает отличие часа от получаса. Я объясняю : «за полчаса большая стрелка пробегает полкруга, а маленькая стрелка – только полдороги (т.е. половину расстояния) между двумя соседними цифрами. Когда большая стрелка пройдет половину циферблата до цифры 6, мы говорим «половина» - например, «половина второго». Свой рассказ я сопровождаю показом этого времени на макете часов.

  Дети должны усвоить, что сутки начинаются в полночь, до 12 часов дня проходит первая половина суток, а от полудня до полуночи – вторая половина суток.

  Учась определят время по часам, ребенок выполняет большое количество индивидуальных упражнений с моделями часов. Я слежу, чтобы ребенок при этом рассуждал вслух, т.е. проговаривал, как он выполняет задание, определяя время. Рассказывая о своих действиях, дети практически усваивают необходимую временную терминологию.

  Для закрепления у ребенка временных представлений и умения ориентироваться во времени, соотносить его с собственным режимом и действиями я использую разный дидактический материал, например «День и ночь», «Долго – быстро», «Отгадай часть суток», «Когда это бывает?», «Медленно – быстро», «Вчера – сегодня» и т.д.

  Третий этап «Определяю время» направлен на формирование и закрепление у дошкольников таких временных понятий, как неделя, месяц, год, времена года, возраст человека.

   Здесь содержание категории времени расширяется : весь картинный материал и задания к нему направлены на формирование и закрепление у детей 5-7 лет новых временных представлений :

 - восприятия таких временных интервалов, как сутки, неделя, месяц, год, и навыков определения времени по ним;

 - знаний об их продолжительности, текучести, и основных признаках;

 - знаний календарного времени года – весна, лето, осень, зима, о его сменяемости и основных признаках и приметах;

 - закрепление навыков измерения времени с помощью временных сенсорных эталонов;

 - закрепления в речи умения адекватно использовать временные понятия (медленно-быстро, рано – поздно, утром-днем-вечером, давно-недавно, часто-редко, вчера-сегодня-завтра и т.д.);

  Работая на этом этапе, дети, таким образом, усвоят, что сутки начинаются в полночь, что первая половина суток проходит до 12 часов дня, а вторая половина длится от полудня до полуночи.

  Знакомство со следующим временным понятием – неделя -  начинаю тогда, когда ребенок будет хорошо ориентироваться в продолжительности суток. Дети узнают, что в неделе семь суток, что каждый день недели имеет свое название, в котором есть подсказка – какой это день по счету (понедельник – это день после окончившейся недели, вторник – это второй день недели, среда – это середина недели, четверг – это четвертый день недели, пятница – пятый день и т.д.), что дни недели последовательно сменяют друг друга и этот порядок всегда неизменен.

  Понятие месяц, год, время года также даю в строгой последовательности. Так, месяц состоит из 4 неделей, год – из 12 месяцев. Непосредственно ознакомление с месяцами можно начинать с любого из них , например, с сентября – начала учебного года, нельзя лишь нарушать последовательность месяцев в году. Обращаю внимание ребенка на те изменения, которые происходят в природе и в жизни людей от месяца к месяцу и от времени года к последующему времени года. Распределяя 12 месяцев, т.е. календарный год, на 4 сезона (осень, зима, весна, лето), подбирая соответствующие им картинки-наклейки, дети учатся различать и правильно называть осенние, зимние, весенние и летние месяцы.

  Для закрепления у ребенка новых временных представлений и умение ориентироваться во времени, соотносить его с собственными режимом и действиями, рекомендую также использовать не только предложенные вопросы и задания, беседы по ним (например, какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Какой будет завтра? Какой месяц первый в году? Какой сейчас идет месяц? Какой будет следующий месяц? С какого месяца начинается весна? Каким месяцем весна заканчивается? Какой месяц предшествует апрелю? Какой месяц следует за декабрем?),  но и отгадывание загадок или придумывание собственных, например: белое покрывало всю землю укрыло (снег), двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят (месяцы); различные дидактические игры – «Отгадай день недели (или месяц)», «Когда это бывает?», День и ночь», «Медленно – быстро», «Вчера – сегодня» и т.д., работу с пословицами и поговорками («Осенний день год кормит»; «Декабрь год кончает, зиму начинает»); сказку С.Маршака «Двенадцать месяцев», рассказы «Четыре желания» (К.Ушинского) и «Времена года» (Н.Плавильщикова), а также практические задания. Очень важно при этом, чтобы ребенок, отвечая на вопросы, составляя рассказ, выполняя то или иное задание, рассказывая о своих действиях, рассуждал вслух, используя временную терминологию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка в часы досуга детей

Статья для родитетй о том, как организовать музыкальный досуг у себя дома...

Сценарий Новогоднего праздника "Новогодние часы" для детей старшего дошкольного возраста (детский сад компенсирующего вида)

Под бой часов должен появиться Дедушка Мороз, но часов на елке не оказалось. На помощь приходят Елочки, Снеговики, Петрушки и Разноцветные метели. Даже коварная Баба Яга возвращает часы и спешит на по...

Конспект игрового часа для детей и родителей

Организация единого образовательного пространства на игровой основе для детей и родителей в интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности. К данному конспекту имеется през...

Проект «Мини-музей часов» для детей старшей группы.

Музей не просто дом вещей,                      Музей хранитель тайн                     И...

Конспект занятия по математике «Часы» для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Образовательная область «Познавательное развитие. РЭМП»

Конспект занятия по математике «Часы»  для детей старшего дошкольного возраста  6 – 7 лет Образовательная область «Познавательное развитие. РЭМП» Цель: Формирование элементарных ма...

Нейро-игры для детей. Из опыта работы в рамках "клубного часа для детей"

15 ноября в нашем детском саду прошёл очередной клубный час. На нашей локации "Нейробика" дети выполняли нейроупражнения подготовленные в рамках работы по самообразованию.В ходе выполнения д...