Театр как средство для решения психолого-педагогических проблем.
статья (старшая группа) по теме
Статья ориентированна на личный профессиональный опыт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_sreda.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Театр как средство для решения психолого-педагогических проблем.
Театр – один из самых доступных видов искусств для детей, которые помогает в решении многих актуальных проблем связанных с:
- Формированием эстетического вкуса;
- Нравственного воспитания;
- Развитие коммуникативных качеств личности;
- Развитие памяти, мышления, воображения, фантазии, инициативности, речи;
- Создание положительного эмоционального настроя и т.д.
Театральная деятельность всесторонне развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, совершенствование навыков воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Театральные игры дают детям возможность применять полученные знания, проявлять творческие способности в различных видах деятельности.
Работая с детьми, я целенаправленно использую кукольный театр в своей практике. Ставим вместе с детьми разные спектакли, сценки, разыгрываем ситуации. Дети по своему желанию участвуют в кукольных постановках, и используют театральный уголок в самостоятельной деятельности – в игре. С большим удовольствие и с интересом, дети придумывают новые сказки.
Каждые два года к нам в группу приходят другие дети (с 5 лет), и в этом году мы опять взяли на воспитание детей из средней группы.
Раз в месяц с детьми устраиваем кукольные представления для других детей. Дети активно участвуют в распределение ролей, я стараюсь, чтобы в наших театральных увлечениях принимали участие все дети. Но стала наблюдать за тем, что двое мальчиков постоянно отказываются принимать участие в этом виде деятельности, хотя удовольствием наблюдают за этим процессом. А когда я их спрашиваю, почему, обычно говорят: не умею, не хочу, не интересно. Мои уговоры, и любое предложение не действовали. Один мальчик, его зовут Коля, ходит в детский сад с 3-х лет, но не когда ранее не принимал участие ни в праздниках, ни в сценках, другой мальчик, Рашад, до этого никогда не ходил в детский сад.
Обычно в общей игре хотят участвовать все дети, но некоторые из них, в силу своих психологических особенностей боятся принимать участие в театральной деятельности, страх быть осмеянным сверстниками, боязнь и не желание получить отрицательную оценку за свою деятельность.
Встала проблема: как кукольный театр может помочь в работе с неуверенными в себе детьми?
Стала просматривать литературу, имеющую в детском саду: как нужно начать работу по привлечению детей в общую театральную деятельность.
Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский писал: « Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощение» (книга « Воображение и творчество в детском возрасте»).
Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петров в книге «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» предлагают учитывать ряд креативных принципов в обучение и воспитание, т.е. максимальную ориентацию на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности:
1. Снятие по возможности, всех стрессообразующих факторов;
2. Раскрепощенность, стимулирующую духовный потенциал творческой активности;
3. Развитие реальных мотивов:
а) игра не должна быть из-под палки,
б) внутренние, личности мотивы должны преобладать над внешние, ситуативные, исходящими из авторитета взрослого,
в) внутренние мотивы должны включать, обязательно мотивацию успешность, продвижения вперед.
Н.Ф. Сорокина в своей книге «Играем в кукольный театр» рассматривает несколько ситуаций и предлагает варианты побуждения детей в общую театральную игру. Она предлагает сделать с детьми игрушки из бумаги для настольного театра и использовать эти игрушки в постановке. Предложить детям роль, например, без слов.
Т.Н. Караманенко и Ю.Г. Караманенко в книге «кукольный театр – дошкольникам» рекомендуют начинать с маленьких и легких, знакомых сцен, разговаривать знакомыми и любимыми игрушками, простых в обращении.
Для решение этой проблемы поговорила с мамой Рашада, они из дома принесли оду из его любимых игрушек - мягкую кошечку. У Рашадика ходит сестричка в ясли, и я его уговорила на то, что бы вместе со мной показать сценку по маленькому стихотворению И. Жукова «Киска». Я говорю слова, а он показывает движение игрушкой. В месте с остальными детьми подготовили ряд потешек и показали малышам. Рашад очень волновался, когда подходила его очередь «выступать», но все же справился с первым «выходом». Всех ребят поблагодарила воспитательница, а малыши хлопали в ладоши. В присутствии Рашада, я похвалилась маме о его успешном выступлении. На следующий день Рашад пришел в замечательном настроении. Теперь он с удовольствием соглашается принимать участие в театральной деятельности, но пока в малых, эпизодных ролях. С Колей работа протекала практически в том же направлении. Но мы готовили с ним демонстрацию пальчиковой гимнастики для наших детей: «Дом и ворота» В. Цвынтарного, « Мизинчик» Л.П. Савиной и др. Я говорю слова, Коля показывает движения, а ребята все повторяют. У Коли появилась некоторая уверенность в себе перед сверстниками. Работа продолжается и прогресс очевиден.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая коррекция проблем адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
Предлагаемая программа носит преимущественно практический характер и включает разнообразные психологические упражнения, игры, экскурсии, тренинг с воспитателями адаптационной группы. Так же работа нап...
Партнёрское взаимодействие с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, использование методов и средств для их психолого-педагогического просвещения
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение...
«Использование ИКТ во взаимодействии ДОУ, родителей и педагогов, для успешного решения психолого-педагогических и оздоровительных задач».
Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные...
Конструктивное решение психолого-педагогических ситуаций
Данные ситуации можно рассматривать с педагогами в рамках педсовета, деловой игры, практикума, на конкурсе "Воспитатель года" и тд......
доклад-презентацияТехнологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО как системное решение актуальных для образовательного учреждения задач средствами психологической теории и практики.
Оценка уровня владения аттестуемым педагогом-психологом технологиями психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, зависит от степени владения критериев технологии. Раб...
Консультация: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство решения психолого-педагогических проблем»
Консультация: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство решения психолого-педагогических проблем»...
«Музыкальный фольклор как средство решения психолого-педагогических проблем у дошкольников»
Исполнение нашей воронежской народной песни – это сценическое искусство, радость, игра, озорство…Конечно, изучая народное творчество воронежского края, я использую в своём ансамбле детски...