"Смотри, да присматривайся"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
«Смотри да присматривайся!»
воспитатель по изодеятельности Свиридова Т.Н.
Знакомство детей с пейзажной живописью можно начинать с четырёхлетнего возраста, но для полноценного восприятия художественного образа малышам необходим запас наблюдений, опыт положительного активного отношения к окружающей природе. В данном случае необходимо помочь детям научиться чувствовать природу, наслаждаться её красотой, сформировать эмоциональный настрой для дальнейшего восприятия природы в художественных картинах.
Развитие у ребёнка наблюдательности, умение видеть и рассматривать воспитывает в нём способность к эстетическому восприятию. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления о предметах, что в свою очередь способствует развитию эстетической восприимчивости. Обе стороны, познавательная и эмоциональная, у ребёнка находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому развитие у детей культуры видения, способности к наблюдению, к внимательному рассматриванию окружающих предметов и является важнейшей стороной воспитательной работы в семье.
Смотрят люди вокруг себя очень различно. Один посмотрит – ничего особенного не заметит и тотчас же забудет об увиденном, другой заметит в увиденном характерное, отличное от других предметов, иногда новое и запомнит. Чем ярче его зрительное восприятие было окрашено эмоционально-эстетическими переживаниями, тем ярче и образнее будут накапливаемые им зрительные представления. Запас зрительных представлений способствует развитию образного мышления ребёнка, его воображения, что имеет большое значение в любой творческой деятельности. Поэтому одно из наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании – систематическое поощрение ребёнка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами.
Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки по улицам, в парк, в лес имеют большое познавательное значение для ребёнка, но вопросы эстетического восприятия детей нередко при этом забываются. Правильно делают родители, когда во время прогулки они говорят ребёнку: «Посмотри, какое красивое сегодня небо – нежно-голубое, с лёгкими, как бы тающими облаками!», «Видел ли ты, как красиво выглядят деревья зимой, когда они в инее, лёгкие, пушистые, как бы кружевные?», «Обрати внимание на листья осины, осенью они совсем тёмно-красные; у берёзы золотистые, а у клёна особенно яркие, пёстрые, одни жёлто-оранжевые, другие жёлто-зелёные. И как красивы все эти оттенки вместе в осеннем лесу!»
Надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий, на их различия, на целесообразность и конструктивную стройность мостов, машин, на яркость и красочность праздничного оформления посёлка. Восприятие всего этого ребёнком, эстетические чувства, вызываемые окружающим. Имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви к родной природе, к своему посёлку, к своей стране.
Надо раскрыть глаза ребёнку на разнообразие и богатство форм и цветов в природе, в окружающей его жизни. Пусть он увидит окраску неба в различные часы, в разные времена года, при различном состоянии погоды. Надо, чтобы он увидел, что, хотя растения и деревья все зелёные, они имеют массу оттенков – тополь серебристый, берёза весной нежно-зелёная, а летом ярко-зелёная, ели по сравнению с ней тёмные, зеленовато-синие и красиво выделяются на фоне других деревьев. Пусть ребёнок рассматривает форму листьев разных растений во всём их разнообразии, узор и окраску крыльев разных видов бабочек. Пусть он заметит: снег хотя и белый, но при заходе кажется розоватым, тени в солнечный день на снегу голубые, иногда почти синие и т.д. Такие наблюдения способствуют развитию у ребёнка более точного и тонкого различия цвета и формы, что играет большую роль в воспитании вкуса и в развитии творчества.
Большое значение в развитии эстетической восприимчивости имеет образное, хорошо найденное слово взрослого. Оно помогает детям понять, какие качества, свойства предмета могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке, то есть делают его красивым. Задачей взрослых является накопление у детей опыта эстетического образного видения и воспроизведения красоты окружающего их мира природы, развитие наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, ассоциативно-образного мышления. В дальнейшем при рассматривании художественного пейзажа происходит «накладывание» имеющихся жизненных впечатлений на воспринимаемый образ, это поможет найти «своё» в произведении, глубже, проникновеннее осмыслить картину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ГУЛЯЙ, ДА ПРИСМАТРИВАЙСЯ».Игровое занятие с использованием фольклорных жанров. Для старшего возраста.
«ГУЛЯЙ, ДА ПРИСМАТРИВАЙСЯ» Игровое развлечение с использованием малых фольклорных жанров для старшего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/09/picture-218428-1362848581.jpg)
папка передвижка в родительский уголок"Гуляй, да присматривайся!"
Гуляй, для присматривайся. Принципы семейного благополучия....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/25/picture-452490-1424888131.jpg)
Папка передвижка для родителей Гуляй, да присматривайся! Осень
Эта информация - маленькая шпаргалочка для родителей...
Гуляй да присматривай.
наблюдение на прогулке...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/26/picture-1167563-1569485297.jpg)
Гуляй, да присматривайся
Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой "Два Мороза"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/02/picture-944176-1525282366.jpg)
Консультация для родителей "Гуляй, да присматривайся!"
Консультация для родителей "Гуляй, да присматривайся!" Цикл наблюдений за елью зимой...