"Смотри, да присматривайся"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
«Смотри да присматривайся!»
воспитатель по изодеятельности Свиридова Т.Н.
Знакомство детей с пейзажной живописью можно начинать с четырёхлетнего возраста, но для полноценного восприятия художественного образа малышам необходим запас наблюдений, опыт положительного активного отношения к окружающей природе. В данном случае необходимо помочь детям научиться чувствовать природу, наслаждаться её красотой, сформировать эмоциональный настрой для дальнейшего восприятия природы в художественных картинах.
Развитие у ребёнка наблюдательности, умение видеть и рассматривать воспитывает в нём способность к эстетическому восприятию. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления о предметах, что в свою очередь способствует развитию эстетической восприимчивости. Обе стороны, познавательная и эмоциональная, у ребёнка находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому развитие у детей культуры видения, способности к наблюдению, к внимательному рассматриванию окружающих предметов и является важнейшей стороной воспитательной работы в семье.
Смотрят люди вокруг себя очень различно. Один посмотрит – ничего особенного не заметит и тотчас же забудет об увиденном, другой заметит в увиденном характерное, отличное от других предметов, иногда новое и запомнит. Чем ярче его зрительное восприятие было окрашено эмоционально-эстетическими переживаниями, тем ярче и образнее будут накапливаемые им зрительные представления. Запас зрительных представлений способствует развитию образного мышления ребёнка, его воображения, что имеет большое значение в любой творческой деятельности. Поэтому одно из наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании – систематическое поощрение ребёнка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами.
Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки по улицам, в парк, в лес имеют большое познавательное значение для ребёнка, но вопросы эстетического восприятия детей нередко при этом забываются. Правильно делают родители, когда во время прогулки они говорят ребёнку: «Посмотри, какое красивое сегодня небо – нежно-голубое, с лёгкими, как бы тающими облаками!», «Видел ли ты, как красиво выглядят деревья зимой, когда они в инее, лёгкие, пушистые, как бы кружевные?», «Обрати внимание на листья осины, осенью они совсем тёмно-красные; у берёзы золотистые, а у клёна особенно яркие, пёстрые, одни жёлто-оранжевые, другие жёлто-зелёные. И как красивы все эти оттенки вместе в осеннем лесу!»
Надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий, на их различия, на целесообразность и конструктивную стройность мостов, машин, на яркость и красочность праздничного оформления посёлка. Восприятие всего этого ребёнком, эстетические чувства, вызываемые окружающим. Имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви к родной природе, к своему посёлку, к своей стране.
Надо раскрыть глаза ребёнку на разнообразие и богатство форм и цветов в природе, в окружающей его жизни. Пусть он увидит окраску неба в различные часы, в разные времена года, при различном состоянии погоды. Надо, чтобы он увидел, что, хотя растения и деревья все зелёные, они имеют массу оттенков – тополь серебристый, берёза весной нежно-зелёная, а летом ярко-зелёная, ели по сравнению с ней тёмные, зеленовато-синие и красиво выделяются на фоне других деревьев. Пусть ребёнок рассматривает форму листьев разных растений во всём их разнообразии, узор и окраску крыльев разных видов бабочек. Пусть он заметит: снег хотя и белый, но при заходе кажется розоватым, тени в солнечный день на снегу голубые, иногда почти синие и т.д. Такие наблюдения способствуют развитию у ребёнка более точного и тонкого различия цвета и формы, что играет большую роль в воспитании вкуса и в развитии творчества.
Большое значение в развитии эстетической восприимчивости имеет образное, хорошо найденное слово взрослого. Оно помогает детям понять, какие качества, свойства предмета могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке, то есть делают его красивым. Задачей взрослых является накопление у детей опыта эстетического образного видения и воспроизведения красоты окружающего их мира природы, развитие наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, ассоциативно-образного мышления. В дальнейшем при рассматривании художественного пейзажа происходит «накладывание» имеющихся жизненных впечатлений на воспринимаемый образ, это поможет найти «своё» в произведении, глубже, проникновеннее осмыслить картину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ГУЛЯЙ, ДА ПРИСМАТРИВАЙСЯ».Игровое занятие с использованием фольклорных жанров. Для старшего возраста.
«ГУЛЯЙ, ДА ПРИСМАТРИВАЙСЯ» Игровое развлечение с использованием малых фольклорных жанров для старшего возраста....
папка передвижка в родительский уголок"Гуляй, да присматривайся!"
Гуляй, для присматривайся. Принципы семейного благополучия....
Папка передвижка для родителей Гуляй, да присматривайся! Осень
Эта информация - маленькая шпаргалочка для родителей...
Гуляй да присматривай.
наблюдение на прогулке...
Гуляй, да присматривайся
Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой "Два Мороза"...
Консультация для родителей "Гуляй, да присматривайся!"
Консультация для родителей "Гуляй, да присматривайся!" Цикл наблюдений за елью зимой...
Гуляй да присматривайся. Апрель
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей...