Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребёнка в семье.
материал по теме
О Роли воспитателя в профилактике нарушения прав ребёнка в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kryuvochesankova.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребёнка в семье.
Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье – это работа с родителями. Положительные результаты в воспитании можно достичь, привлекая родителей к вопросам воспитания. Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которого вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, и, следовательно, уровень семейного воспитания.
Семья - важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значение семьи в формировании личности.
Для решения правовых задач в ДОУ необходимо: во-первых, убеждённость педагогов в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса, во-вторых, определённый уровень правовой квалификации и культуры самих педагогов, и в-третьих, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.
Основные направления работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия следующие:
- Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по за
щите детей от жестокого обращения. - Профилактика жестокого обращения с детьми:
- трансляция родителям положительного образа ребенка
- работа по коррекции детско-родительских отношений.
- Работа по предотвращению нарушения прав ребенка незнакомыми
взрослыми.
Чтобы воспитатели могли влиять на ситуацию с правами ребёнка, они должны быть подготовлены к этой деятельности. Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семьи. Распространёнными методами изучения семейной микросреды являются наблюдение, беседы, тестирование родителей, изучение продуктов детской деятельности и посещение неблагополучных семей на дому.
Последняя форма работы позволяет столкнуться с определёнными трудностями и редко используется в практике детских садов. Однако она наиболее эффективна в работе с родителями.
В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание и форму обращения родителей к ребёнку: употребление уменьшительно – ласкательных имён или грубых слов, реакцию родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы, на эмоциональную окраску общения (тон, громкость, мимику) и телесные контакты (ласковые поглаживания или грубые жесты). А также на ответную реакцию детей (их настроение, содержание обращений, тон, мимику).
Эффективным являются и наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», где дошкольники воспроизводят привычные для них формы общения, это позволит педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений. Содержательную информацию о психологическом климате в семье также можно получить из рисунков детей на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек». При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение её членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии).
После того как педагог установит доверительный деловой контакт с родителями, становится возможным решение главной задачи по профилактике жестокого обращения с детьми – трансляции родителям положительного образа ребёнка.
Необходимость решения этой задачи определяется тем, что в повседневном общение с ребёнком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредотачиваясь лишь на негативных проявлениях. Поэтому демонстрация воспитателем доброжелательного отношения ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителей каждого ребёнка, показать и рассказать, чему он научился за прошедший день, способность почувствовать и по возможности «снять» родительскую тревожность, являются важнейшими условиями построения доверительных отношений с родителями.
Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребёнка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребёнку.
Родители, которые изо дня видят воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия на собственного ребёнка.
Эффективным средством педагогического и правового просвещения родителей является наглядная агитация, включающая:
- использование папок-передвижек с темами, например «Искусство быть родителем», «Наказывая, подумай: зачем?»;
- уголок с книгами, содержащий нормативно-правовые документы по защите прав ребёнка;
- рисунки детей на тему «Мои права».
Одним из популярных методов работы с родителями являются семинары, семинары-практикумы. На семинаре идёт разбор проблемных ситуаций с использованием анонимных анкет, проигрыванием ситуаций, при помощи сценок, обсуждением литературы, приглашением психолога и других специалистов. Темы семинаров разнообразны: «Что такое наказание и запрет?», «Типы родительской любви», «Мама, папа, я – дружная семья» и др.
Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, сам должен быть компетентен в этих вопросах.
С этой целью выпущен сборник методических материалов «Каждый имеет право» - результат работы творческой площадки «Содружество», действующей на базе нашего ДОУ. В сборник включены материалы для работы с педагогами, родителями и детьми по правовому воспитанию.
Ребёнок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он – самостоятельная судьба. Родители временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребёнке всё лучшее талантливое, способное. Но за это ребёнок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их несостоявшиеся мечты!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нарушение прав ребёнка в нормальных семьях»
консультация для воспитателей...
Роль воспитателя в профилактике нарушения зрения, осанки, плоскостопия.
Познакомить родителей с элементарными правилами профилактики осанки, плоскостопия и зрения....
Консультация для родителей: «Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия»
Консультация для родителей: «Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия»...
Нарушение прав ребёнка в семье и последствия.
Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети...
«Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия»
консультация "Нарушение прав ребенка в семье и их последствия"...
«Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия»
quot;Нарушение прав ребёнка в семье и их последствия"...
Консультация для родителей «Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия»
Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети...