"Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме формирования безопасного поведения ребёнка на дороге"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Предлагаю вашему вниманию материал по работе с родителями, который включает в себя: 1) Роль семьи в воспитании у дошкольников безопасного поведения и работа педагога в этом направлении; 2) План мероприятий, проводимых с родителями в ДОУ по обучению детей ПДД; 3) Анкета для родителей "Я и мой ребёнок на улице"; 4) Деловая игра для родителей "Знаем ли мы правила безопасного поведения на дорогах?"; 5) Практические советы родителям старших дошкольников "Как лучше научить будующего школьника правилам дорожного движения".
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме формирования безопасного поведения ребенка на дороге» Юркина Галина Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка» с. Новотроицкое Тукаевский район Республика Татарстан
Трудно переоценить роль семьи в воспитании у дошкольников безопасного поведения на дороге. Ведь с точки зрения ребенка дошкольного возраста все, что делают мама и папа – правильно, т.к. в этом возрасте родители для него являются образцом поведения и объектом для подражания.
Задача педагога – опираясь на эту их особенность, прививать дошкольникам навыки и умения, связанные с безопасностью дорожного движения, способствовать воспитанию у них самостоятельности, активности в применении положительного примера, формировать критическое мышление. Для этого должны выполняться, как минимум два условия:
1.Родители должны знать и соблюдать правила дорожного движения;
2.Для того, чтобы ребенок мог чаще видеть положительный пример, они должны постоянно уделять время занятиям, связанным с обучением правилам безопасного поведения на дорогах и умением применять их на практике.
Мероприятия, проводимые в МБДОУ детском саду «Ромашка» по данной проблеме:
1.Родительское собрание на тему: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста» с приглашением инспектора ГИБДД.
2.Консультации для родителей: «Возрастные и психофизиологические особенности поведения дошкольников на дорогах», «Обучение дошкольников правилам дорожного движения, играя».
3.Наглядная агитация для родителей: настенно-тематический материал «Знай и выполняй ПДД», «Соблюдайте ПДД, а иначе быть беде», папка-передвижка «Как научить ребенка выполнять ПДД» с конкретными рекомендациями.
4.Выставка детских рисунков на тему: «Безопасность на дорогах – глазами детей».
5.Конкурс семейных работ на тему: «Уважайте светофор».
6.Приглашение родителей на открытое занятие по обучению правилам безопасному поведению на тему: «Где можно и где нельзя играть?»
7.Привлечение родителей к подготовке и проведению экскурсий по селу и выезду в город.
8.Привлечение родителей к подготовке и проведению развлечений «Путешествие в страну дорожных знаков», «Экскурсия по Изумрудному городу», КВНа по правилам дорожного движения.
9.Анкетирование родителей «Я и мой ребенок на улице».
10.Деловая игра для родителей «Знаем ли мы правила безопасного поведения на дорогах?»
Анкета для родителей «Я и мой ребенок на улице»
Цель: выявить уровень знаний детей и их родителей по основам безопасности на дорогах, эффективность работы в ДОУ и семье по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Уважаемые родители!
Мы вас просим заполнить нашу анкету. Вам нужно прочитать вопросы и ответить, подчеркнув «да» или «нет». Большое спасибо!
1. | Знает ли ваш ребенок свой домашний адрес? | Да, нет |
2. | Двигаясь с ребенком по улице, всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения? | Да, нет |
3. | Когда идете одни по улице, соблюдаете ли вы правила дорожного движения? | Да, нет |
4. | Постоянно ли учите ребенка правилам безопасного поведения на улице? | Да, нет |
5. | Различает ли ваш ребенок сигналы светофора? | Да, нет |
6. | Знает ли ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают? | Да, нет |
7. | Эффективны ли занятия в детском саду по обучению детей правилам безопасного поведения на улице? | Да, нет |
Деловая игра для родителей «Знаем ли мы правила безопасного поведения на дорогах?»
Цель: Пропаганда соблюдения правил дорожного движения в семье. Формирование знаний ПДД и практических навыков поведения на дороге, транспортной культуры дошкольников и их родителей.
Участники игры: родители старшей и подготовительной групп.
Жюри: Заведующий ДОУ, инспектор ГИБДД, воспитатели.
Ход игры: Ведущий делает сообщение по проблеме дорожной безопасности.
«Формирование личности – процесс непростой и от того, что мы, взрослые, заложим в ребенка, зависит его характер, интересы, устремления.
Как много ему предстоит узнать и испытать! Вот и стремимся мы передать своему маленькому человечку то, чему научились сами, то, что помогло нам выжить.
Наша жизнь – штука сложная и многие родители сталкиваются с горем, страшнее которого уже ничего нет. Когда в ДТП гибнет ребенок – это наша вина, вина взрослых: не научили, не досмотрели, не уберегли!
Бесспорно, каждый родитель старается научить свое чадо элементарным правилам безопасности, но детская беспечность и обилие отрицательных примеров зачастую сводят на нет все усилия. Вот и встает перед нами задача – научить правилам дорожного движения так, чтобы наши дети – юные участники дорожного движения осознавали подстерегающие их опасности и могли вовремя предотвратить ДТП.
А чтобы научить ребенка, надо самим знать и выполнять правила дорожного движения. Для этого я приглашаю всех родителей принять участие в нашей викторине».
Задания и вопросы викторины:
(на вопросы а) отвечают родители старшей группы,
б) отвечают родители подготовительной группы.)
1.а) Назовите определение – часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, домами и учреждениями (улица).
б) Обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (дорога).
2.а) Что такое проезжая часть?
б) Что такое тротуар?
3.а) Где вы разрешаете играть своему ребенку и почему?
б) Как вы переходите дорогу с ребенком и почему?
4.а) Где катается ваш ребенок на велосипеде и почему?
б) Как перевозите ребенка в автомобиле и почему?
5.а) Для чего нужен светофор и что обозначают его сигналы?
б) Какие бывают пешеходные переходы и где нужно переходить дорогу, если таковые отсутствуют?
6.а) Какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете и выполняете?
б) Какие правила для пешеходов вы знаете и выполняете?
7. А сейчас мы с вами вспомним детство и поиграем в игру «Дорожные знаки»: нужно правильно соединить пазлы с изображением дорожных знаков и дорожных ситуаций.
В конце викторины жюри подводит итоги и делает вывод о необходимости знания и выполнения ПДД самим, а также обучения этому своих детей.
Всем родителям вручаются памятки с рекомендациями.
Советы родителям старших дошкольников:
Уважаемые мамы и папы!
Вот и подрос ваш малыш, стал взрослее, любознательнее, его жизненный опыт обогатился, он сделался самостоятельнее. Но ваш авторитет ничуть не уменьшился. Так что вы остаетесь для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте. Зная индивидуальные черты своего ребенка, продолжайте помогать ему постигать науку уважения к улице: настойчиво, но не навязчиво, систематически и терпеливо.
Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее, чаще задавайте ему проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т.д.)
Ваш ребенок уже знает и должен строго выполнять определенные правила:
- ходить по тротуару следует с правой стороны;
- прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться, предварительно посмотрев в обе стороны;
- переходить дорогу полагается только шагом;
- необходимо подчиняться сигналу светофора;
- в транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого или поручень, чтобы не упасть;
- нельзя высовываться из окна автобуса, высовывать руки;
- входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит;
- играть можно только во дворе.
Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, во дворе, за пешеходами и транспортом, светофором и обсуждайте увиденное с ребенком. Пусть он по пути домой споет вам песню или расскажет стихотворение, а потом нарисует то, что видел. Почитайте ему подходящее художественное произведение и обязательно побеседуйте о прочитанном.
Только ваша культура поведения, строгое выполнение правил движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье ребенка поможет нам вместе воспитать у него навыки и привычку безопасного поведения на улице!
Используемая литература:
Агафонова К.В. «Дети и дорожное движение» - Москва, Просвещение,
Клочанов Н.И. «Дорога, ребенок, безопасность» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 Белугин М.Г., Ишкиязов А.С., Минниханов Р.А., Сахаров А.Н., Халиуллина Л.И. «Организация и проведение мероприятий по профилактике ДДТТ в РТ» - Казань, 2006
Минниханов Р.Н., Халиуллин И.А. «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах» - Казань: Центр развития образования Поволжья, 1995
Мухаметзянова Г.В. «Азбука дорожной науки» - Казань: Элодея, 1
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом» - Санкт-Петербург: Издательский Дом
Халиуллин И.А., Шуралев С.Т., Фоманова О.Д. «Научно – методические материалы обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в детских дошкольных учреждениях» - Казань: Институт среднего специального образования РАО, 1994
Минниханов Р.А., Сахаров А.Н., Халиуллина Л.И. «Работа ДОУ в РТ по профилактике ДДТТ» - Казань 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования...
Презентация "Взаимодействие детского сада и семьи в системе формирования основ экологической культуры"
Презентация к статье....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ ГОРОДА
Статья посвящена проблеме формирования безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах города...
Взаимодействие детского сада и семьи, как условие развития музыкальных способностей ребёнка
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной леятельности будет сформировано эстетическое сознание, это не пройдёт бесследно для последующего р...
«Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников при формировании культуры безопасности у дошкольников посредством использования интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»
quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали себе глаза, поломали бы ноги и за...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ ГОРОДА
Семья и детский сад – два важнейших института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для общего развития личности ребенка обязательно их взаимодействие. Влияние детства во мн...
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического р...
Комментарии
"Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме формирования б