Адаптация в 5 классе
статья по теме

Основные трудности адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено, способы их преодоления: советы для родителей. Статья была опубликована в газете "Вестник Космодрома" в 2010 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Окончание начальной школы – это не только завершение одной из ступеней образования. Но и переход в новую, временами очень трудную «взрослую» жизнь. 5-й класс для многих детей является неким пунктом, означающий завершение детства и начало взрослости, и зачастую дети очень ждут этого момента. Однако переход в среднее звено школы имеет свои трудности…

   Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. «...1 раз в 5-ый класс… Какое же здесь все другое… Больше не будем сидеть в нашем старом и очень уютном кабинете, а будем бегать по чужим, таким непривычным… И учителя… Ни одного знакомого лица, все новые. И чего хотят – непонятно…  А ученики… На нашем этаже мы были самыми старшими, а здесь – какие же они все большие и взрослые… И сколько задают – КАК это все запомнить и КОГДА отдыхать?...»

Все эти мысли приходят в голову пятикласснику. Ребенок 10-11 лет находится в состоянии совпадения двух кризисов, один из которых связан с переходным периодом (возрастной кризис) – о нем я немного упоминала в предыдущей статье, а другой – в новой организации обучения (так называемый условно-педагогический кризис). Один из них провоцирует противоречия развития ребенка «изнутри», а другой – «извне». Дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники», появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника. И поэтому возникает необходимость в адаптации – привыкании к новым условиям обучения.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, снизиться успеваемость, иногда нарушается сон, аппетит, изменяются отношения со сверстниками. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. У большинства детей подобные проявления носят единичный характер и исчезают, как правило, через 4-5 недель после начала учебы.

Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. Наибольшие трудности в адаптации испытывают тревожные, мнительные дети, для которых любая перемена – уже стресс. Кроме того – учащиеся, для которых установление новых взаимоотношений с окружающими затруднено из-за личностных особенностей (скромность, боязливость, чрезмерная агрессивность и др.)

На что же должны обратить внимание родители будущих пятиклассников?   Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребёнок в школе. Не отказывайте ребёнку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребёнка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности. Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребёнка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постараётесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником. Обеспечьте своему ребёнку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и отдыха, удобное рабочее место дома. Это поможет избежать сильных умственных перегрузок.

И главное – абсолютное принятие ребёнка со всеми его достоинствами и недостатками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Игры, способствующие успешной адаптации детей старшего дошкольного возраста»

Иногда ребенок переходит в следующую возрастную группу (такое бывает в комбинированных садах), оставляя своих воспитателей и друзей. И он испытывает стресс. В период адаптации ребенка может сопр...

Диагностика уровня социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством сказкотерапии. Мастер-класс.

Игровые упражнения №18. Ганс Христиан Андерсен. Дикие лебеди. Цель: Формировать положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой есть. Задачи:1.Преодоление барьеров общения в системе «ребе...

мастер-класс для педагогов ДОУ Речевая коррекция, как фактор успешной социальной адаптации детей

На сегодняшний день в арсенале педагогов ДОУ имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.  С некоторыми из них я и хочу вас поз...

Мастер -класс для педагогов "Подвижные игры в период адаптации в раннем возрасте"

Представление технологииВступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнак...

Мастер – класс для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду. Игры дома в период адаптации»

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребен...