Готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе (информация для родителей)
статья (подготовительная группа) по теме
В данном материале представлена в сжатом виде информация о факторах, оказывающих негативное влияние на формирование готовности к обучению в школе, а также об особенностях познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития на этапе подготовки к началу школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_detey_s_zaderzhkoy_psihicheskogo_razvitiya_k_obucheniyu_v_shkole.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
(информация для родителей)
Уважаемые родители! По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в 1 класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув 30 % и более. Особое место среди таких детей занимают дети с ЗПР. Не забывайте, что слабое соматическое и нервно-психическое здоровье дошкольников становится одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Выбирая для ребенка школу и программу начального обучения помните, что у Вас растет ребенок отличающийся некоторыми особенностями развития, требующий к себе повышенного внимания.
Рассмотрим факторы, оказывающие негативное влияние на формирование готовности к обучению в школе и развитие ребенка в целом:
- Социальная ситуация развития ребенка (круг общения и характер взаимоотношений «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок» в семье, обществе в целом)
- Дефицит общения с окружающими взрослыми, вследствие чего не обеспечивается стимуляция развития эмоциональных, познавательных процессов и речи в периоды, когда общение является для ребенка ведущим видом деятельности;
- Травмирующее действие социальной микросреды, вызывающее состояние повышенной тревожности, вырабатывающее в характере ребенка пассивно-защитные свойства (робость, безынициативность, плаксивость) или, наоборот, защитно-агрессивные свойства (жестокость, упрямство, негативизм, грубость);
- Отсутствие квалифицированного педагогического взаимодействия с ребенком, обеспечивающего развитие ребенка и коррекцию неблагоприятных вариантов развития.
- Развитие ведущей и других, типичных для данного возраста, видов деятельности (игры, учения, элементов труда и т.д.)
- Негативное влияние на развитие ребенка оказывает отсутствие полноценной, соответствующей его возрасту деятельности.
- Состояние здоровья.
- Наличие слабовыраженных нарушений центральной нервной системы препятствует нормальному функционированию мозга и задерживает его своевременное развитие. Это может выражаться в виде недостатков развития эмоционально-волевой и познавательной сфер.
- Тяжелые заболевания в первые годы жизни либо хронические формы заболеваний с частыми обострениями приводят к нарушениям обменных процессов, что влечет за собой стойкую астению (низкий психический и физический тонус ребенка), и приводит к более стойкой задержке в развитии.
Не следует забывать, что реализация потенциальных возможностей развития ребенка зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, внимания окружающих взрослых к ребенку, с другой – от организации педагогического воздействия, учитывающего особенности ребенка.
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР при поступлении в школу.
Оценивая интеллектуальную готовность к школе детей с ЗПР, следует отметить, прежде всего, низкую познавательную активность. Снижение познавательной активности проявляется в ограничении запаса знаний и представлений об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Восприятие как зрительное, так и слуховое, может быть недостаточно развито, внимание характеризуется низкой концентрацией. Для любого вида деятельности характерны повышенная отвлекаемость и фрагментарное выполнение заданий. Большинство детей затрудняется в установлении причинно-следственных связей. На продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование) отрицательно сказывается малая дифференцированность движений кистей рук и пальцев. Задержка в развитии моторных функций сказывается при обучении письму.
Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и переноса усвоенного на другие предметы при выполнении последующих заданий.
Нарушения речи, связанные с недоразвитием звукопроизношения и слухового восприятия, снижением слухоречевой памяти проявляются в замене, искажении звуков, а позднее и букв при обучении чтению и письму. Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечаются многословность или, наоборот, резко недостаточная развернутость высказываний.
Начало обучения в школе связано с изменением привычных для ребенка условий жизни и усложнением требований к уровню развития познавательной и эмоционально-личностной сфер. Поэтому от готовности ребенка к переходу на этот новый этап зависит и его дальнейшая успешность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа: "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ"
Практическая значимость данной работы состоит в том, что данный материал может быть использован студентами педагогических колледжей, при изучении психологической готовности старших дошколь...
"Формирование системы сенсорных эталонов в подготовке дошкольников с задержкой психического развития к обучению в школе"
Сенсорное воспитание является основой развития у детей с ОВЗ всех психических процессов. Виды упражнений и игр для формирования системы сенсорных эталонов....
Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе (из опыта работы)
Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе (из опыта работы)Вишнякова Анися Саитваталовна, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №20...
Консультация "Специфика готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению"
В консультации рассматривается незрелость функционального состояния центральной нервной системы детей с задержкой психического развития. Определяется подбор мероприятий для коррекции различных типов о...
Консультация для педагогов: «Специфика готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению»
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР...
Выступление на педсовете. Формирование системы сенсорных эталонов в подготовке дошкольников с задержкой психического развития к обучению в школе
Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребёнка всех психических процессов – внимания, памяти, сферы образов – представлений, мышления, речи, воображения...
Комментарии
ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ОБУЧЕНИЮ В