Памятки и материалы для соц.педагога
методическая разработка по теме

Седошкина Наташа

1.Алгоритм работы соц.педагога

2.Памятка для родителей

3.Ребенок в неполной семье.

4.Мое педагогическое эссе.

5.Как правильно воспитывать девочку

6.Как правильно воспитывать мальчика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей

Добавил(а): Социальный педагог

Дата: 2010-10-04

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;

3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации;

6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

7-й этап: составление карты семьи;

8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.),

9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;

10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи.
Социальному педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.

Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов

Добавил(а): Социальный педагог

Дата: 2010-10-06

Конфликт - это напряжение в отношениях, возникшее в резуль тате явных или скрытых противоречий, столкновения различных мо тивов, мнений, стремлений людей и ведущее к борьбе сторон.

Конфликты бывают:

- между личностями (ученик - ученик, ребенок - родитель, родитель - учитель, учитель - ученик, учитель - учитель);

- внутри группы (учеников, учителей);

- между отдельными группами (учащимися разных классов, учителей разного возраста и разных профессиональных и ценностных ориентации в школе).

Чтобы предупредить конфликт, необходимо: 

- разобраться, есть ли проблема в тех случаях, когда имеет место просто противоречие;

- установить направление развития конфликтной ситуации (обострение или угасание);

- определить состав участников конфликта;

- изучить их мотивы, ценностные ориентации, особенности, манеру поведения.

Следует также отслеживать сигналы, предупреждающие о развитии конфликта:

- кризис (когда обычные нормы поведения теряют силу и человек способен на крайности);

- недоразумение (когда один из участников неправильно, искаженно воспринимает ситуацию);

- инцидент (когда какая-то мелочь вызывает временное раздражение, которое быстро проходит);

- напряжение (когда взаимоотношения в результате недоразумения становятся источником непрерывного беспокойства);

- дискомфорт (интуитивное волнение, страх, которые трудно выразить словами).

В практике школьного социального педагога очень важен анализ конфликтной ситуации. Инцидент, например, можно заглушить путем «нажима», но в этом случае конфликтная ситуация сохраняется, принимает затяжную форму и отрицательно влияет на работоспособность коллектива.

Стили поведения, которые могут провоцировать возникновение конфликтных ситуаций: 

- стремление к главенству в общении на основе консерватизма в мышлении и необоснованной критичности в отношении партнера;

- нарушение персонального пространства партнера;

- намеренное создание цейтнота (недостатка времени) при решении проблемы;   

- неуважение личности партнера и его прав (перебивание, игнорирование контактов, преуменьшение вклада партнера в общее дело, нежелание признавать его правоту в суждениях и т. п.);

- постоянное навязывание своей точки зрения;

- акцентирование внимания на своей постоянной занятости;

- подчеркивание разницы с партнером в свою пользу;

- несправедливость, несдержанность, неискренность, негибкость.

При возникновении напряжения в общении необходимо: 

1. проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие;

2. держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован;

3. установить контакт глазами и стараться не терять его;

4. дать собеседнику выговориться, не перебивая его;

5. дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние (приблизиться, наклониться к нему);

6. признать свою вину, если объективно таковая есть;

7. постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав;

8. показывать, что вы заинтересованы в решении проблемы собе седника, сотрудничестве с ним, будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела;

9. разделять с собеседником ответственность за решение проблемы, определять план будущего сотрудничества.

Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, включающий в себя:

1. анализ и оценку ситуации;

2. выбор способа разрешения конфликта;

3. формирование плана действий;

4. его реализацию;

5. оценку эффективности своих действий.

Успешность вмешательства социального педагога в конфликты подростков зависит от его позиции. Таких позиций может быть как минимум четыре:

- позиция авторитарного вмешательства, то есть подавление конфликта;

- позиция нейтралитета, то есть стремление не замечать столкновений между подростками и не вмешиваться в них;

- позиция избегания конфликта: педагог убежден, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми;

- позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива подростков, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение - либо подавить, либо дать развиться до определенного предела.
Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролиро вать конфликт и управлять им.

При взаимодействии с участниками конфликта социальный пе дагог может использовать следующие тактики посреднического поведения: 

1. поочередное выслушивание на совместной встрече применяется для уяснения ситуации в период острого конфликта;

2. сделка: посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон, делая основной упор на принятие компромиссного решения;

3. челночная дипломатия: посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс;

4. давление на одного из участников конфликта: большую часть времени «третейский судья посвящает работе с одним из участников конфликта, доказывая ошибочность его позиции. В конце концов участник идет на уступки;

5. директивная тактика: акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель - склонение сторон к примирению.

Социальному педагогу в работе по преодолению конфликта желательно придерживаться следующих правил:

- старайтесь поставить себя на место конфликтующей стороны;

- не делайте поспешных выводов. Дайте участникам некий период времени чтобы осмыслить созданную ими ситуацию: урегули рование конфликта - это решение вопроса «что делать», а не расследование по принципу «кто виноват»;

- не давайте конфликту разрастись; проблема должна решаться в основном теми, кто ее создал;

- преодолеть конфликт помогает общее дело и постоянный контакт между партнерами;

- постарайтесь определить момент для начала переговоров между участниками конфликта, «точки» доверия и уважения между участниками переговоров;

- при обсуждениях анализируйте мнения противников, выслу шивайте мнение каждого участника конфликта не столько для того, чтобы его опровергнуть, сколько для того, чтобы его учесть; ищите компромисс путем определения общей позиции для оценок;

- конфликт разрешим при твердой готовности обеих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела;

- разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные противоречия возможно по частям, шаг за шагом.

Социальному педагогу важно не только самому руководствоваться этими правилами, но и информировать о них соперников, использовать упражнения, тренинги для формирования неконфликтного поведения.

Просмотров: 981

Сущность и основные направления деятельности социального педагога

Добавил(а): Социальный педагог

Дата: 2010-11-30

Цель деятельности социального педагога:

- создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);

- оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;

- защита ребенка в его жизненном пространстве. По согласованию с администрацией, в виду имеющихся проблем в рамках конкретной школы, социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Предлагаемая таблица отражает примерный перечень как основных направлений деятельности социального педагога так и их содержание.

Направление деятельности

Содержание

1.   Социально-педаго гическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов

- проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона;

- изучение и анализ культурно-бытовых отно шений в семьях учащихся;

- изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации;

- определение центров социально культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;

- социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.

2.  Социально- педа гогическая защита прав ребенка

- выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети - инвали ды, одаренные дети), опеке, попечительстве;

- защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);

- защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.

3. Обеспечение соци ально-педагогичес кой поддержки семье в формировании личности учащегося

- раннее выявление неблагополучных семей;

- создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;

- пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;

- психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;

4.   Социально- педаго гическое консульти рование

- духовно-ценностное просвещение;

- содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;

- организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др.

- организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

- консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении;

- консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально- педагогических проблем и др.

5. Социально-педаго гическая профилак тика, коррекция и реабилитация

- Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;

- обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль (далее - ВШК), инспекция по делам несовершеннолетних (далее - ИДИ));

- организация превентивно-профилактичес кой работы с учащимися «группы риска»;

- способствование пропаганде здорового образа жизни;

- повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;

- организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений.

6. Содействие созда нию педагогически ориентированной среды для оптималь ного развития лич ности ребенка

- сосредоточение внимания администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности;

7. Поддержка социаль но ценной деятель ности детей и под ростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятель ности)

- забота о больных, инвалидах и бедных;

- благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей;

- работа в службах социальной защиты;

- благоустройство города, поселка, двора;

- охрана природы и памятников культуры;

- проведение игр и творческих занятий с детьми;

- другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.

8. Организационно-ме тодическая деятель ность

- анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;

- участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;

- накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований.

Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки целей и задач, которые необходимо решить специалисту:

- сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой- либо причине у него отсутствуют;

- помочь ребенку адаптироваться в новой среде;

- помочь учителю и ребенку (ребенку и родителям, родителям и учителю) понять друг друга и др.

Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная), которые взаимосвязаны между собой.
Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систе матизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение.

Социально-педагогическая деятельность (СПД)

Особенностью деятельности социального педагога является то, что учащийся не всегда может сформулировать свою проблему и объяснить из-за чего она возникла (из-за ссоры с друзьями, противостояния с учителем, конфликта с родителями и пр.), поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выяснить обстоятельства возникшей ситуации и «поставить диагноз».

Просмотров: 1843

Социально-педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей

Добавил(а): Социальный педагог

Дата: 2010-12-09

«Группа риска» - это та группа детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних. Основной причиной попадания ребенка в группу риска, по наблюдениям специалистов, являются сложные жизненные обстоятельства:

- пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;

- устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

- психические заболевания родителей (или родственников);

- убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;

- отбывание наказания одним из родителей в местах лишения свободы;

- лечение одного из родителей от алкоголизма;

- жестокое обращение с детьми (побои);

- побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Решение проблем этих детей мало зависит от сложившейся традиционной системы образования, которая предполагает нормальные условия жизни детей в семье. При семейном неблагополучии решить проблемы детей, не имея института социально-психологической поддержки, весьма проблематично.
Стихийный, неуправляемый рост числа семей группы риска и резкое снижение их качественных характеристик в последние годы обусловили необходимость обеспечить со стороны российского общества защиту детей в семьях. Мы хотим показать некоторые аспекты работы с семьями, входящими в «группу риска», с неблагополучными семьями.

Принципы работы педагога в школе с детьми группы риска можно сформулировать следующим образом:

- создание атмосферы доверительности в отношении «педагог – ребенок»;

- подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детсва (органы социальной защиты населения, образования, органы общественного порядка, здравоохранения);

- тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Создание доверительных отношений с ребенком требует наличия у педагога наряду с психологической техникой информации о личностных характеристиках ребенка. Сбор такой информации можно првести по матрице, которая одновременно является инструментом для вычисления обобщенного показателя уровня социального благополучия ребенка. Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации об ученике. Это позволяет своевременно выявить детей группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с подростком.

Определение обобщенного показателя социального благополучия учащегося

№ п/п

Социальная характеристика

Балл

1

Состав семьи ребенка

 

 

Мать, отец, бабушка, дедушка

5

Только мать, отец

4

Мать, отчим; отец, мачеха

3

Одна мать, один отец

2

Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

1

2

Школьная успеваемость

 

 

Хорошая

5

Удовлетворительная

4

Неудовлетворительная

3

Оставил школу, работает

2

Оставил школу, не работает

1

3

Здоровье ребенка

 

 

Практически здоров

5

Часто болеет в пределах нормального развития

4

Имеет хронические болезни

3

Отставание в умственном развитии

2

Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни

1

4

Санитарно-жилищные условия жизни семьи

 

 

Благоустроенная отдельная квартира

5

Отдельная квартира с родителями супругов

4

Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами

3

Комната в коммунальной квартире с удобствами

2

Комната в общежитии, в бараке без удобств

1

5

Доход семьи

 

 

Могут практически ни в чем себе не отказывать

5

Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в долг или в кредит

4

На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

3

Живут от зарплаты до зарплаты

2

Денег до зарплаты не хватает

1

6

Уровень социального благополучия семьи

 

 

Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

5

Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке».

4

В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам

3

Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная формула умственной отсталости одного или обоих родителей

2

Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

1

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы

2

Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1

7

Поведение ребенка в школе

 

 

Хорошее

5

Удовлетворительное

4

Неудовлетворительное

3

Неоднократно был замечен в асоциальном поведении

2

Стоит на учете в ОДН

1

8

Внешкольное общение ребенка

 

 

На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов

5

Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени

4

Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей

3

Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсические вещества

2

Криминогенные группы, состоящие на учете в ОДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики

1

9

Жизненные цели ребенка

 

 

Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей

5

Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны

4

Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось».

3

Ориентация на цели носит скорее негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов

2

Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограничены, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ОДН

1

10

Эмоциональные отношения родителей с детьми

 

 

Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия

5

Слепая любовь, гиперопека

4

Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное

3

Равнодушие, отсутствие  заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы

2

Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1

 

При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:

ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

от 31 до 40 баллов – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;

более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).

Заполнение матрицы требует от педагога не только знания фактологических данных, но и применения социологического метода наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи. Визуальные наблюдения и выводы необходимы педагогу, в частности, при балльной оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия семьи» или «эмоциональные отношения родителей с детьми». Для более точного определения этих качественных характеристик можно использовать опросник, дополняющий и уточняющий визуальные наблюдения. Так, для определения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) используются следующие вопросы:

 

Хотел бы ты в своей будущей семье:

- иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей?

- воспитывать детей так же, как это делают твои родители?

- относиться к пожилым родителям, как это делают в твоей родительской семье?

- разделять домашнюю работу, как это делают в семье твоих родителей?

- проводить свободное время так, как это делают твои родители?

Каждый из поставленных вопросов допускает уточняющие подвопросы для получения развернутого ответа: «Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравится (не нравится)?» и т.д. Содержание ответов позволяет сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами.
Аналогичным образов производится оценка жизненных целей ребенка. Для уточнения ценностных позиций ребенка предлагается использовать следующие формализованные вопросы с набором ответов.

Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выбери пять главных проблем)

- денежные проблемы твоей семьи

- отношения с родителями

- отношения между родителями

- отношения со сверстниками

- конфликты с педагогами

- трудности усвоения школьной программы

- здоровье близких родственников

- чем заняться в свободное время

- личная жизнь

- что-либо другое (что именно)

Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять качеств)

- с высокой оплатой

- с гарантией от безработицы

- престижную

- не вредную для здоровья

- связанную с разъездами, новыми впечатлениями

- требующую личной предприимчивости, изобретательности

- нужную стране, людям

- связанную с общением с детьми

- связанную с общением с животными

- другую (какую именно)

При необходимости набор ответов можно расширить, включая в них актуальные для данного ребенка позиции. Как и в первом случае, используются дополнительные вопросы, уточняющие полученную информацию (углубленное интервью). Необходимо обратить внимание на порядок выбираемых позиций, поскольку он указывает на иерархию предпочтений и жизненных целей (во-первых, во-вторых и т.д.)
Доверительность отношений педагога с ребенком, как и работа с его семьей в целом, предполагает соблюдение конфиденциальности при получении информации о семье. Однако в процессе работы могут возникнуть обстоятельства, требующие немедленного принятия мер, а значит – отказа от принципа неразглашения информации. Педагог не имеет права принимать самостоятельное решение, игнорируя волю родителей. Согласно семейному законадательству России, именно на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье (Семейный кодекс РФ, ст. 63). В сложной ситуации педагог совместно с социальным педагогом должны решить проблему таким образом, чтобы ребенок пошел на контакт с родителями, и снизить риск первичной агрессии на ребенка.

Просмотров: 1466

Методика работы социального педагога с семьей

Добавил(а): Социальный педагог

Дата: 2010-12-22

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители — ребенок», взаимным отчуждением детей и родителей. Семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи.
Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
В случае необходимости социальный педагог проводит социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям классификации.

1. По структуре:

Полные семьи

Неполные семьи

1) с одним ребенком;

2) с 2 (однополыми);

3) с 2 (разнополыми);

4) с 3 детьми;

5) многодетная (с 4 детьми и более);

6) дети сводные;

7) дети неродные;

8) в том числе с бабушкой, дедушкой.

1) одинокая мама;

2) родители разведены;

3) один отец;

4) опекун.

 

2. По материальной обеспеченности семьи:

- с очень высоким материальным достатком;

- с высоким материальным достатком;

- со средним материальным достатком;

- с низким материальным достатком;

- нуждающиеся (за чертой бедности).

 

3. По социально-правовой устойчивости и воспитательному по тенциалу семьи:

1) социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении

- воспитательно сильная

2) социально-устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении

- воспитательно неустойчивая;

- воспитательно слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними

3) социально-неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении

- воспитательно слабая с постоянно конфликтной атмосферой;

- воспитательно слабая с агрессивно негативной атмосферой

4) социально-неустойчивая, негативная в воспитательном отношении

- маргинальная (с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью);

- вступающая в конфликт с законом;

- преступная;

- психически отягощенная


4. По взаимоотношениям:

- гармоничная;

- компромиссная;

- неустойчивая;

- мнимая;

- конфликтная;

- резко конфликтная;

- потребительская.

 

5.По семейной ориентации:

- на деятельность;

- общение;

- самоудовлетворение (эгоистические).

 

Определить воспитательную позицию семьи можно, используя данную таблицу:

Позиция семьи

Отношение родителей

Последствия в формировании личности

1. Педагогически оправданная позиция

Заботливость, любовь в сочетании с разумной требовательностью, дружеские, доверительные отношения, поощрение самостоятельности

Нормальное развитие личности, адекватная самооценка

2. «Залюбленное детство»

Слепое обожание, ме лочная опека, потакание всем желаниям, ребенок — центр семьи, неоправданная идеализация его родителями

Торможение социализации, несамостоятельность, инфантильность, эгоизм, своеволие, упрямство, капризность, ложь, завышенная самооценка

3. «Равнодушное детство»

Пренебрежение интересами ребенка, отчужденность, равнодушие, попустительство, бесконтрольность

Замедление эмоционального развития, обостренное самолюбие, агрессивность, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование, уход в собственный мир (девушки - секс, юноши - наркотики)

4. «Задавленное детство»

Чрезмерная опека, запреты как система воспитания, чрезмерная требовательность, жестокость в обращении, излишняя строгость, постоянные нотации, грубость в проявлениях родительской власти

Проблемы в социализации, подавленные желания, неуверенность в себе, страх, коварство, мстительность, обидчивость, озлобленность, попадание в зависимость к более сильным сверстникам, приспособленчество, угодничество, заниженная самооценка

5. «Загубленное детство»

Аморальный пример родителей, полная бесконтрольность, безнадзорность, ребенок как объект постоянных ссор — каждый из родителей стремится привлечь его на свою сторону

Признание только физической силы, формирование антисоциального идеала, оправдание собственных недостатков, скепсис, злость, агрессивность, лицемерие, приспособленчество, неверие в будущее, недисциплинированность, разочарование, недоверие ко взрослым, уход в себя (секс, наркотики), стремление отгородиться от окружающих

Если родители понимают, что в семье имеет место проблема и ищут пути для ее преодоления, социальный педагог может предложить родителям анкету с целью определения характера взаимоотношений в семье, выявления скрытых конфликтов. На основе полученной информации, совместно с родителями, наметить пути нормализации положения. Анкета также может быть анонимной, если социальный педагог организует родительский тренинг семейного общения.

Просмотров: 994

Анкета «Взаимоотношения в вашей семье»

Добавил(а): Социальный педагог

Дата: 2010-10-05

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
- очень хорошими;
- хорошими;
- не очень хорошими;
- плохими;
- не очень плохими.

2. Считаете ли Вы свою семью дружной?
- да;
- не совсем;
- нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? Перечислите их.

4. Как часто ваша семья собирается вместе?
- ежедневно;
- по выходным дням;
- редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
- решаете сообща возникшие проблемы;
- занимаетесь семейно-бытовым трудом;
- вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
- обсуждаете вопросы обучения детей;
- делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и не удачах;
- каждый занимается своим делом;
- еще что-то (допишите).

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
- да;
- часто;
- иногда;
- редко;
- нет.

7. Из-за чего возникают конфликты?
- непонимание членами семьи друг друга;
- неуважение, грубость, неверность, др.;
- отказ участвовать в семейных делах, заботах;
- разногласие в вопросах воспитания детей;
- злоупотребление алкоголем;
- другие причины (укажите).

8. Какие способы разрешения семейных конфликтов используются?
- примирение;
- совместное обсуждение ситуации и принятие общего реше ния;
- естественное затухание конфликта;
- обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
- конфликты практически не разрешаются, носят затяжной ха рактер.

9.Были вы свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
- да;
- нет;
- иногда.

10. Как вы реагируете на семейные конфликты?
- переживают, плачут;
- становятся на сторону одного из родителей;
- пытаются помирить;
- уходят из дома;
- замыкаются в себе;
- относятся безразлично;
- становятся озлобленными, неуправляемыми;
- ищут поддержку у других людей.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ребенок в неполной семье

Ерошенко Н.Н., Тылкина М.И.

Если в семье один  родитель, то он несет бремя за двоих, вся тяжесть воспитания, а также материального обеспечения детей лежит на нем. Вдова, разведенная женщина или не замужняя мать чаще всего старается предоставить своим детям наиболее благополучные условия жизни. Однако для этого она должна максимально включаться в трудовой процесс, в связи, с чем времени на воспитание детей у неё остаётся гораздо меньше, чем в полной семье.

При воспитании детей перед овдовевшей или разведенной женщиной, незамужней матерью стоят совсем не одинаковые проблемы. Характер трудностей по-разному осложняет их жизнь независимо оттого, что основа, по существу, одна – воспитанием ребенка в семье занимается только один человек.

Факторы влияющие на воспитание в неполной семье

Для более точной характеристики  неполной семьи необходимо учитывать следующие факторы, психологически воздействующие на детей:

1.    Кто отсутствует в семье, как долго, в каком возрасте был ребенок, когда не стало отсутствующего родителя, был ли он кем-нибудь заменен, какова была личность утраченного родителя и какова личность присутствующего родителя и, главное, - какова личность ребенка.

2.    Каков социальный фон, на котором проходит жизнь неполной семьи (помогает ли бабушка с дедушкой, как неполная семья материально обеспечена, каковы культурные традиции среды, какими ценностями она живет).

3.    Несомненно, важна причина возникновения неполной семьи.

Психологическое воздействие этих факторов на ребенка различно от характера ситуации – умер ли отец от несчастного случая или совершил самоубийство, находится ли отец в тюрьме, или уехал он за границу; произошел развод при взаимном отчуждении или при отчуждении одного из супругов.

Бесспорно, что лучшие условия для воспитательного процесса создаются там, где семья полная и где все её члены взаимно связаны отношением глубокого понимания, доверия и симпатии. Но «полнота» семьи сама по себе не служит надежной гарантией счастья и успеха воспитания. Она всего лишь создает более выгодную воспитательную ситуацию или несколько лучшие  предпосылки.

Условия воспитания в неполной семье

В неполной семье складываются специфические условия для воспитания детей. Распад семьи отрицательно влияет на отношения между родителями и детьми, нарушает стабильность эмоциональной атмосферы. В связи с тем, что родители сами испытывают душевные переживания, им обычно не достает сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции  - материнскую и отцовскую. Понимая, что сыну необходим отец, одинокая мать сознательно или бессознательно  стремиться компенсировать ребенку его отсутствие и берет на себя мужские функции (строгость, требовательность, жесткие стратегии воспитания).  В результате мальчик лишается не только отца, но, в  некотором смысле, и матери – материнской любви, терпимости, теплоты. Как известно, именно эти черты материнского отношения в раннем возрасте являются главным условием уверенности ребенка в себе, доверия к окружающим и общего положительно самоощущения.

Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье – это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Он утверждает, что более всего следует учитывать особенности личности того человека, который остается с ребенком один. Способность этого воспитателя соответствовать всем требованиям играет в формировании личности ребенка значительно большую роль, чем тот факт, что семья неполная. Ребенок должен чувствовать, что он может положиться на каждое слово и действие взрослого независимо от того, что это будет: обещание, угроза или откровенный разговор. Авторитет и уважение нельзя пробудить упреками или призывами к сочувствию.  Авторитет должен расти постепенно как результат культурного общения с людьми, серьёзного, рассудительного, понятного для ребенка подхода к решению проблем, вопросов и, прежде всего, - правдивости и искренности воспитателя.

Кроме этого, нельзя забывать и о том, что ребенок сам особенностями своего темперамента влияет на формирования собственной личности. Ребенок вовсе не пассивный участник воспитательного процесса. А жизнь в неполной семье есть такое же сотрудничество, как и жизнь в семье по любым критериям полной.

Если ребенка воспитывает отец

Если ребенка воспитывает один отец, то у него в определенном смысле положение менее выгодное. Биологические  и психические процессы глубоко взаимообусловлены, и то, что происходит  в теле матери, обязательно имеет психический отклик. Отец не может так интимно сблизиться с ребенком, как мать во время беременности, он не переживает роды и непосредственный контакт с ребенком сразу после них, он не испытывает интимности кормления и т.д.

И все же современная психология считает, что отец по своей психической приспособленности не может быть дисквалифицирован для роли «материнского» воспитателя, хотя ему и приходится для основного взаимодействия с ребенком пройти путь  более длинный, более сложный и не такой самоочевидный.

Повторный брак

К особенностям неполной семьи относится и тот фактор, что одинокий родитель, который воспитывает ребенка, может вступить в повторный брак.  Это приносит положительные результаты, если новый брак повысит внутреннюю жизненную уверенность матери, а тем самым и ребенка.

Новый брак нежелателен, если есть вероятность ослабления уверенности матери и ребенка, появления новых конфликтов, напряженных отношений.

Потребности ребенка для здорового развития

Психологические исследования последних десятилетий показали, что есть 4 круга потребностей, которые должны быть полностью удовлетворены, чтобы в душевной области ребенок получил здоровое развитие и чтобы у него были хорошие отношения с обществом сверстников. В полной семье такие потребности удовлетворяются, в сущности, естественным путем в обычной совместной жизни. В неполной же требуются осознанные, целенаправленные усилия.

Первый круг потребностей ребенка заключает в себе взаимное общение между им и родителем. 

Одинокая мать может удовлетворить эту потребность вполне полноценно. Опасность заключается в другом: одинокая женщина скорее, чем мать из полной семьи, может с первых месяцев после рождения ребенка быть чрезмерно перегружена работой или личными проблемами. И поэтому есть вероятность, что она станет уделять малышу меньше внимания, и в том или ином смысле он окажется заброшенным. Некоторые матери, наоборот, в испуге от того, что они мало заботятся о ребенке, перенасыщают ребенка впечатлениями, всячески стараются ускорить его развитие. Избыток впечатлений так же вреден, как   и их недостаток, так как можно сформировать равнодушие или вызвать активное сопротивление.

Второй круг потребностей возникает несколько позже, но всегда зарождается в младенческом возрасте, - потребность социального учения. Здесь одинокая мать также не находится в невыгодном положении. Она учит малыша с первых дней его жизни так же естественно, как и другая любая мать. Больше того, у неё даже есть определенное преимущество – её воспитательные взгляды и требования могут быть абсолютно единым, в сравнении с разными влияниями в более многочисленных семьях. Но воспитание ребенка в неполной семье имеет свою оборотную сторону. Если родительские обязанности одинокой матери никто не усложняет и не портит, следовательно, никто её и не поправляет. Легкое привитие различных навыков ребенку еще не говорит о том, что они сформированы правильно и полезно. В связи с этим вытекает большая опасность: односторонность воспитания. Ведь привитие навыков – пусть даже самых полезных – еще не есть суть воспитания. Ребенок должен уметь целеустремленно направлять свои желания, интересоваться всем, что происходит вокруг него, должен уметь ориентироваться в новых, непривычных для него условиях.

Третий круг потребностей из области эмоциональных. И тут тоже нет особых препятствий. Нет причин, которые помешали бы возникнуть такой же эмоциональной связи между матерью и сыном или дочерью, какая создается у других детей со всем благотворным, что эта связь несет с собой.

Психологические исследования показали: очень хорошо эмоционально развиваются в неполных семьях те дети, матери которых готовы с находчивостью отвечать на их вопросы, комментировать их поступки, проявлять интерес к «их открытиям». Для этого нет необходимости долго и много заниматься с ребенком, надо только создавать ему условия, при которых он сам бы «открывал мир». Ребенка надо поддерживать советом, оказывать ему помощь в любой момент, когда он в этом нуждается.

И, наконец, потребности, связанные с включением ребенка в общественную жизнь. Здесь, скорее всего, дети одиноких матерей оказываются в менее выгодном положении, особенно если роль «родного» отца, которого у них не было возможности узнать, не была замещена каким-то подходящим лицом. Детям знакома практически одна социальная роль – его матери. Здесь опять появляется угроза односторонности, недобрые плоды которой могут созреть значительно позже. В связи с этим, психологи З. Матейчек, В. Сатир, А.И. Захаров, определяют самый острый вопрос, который возникает в неполной семье, - сложность сформировать для ребенка здоровую половую идентификацию. Модели для такой идентификации он вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости и какого качества.

Для половой идентификации ребенка в каждом обществе существуют определенные половые роли, т.е. социальные нормы, регламентирующие,  чем должны или не должны заниматься представители того или иного другого пола. Женщину в девочке так же, как и мужчину в мальчике, нужно формировать с дошкольного возраста, не отделяя полоролевое воспитание от общего нравственного воспитания. Иначе при формировании личности девочки и мальчика неизбежны отклонения, влияющие на её эмоциональное благополучие  среди сверстников, а в дальнейшем препятствующие выполнению семейной и общественной функции.

Данные исследований доктора психологических наук, профессора Е.О. Смирновой показывают: в связи с тем, что у мальчиков, живущих в не полной семье, отсутствует объект идентификации мужского поведения, у них наблюдаются проблемы с половой самоидентичностью, а это приводит к сниженнию самооценки и общему психологическому дискомфорту.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод: 

Во-первых, в неполной семье складываются специфические условия для воспитания детей чаще приводящие к дисгармоническому развитию личности ребенка.

Во-вторых, чтобы избежать ошибок в воспитании, необходимо учитывать причины возникновения неполной семьи, личность воспитателя и его авторитет, личность ребенка и его индивидуальность и  продуманный подход к созданию новой семьи.

И в-третьих, учитывая все эти факты и зная, как они влияют на воспитание ребенка, одинокий родитель имеет реальную возможность вырастить человека, прекрасно приспособленного к жизни в обществе.

Для маленького ребенка окружающее общество – это семья. Именно в ней изменяется «Я» ребенка. И не имеет большого значения в данном вопросе число окружающих людей. Гораздо важнее качество и интенсивность взаимных отношений. Ребенок может жить с одной матерью и хорошо понимать, что они с большим уважением относятся друг к другу. Ребенок ясно осознает, что в мечтах матери он сильный и хороший человек, что она с ним считается, от него многого ждет. Такое положение не всегда бывает и в полных семьях.

Несмотря на определенные трудности становление ребенка в не полной семье, есть не мало положительных примеров.

Необходимо, чтобы тот из родителей, который остался жить с ребенком, был действительно счастливым. Несчастный воспитатель не в состоянии создать ребенку условия, необходимые для формирования у него позитивных чувств и радостных эмоций.



Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе

«Разговор по душам»

Четыре года назад я пришла в детский сад юной, открытой, слегка неуверенной выпускницей педагогического колледжа. Кто они, мои маленькие воспитанники? Как с ними общаться? Что их тревожит? Как помочь им вырасти добрыми, смелыми, активными людьми? Ответ на эти вопросы были мне неясны. Ведь с дошкольниками за время обучения мне практически не приходилось работать! Моя учебная практика проходила в основном в школе, и я была настроена работать именно там.

Но судьба распорядилась иначе, и замечательный детский сад со сказочным названием «Сказка», светлый и яркий, открыл передо мной двери… Я решила: остаюсь. Поначалу было трудно, знания настолько превосходили практические умения, что порой не давали воплощать задуманное на бумаге в динамичном детском коллективе. Со временем понята, что теория далеко не всегда бывает прикладной. С этим осознанием, признаюсь честно, пришло и психологическое напряжение. Стресс адаптации к профессии дал о себе знать в первые полгода. Вопрос «что делать?» стал для меня основным. И тогда я приняла решение – буду наблюдать (за что сама сейчас очень благодарна).

Первые уроки…

Оказалось, что жизнь детского сада – богатая и интересная штука. Столько нюансов во взаимоотношениях сотрудников и детей удалось мне прочувствовать, приходилось много анализировать, воспринимать критично, стараться понимать причины тех или иных событий, явлений, но … пока не воздействовать. Постепенно росла уверенность в себе, и наступило время действовать. Рабочий настрой был высок, стали отрабатываться основные практические умения, и, кажется, все получалось. Возникли интересные ситуации, обращались разные люди, всем старалась помочь, подсказать, много времени уделяла чтению, консультациям с опытными психологами. После такого включения в работу резко возросло чувство ответственности, большое и тяжелое… Немного жаль, что я не сразу поняла правило «золотой середины», оно действительно существует, в том числе и в работе социального педагога (даже, наверное, является основным). «Мера!» - вот девиз разумного человека. Мера должна соблюдаться во всем! И в воспитании, и во вмешательстве в отношения, семейные ситуации, проблемное поле клиента особенно. Ответственность, безусловно, есть, но она не должна быть идеализированной. Жизнь порой течет по своим очень тонким законам, она щедра на различные ситуации, которые необходимы каждому, чтобы понять что-то очень важное.

        Всегда начинай с себя! – вот, на мой взгляд, основная идея жизни человека. Преувеличивать ответственность – по сути, брать на себя чью-то великую волю за судьбы. Это неверно. Поэтому большим уроком для меня во второй год работы стало понимание разумной ответственности за происходящее в жизни окружающих. Я не говорю только о детском саде, потому что моя профессиональная роль не сводится только к работе с детьми, педагогами, родителями. Социальная педагогика – это образ жизни, особый стиль мышления, отношения к миру и довольно объективная реальная картина жизни, ее зеркало. После того важного урока эмоциональное напряжение ушло. Я стала спокойнее, рассудительнее, внимательнее, справедливее. Таким психологическим состоянием и настроением хотелось делиться.

Продолжение пути…

        В настоящее время я продолжаю сохранять такое отношение к жизни. Это мне очень помогает общаться и взаимодействовать с людьми. Ранее я употребляла слово (и стиль) «воздействие», сейчас я практически отказалась от него.

        Общение, взаимодействие, беседа, диалог – вот моя работа. Разговор по душам – моя профессиональная роль и цель. Как много ресурсов скрыто в разговоре по душам, как приятно их открывать себе и другим.

        У одного философа – экзистенциалиста я прочла, что смысл нашей жизни во Встрече. Встреча понимается как великое событие в жизни каждого человека. Встреча с другим человеком, встреча с ситуацией, встреча с проблемой, встреча с природой, встреча с миром… И именно встреча – великая ценность жизни. Как это здорово, если мы будем жить с этим пониманием и беречь каждую встречу. Не избегать, не бояться, а идти навстречу

        Со встречи начинается и моя работа, со встречи начинается и разговор по душам. Я встречаю в первую очередь с детьми. Дети – это огромное чудо природы! Светлые, открытые, искренние и мудрые, как жаль их бывает порой, страдающих от взрослой темноты, закрытости, неискренности, глупости! Но моя работа – не жалеть. Моя работа – понять, принять ребенка и дать ему новые силы, эмоции, митовы поведения для проживания самого ценного, что есть у него, - детства. Я не забираю у детей детства, я помню себя, как забирали его у меня, я даю детям возможность быть самим собой, при этом воспитывая в них и чувство меры, и разумной ответственности, и позитивного отношения к жизни, и ценности наших встреч. Разговаривать с детьми по душам безумно интересно, и с каждым отдельным ребенком наши встречи приобретают особую «начинку». Я далеко не всегда планирую индивидуальную работу, мои встречи с детьми происходят спонтанно, разговор возникает сам собой, так называемая «сонастройка» с состоянием ребенка не может быть запланирована, она происходит в момент встречи.

         Для кого-то разговор по душам становится диалогом, мы задаем друг другу интересующие вопросы, получаем или находим ответы, делимся чувствами, переживаниями. В моменты таких встреч я чувствую себя равной ребенку, ведь его внутренний мир нисколько не беднее, чем мой, он столь же богат, просто более восприимчив, гибок, мягок.

        Для кого-то разговор по душам – это монолог, либо мой, либо самого ребенка. Кому-то бывает важнее высказаться, у кого-то накипело больше, и это тоже замечательно. Если много и долго говорю я, значит, стараюсь убедить ребенка в чем-то важном или внушить ему через рассказ какие-то разумные идеи, взгляды. Если много или долго говорит ребенок, скорее, ему давно не давали выговориться, заявить о чем-то значимом и близком. Тогда я стараюсь быть очень внимательной к каждому слову и сопровождающей его эмоции, затем, чтобы понять, какие мысли и переживания, высказанные ребенком, в действительности его личные, а какие не его, а окружающих взрослых. Почему я так делаю? Потому что понимаю, как легко и непринужденно дети берут от нас и плохое и хорошее. Если я слышу и чувствую, что ребенок высказывает какие-то мудрые взрослые мысли, может анализировать свои и чужие поступки, я искреннее радуюсь за него. Но, когда в речи и эмоциональном состоянии ребенка, прослеживаются негативные установки взрослого, отрицательно окрашенные слова, идеи, фразы, я начинаю беспокоиться и думать о предстоящей работе со взрослыми, окружающими этого ребенка.

        Тогда приходит время разговора по душам с педагогами и родителями, принимающего форму и диалога, и монолога. Разговор со взрослыми не всегда бывает легким и спокойным, но я всегда стараюсь, чтобы он был эффективным. Если я довольно ясно представляю, что причины детских проблем исходят от взрослого, то не скрываю этого. Но прежде стараюсь понять позицию самого взрослого, замечает ли он какие-то трудности, понимает ли возможные последствия ситуации. Если да, то работать становится легче. Мы вместе ищем конкретные причины и варианты решения проблемы, пытаемся раскрыть ресурсы семьи, положительный опыт окружающих.

        Разговор по душам – это не только индивидуальное консультирование, это своего рода оформление (форма) любого направления моей деятельности. Он предполагает, прежде всего, открытость, доброжелательность, искренность, заинтересованность, целесообразность, нахождение баланса между субъективностью восприятия ситуации и ее объективной оценкой. Внимательное отношение к человеку, неравнодушие – основа моей работы как социального педагога. Бывают моменты, когда оно угасает (ничто человеческое мне не чуждо), тогда приходится взывать к воле, еще одной неразгаданной стороне человеческой психики. «Взбодрись, улыбнись, потянись!» - говорю я себе, и каждое утро делаю эмоциональную зарядку «Именно сегодня». Именно сегодня я принимаю свою жизнь и людей, окружающих меня. Именно сегодня я буду счастлива, ведь счастье не зависит от внешних обстоятельств, и только я могу сделать себя счастливее. Именно сегодня я не буду лениться и сделаю самые важные и срочные дела. Именно сегодня я намечу план действий и буду следовать ему спокойно, не спеша. Именно сегодня я позабочусь о своем физическом и духовном здоровье, не буду допускать плохих привычек и мыслей. Именно сегодня – мой самый лучший день в жизни!

        Будьте счастливы с самим собой. Мира и гармонии! Спокойствия и разумности!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы семинара для педагогов ДОУ "Методы нравственного воспитания дошкольников"

Семинар "Методы нравственного воспитания дошкольников"...

Материалы тренинга для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания"

Сценарий семинара-тренинга для педагогов по проблеме профилактики эмоционального выгорания...

Материалы к конкурсу "Педагог года - 2018"

Опыт работы Пояснительная записка к презентацииОпыт работы Презентация...

Материалы в помощь педагогу

Графический диктант — это задание, при выполнении которого получает­ся чёткий рисунок из отрезков, В школе, с самого начала обучения, детям часто дают упражнения, которые требуют от ребёнка ...

"Чем наполнить уголок ПДД" - памятка ( по материалам журнала "Старший воспитатель")

Рекомендации для воспитателей по наполнению уголка ПДД...