Адаптируемся вместе
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Литвинова Оксана Александровна

Практикум для родителей детей  I младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

         Родительское собрание: «Первый раз в первый класс»

 

Начало школьной жизни — волнующее и прекрасное событие, путешествие в мир знаний и новых отношений. Но одновременно это и колоссальный стресс. Ребенку необходимо привыкнуть к изменившимся условиям и психологическим нагрузкам. Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Как сделать ее мягкой и справиться со стрессом без последствий?

 

Физиологическая адаптация

Первые две-три недели называют «острой адаптацией». Это самое тяжелое время для ребенка. На все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.

Следующий этап адаптации — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным, варианты реакций на новые условия. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления — организм начинает реагировать на нагрузки с меньшим напряжением.

Какими симптомами может сопровождаться физиологическая адаптация? Самыми разными. У многих первоклассников родители отмечают головные боли, усталость, нарушения сна, снижение аппетита. Врачи наблюдают снижение/повышение артериального давления, шумы в сердце, нарушения нервно-психического здоровья, а по данным некоторых исследований 60% детей к концу первой четверти худеют.

Что поможет сохранить здоровье

Режим. Соблюдайте режим! Эта истина стара, как мир, подтверждена многочисленными исследованиями, и тем не менее мало кто ей следует. Ребенку действительно необходим режим сна и бодрствования — этого требует его незрелая нервная система. В возрасте 7 лет он должен спать 10–11 часов в сутки. Это значит, что в 21.00 первоклассник уже должен лежать в кровати — только в таком случае он проснется бодрым и отдохнувшим. 

Желательно, чтобы в первый месяц школьных занятий ребенок спал днем. Домашние задания лучше делать в середине дня. Согласно биологическим ритмам у мозговой активности в течение суток имеется два пика: с 9.00 до 12.00 и с 16.00 до 18.00. Вот в это время и целесообразно заниматься.

При возникновении проблем со сном помогут горячие ванны, молоко с медом на ночь, мягкий массаж.

Движение. Ребенку необходимо двигаться! С началом учебы у детей в два раза сокращается двигательная активность. Притом что движение для семилетки — залог его нормального роста, развития, формирования мышц и скелета, возможности самовыразиться, выплеснуть свои эмоции. И если вы следите за здоровьем любимого чада, гулять необходимо. Общая продолжительность прогулок, по мнению педиатров, должна составлять 3–4 часа в день (перед выполнением домашнего задания и перед сном). Причем это должны быть именно подвижные игры на свежем воздухе, активный отдых.

Соберите ребенку компанию одноклассников. Организуйте возможность для общих игр: «салочки», «резиночка», «вышибалы», «штандер», прыгалки — вспомните, во что вы сами играли в детстве! Это поможет детям не только получить радость от совместной активности, но еще и подружиться.

Зрение. Резко возросшая нагрузка может привести к появлению близорукости. Если же проблемы со зрением уже имеются, ухудшение может наступить очень быстро. Для того чтобы этого избежать, необходимо ограничить время, которое ребенок проводит перед телевизором или компьютером до 20 минут в день.

Письменный стол ребенка, как известно, должен стоять возле окна так, чтобы дневной свет падал слева для правшей и справа для левшей. Следите за правильной осанкой ребенка: расстояние от книги до глаз должно соблюдаться неукоснительно.

По правилам, учитель обязан периодически пересаживать детей, потому что ученики из крайних рядов смотрят на доску под углом. 

Почаще спрашивайте у первоклассника, удобно ли ему сидеть за партой, все ли, что написано на доске, ему видно со своего места. Очень часто маленькие школьники стесняются сказать об этом родителям или учительнице. Между тем от этого зависит и здоровье малыша, и его психологический комфорт, и усвоение знаний.

Психологическая адаптация

Психологическая и физиологическая адаптация теснейшим образом связаны, их разделение весьма условно и введено лишь для простоты описания. В самом деле, от того, насколько ребенок спокоен и уверен в себе, зависит его способность приспособиться к стрессовой ситуации в целом.

Давайте рассмотрим, почему необходимо уделять так много внимания адаптации ребенка в первом классе. И что мы имеем в виду, когда употребляем термин «стресс»?

Стресс — это любое сильное воздействие, не переходящее границ адаптивных возможностей нервной системы. Это нормальное явление, и такой стресс называют положительным. Однако, если организм уже не справляется своими силами с психологическим состоянием человека, стресс начинает оказывать разрушительное воздействие, становится отрицательным (его еще называют дистрессом). Длительное нервное напряжение приводит к нервным болезням, срывам, калечит психику, проявляется в виде различных соматических симптомов. Для того чтобы стресс не перешел в дистресс, первокласснику необходима помощь.

Как проявляется стресс?

Абсолютно по-разному. Это могут быть капризы, истерики, причем, что называется, «на ровном месте». Ребенок может начать грубить, «огрызаться», вызывая недоумение у родителей. Особенности детской психики таковы, что измученный волнением, переутомлением ребенок может казаться бодрым и свежим целый день, держаться изо всех сил, а вечером — вдруг слезы, крик, отчаянье… Хочу — не хочу, буду — не буду, пойду — не пойду. И не спится, и не естся, и не гуляется. И непослушание здесь ни при чем: просто эмоций и чувств так много, что они «зашкаливают».

Любые неадекватные состояния ребенка в начале учебного года — это не каприз, а закономерность. Что делать? Пресекать, воспитывать, ругать? Ни в коем случае! Постараемся отнестись к ребенку терпеливо и с пониманием и, конечно, помочь.

Что поможет мягко адаптироваться

  1. 1 сентября — это скорее символ начала учебы. Линейка, знакомство со школой, классный час. Перед 1 сентября подробно проговорите с ребенком, как будет проходить этот и последующие дни. Обсудите с ним все в деталях: вот он пришел в школу, переодел сменную обувь, и у него есть 5 минут перед уроком, чтобы освоиться. Начался урок: дети встают, приветствуют учителя. Урок длится 35 минут. На перемене можно попить (вода лежит вот тут в рюкзаке), сходить в туалет (учительница покажет, где он) и т. д. Такое подробное обсуждение всех действий успокоит будущего школьника, поможет ему подготовиться к новым событиям.
  2. Дети часто хотят взять с собой в школу любимую игрушку. Частичка дома придаст уверенности в чужой обстановке. Обязательно объясните, что игрушку можно доставать только на перемене, а не на уроке.
  3. Поддерживайте хорошие отношения с учительницей — она сможет рассказать, что у ребенка получается, а где необходимо его поддержать. Помните, что в начальной школе действует железное правило: учитель всегда прав. Он — безусловный авторитет для первоклассника. Никогда не обсуждайте действия учителя в присутствии ребенка, обо всех проблемах говорите с педагогом тет-а-тет.
  4. Не стоит нервировать ребенка из-за мелочей. Плохо ведет себя, что-то не так сказал, не так сделал — что-то пропустите, чего-то не заметьте, где-то обратите все в шутку, обнимите, приласкайте — сейчас не время для «воспитания».
  5. Старайтесь избегать провоцирующих стресс ситуаций. Например, выбирая канцтовары, отдавайте предпочтение недорогим, купите самые простые и много! Ребенок обязательно будет терять ручки и ластики, грызть карандаши, рисовать на обложках. Не стоит из «порчи имущества» устраивать трагедию, проблем и без того хватит.
  6. Поделитесь с ребенком своими воспоминаниями о том, как вы тоже когда-то были малышами-первоклашками, какие истории с вами случались, как у вас прошел первый день, которого вы ждали и волновались. Это поддержит ребенка и сделает вас ближе и роднее.
  7. Обращайте внимание на успехи и не фиксируйте внимание на неудачах. Главное сейчас — сохранить здоровье вашего ребенка, важны душевный комфорт, размеренность и спокойствие, а не высокие показатели успеваемости.
  8. Обретите и сами уверенность в том, что у ребенка все получится, и он со всем справится. Это состояние передастся и ему. Чаще говорите новоиспеченному школьнику: «Ты у меня молодец! Да, возможно, будет трудно, но ты справишься! Мы рядом, мы поможем, мы поддержим!» Такой позитивный настрой будет оптимизировать детские ресурсы.
  9. Ребенок не в один момент становится первоклассником, и учебная деятельность в его жизни далеко не сразу воспринимается как ведущая. Ученику еще хочется играть — так пусть играет вволю! Своим свободным временем он волен распоряжаться, как захочет. И будет замечательно, если внешкольные увлечения с ребенком разделят и его родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптируемся вместе

Тренинг для родителей...

Консультация для родителей "Адаптируемся вместе" (презентация)

Каждому ребенку рано или поздно приходится социализироваться, т.е. становиться способным жить среди других людей. Это этап необходимый для всех детей. Одним из таких этапов социализации ребенка, являе...

Практикум "Адаптируемся вместе"

Познакомить родителей с возрастными особенностями детей раннего возраста....

Конспект занятия с родителями по теме: «Адаптируемся вместе».

Цель: рассказать об особенностях первых дней пребывания ребёнка в детском саду; научить родителей адекватным способам взаимодействия с ребёнком в период адаптации; изучить индивидуальные особенности ...

Родительское собрание в группе младшего возраста "Адаптируемся вместе"

Родительское собрание в группе младшего возраста "Адаптируемся вместе"...

Встреча с родителями "Адаптируемся вместе"

рассказать об особенностях первых дней пребывания в детском саду; научить родителей адекватным способам взаимодействия с ребенком в период адаптации; изучить индивидуальные особенности детей (на основ...

Встреча "Адаптируемся вместе"

Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между педагогами и родителями....