" Поможем клоуну" (счёт до трёх)
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

    ЗАДАЧИ:

  1. Сформировать представление о числе 3, умение считать до трех;
  2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
  3. Закрепить представления о числах 1 и 2, умение использовать их название в речи, сравнивать и уравнивать численность групп предметов, сравнивать предметы по свойствам;
  4. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и  обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, умение пользоваться мимическими мышцами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_schet_do_treh.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

« СЧЕТ ДО ТРЕХ»

    ЗАДАЧИ:

  1. Сформировать представление о числе 3, умение считать до трех;
  2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
  3. Закрепить представления о числах 1 и 2, умение использовать их название в речи, сравнивать и уравнивать численность групп предметов, сравнивать предметы по свойствам;
  4. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и  обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, умение пользоваться мимическими мышцами.

     Материалы к занятию:

Раздаточный: 3 круга-лица с разным выражением, 3 треугольника-колпачка разного цвета, карточки с нарисованными на них мячами.

Ход занятия:

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на игровую деятельность, актуализировать знания о цирке.

   Дети собираются около воспитателя.

В. – Бывали ли вы в цирке?

       Кого вы там видели?

Д. – ответы детей.

   Воспитатель рассказывает детям о том, что сегодня к ним в гости придут клоуны, и предлагает им встретить гостей.

  1. Актуализация знаний.
  1. Игра «Гости пришли» (начало).

Дидактические задачи:

1. актуализировать умение детей сравнивать группы предметов по количеству путем пересчета и путем составления пар, соотносить число с соответствующей группой предметов;

2. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, умение пользоваться мимическими мышцами.

   Дети садятся за столы по 4 человека. На середине стола находятся круги с нарисованными на них лицами – веселым и удивленным (на каждого ребенка). Перед каждым ребенком лежат два треугольника разного цвета.

 В. – Сначала пришел удивленный клоун.

      Дети выбирают нужный круг.

В. – Сколько клоунов пришло сначала?

Д. – один.

   Воспитатель предлагает детям сделать удивленное лицо. Дети высоко поднимают брови, широко открывают глаза.

В. – Пришел еще один клоун.

    Дети кладут рядом второй круг.

В. – Какое настроение было у этого клоуна?

Д. – Радостное.

В. – Сделайте радостное лицо.

В. -  Сколько стало клоунов?

Д. – Два.

В. – Клоунам надо одеваться для выступления. Сколько колпачков они привезли с собой.

Д. – Два.

В, - Хватит ли каждому клоуну по колпачку?

Д. – Да.

В. – Почему вы думаете, что хватит?

Д. – Потому что  клоунов два и колпачков тоже два. Два и два – поровну.

В. – Но клоуны не умеют считать и волнуются, достанется ли каждому колпачок. Что нужно сделать, чтобы они увидели, что колпачков столько же, сколько их?

Д. – Одеть колпачки.

Колпачки одеваются на клоунов.

  1. Затруднение в игровой ситуации.
  1. Игра «Гости пришли» (продолжение).

Дидактические задачи:

  1. создать мотивационную ситуацию для образования числа 3, счета до трех;
  2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
  3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

   Раздается стук  в дверь – пришел опоздавший клоун. Воспитатель выкладывает на стол дополнительные круги по количеству детей. На них изображено грустное лицо. Дети берут по одному кругу.

В. – Пришел еще один клоун.

    Дети кладут рядом второй круг.

В. – Какое выражение лица у этого клоуна?

Д. – Грустное.

В. – Сделайте грустное  лицо.

    Дети опускают вниз уголки губ, немного прикрывают глаза.

В. -  Как вы думаете, почему грустит клоун?

Д. – ответы детей.

После чего воспитатель говорит о том, что клоун грустит потому, что опоздал.

В. – Хорошо ли опаздывать?

Д. – Нет.

В. – Сколько теперь клоунов?

    Дети начинают пересчитывать предметы хором под руководством воспитателя, дотрагиваясь до каждого пальчиком и проговаривая: «один, два». После числа два возникает разнобой, так как многие дети еще не знают счета до трех.

В. – Сумели ли вы сосчитать клоунов?

Д. – Нет.

В. – Почему не сумели?

Д. – Потому что не знаем, как считать дальше.

   4. Открытие нового знания.

   4.1. Игра «Гости пришли» (окончание).ё

    Дидактические задачи:

  1. сформировать представление о числе три, умение считать до трех, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих  из трех предметов;
  2. сформировать опыт самостоятельного открытия, эмоционального переживания радости открытия и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
  3. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение  и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

 В. – Кто знает, какое число следует при счете за числом два?

 Д. – Число три.

    Если в группе есть дети, которые правильно сосчитали до трех, но не отвечают на поставленный вопрос, воспитатель обращается непосредственно к ним, помогает ответить, хвалит их за правильный ответ.

В. – Соня, как ты сосчитала? Молодец!

    Если никто из детей не знает счета до трех, можно их спросить:

В. – Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?

Д. – Надо спросить у взрослого.

   После вопроса детей воспитатель показывает, как надо считать до трех. При счете дети дотрагиваются рукой до каждого клоуна – один, два, три, в конце счета обводят рукой все пересчитанные предметы и говорят: «Всего 3 клоуна».

   Воспитатель подводит итог: при счете за числом 2 идет число3.

В. – Как получилось 3 клоуна?

Д. – Было два, пришел еще один.

В. – Чего теперь больше?

Д. – Клоунов больше, колпачков меньше.

В. – Как сделать так, чтобы клоунов и колпачков было поровну?

Д. – Дать  еще один колпачок.

     На последнего клоуна надевается колпачок.

В. – Поровну ли теперь клоунов и колпачков?

Д. – Да.

В. – Сколько колпачков?

Д. – Три.

В. – Сколько клоунов?

Д. – Три.

   Делается вывод: три и три – поровну.

Воспитатель фиксирует внимание детей на технике счета до трех: при счете до трех надо дотрагиваться до каждого предмета один раз, проговаривая: один, два, три. Затем надо обвести все предметы рукой и сказать: всего три предмета.

    5.Включение нового знания в систему знаний.

    5.1. Игра «Выступление клоунов».

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.

   Воспитатель предлагает детям представить, что клоуны, нарядившись, начали выступление и предлагают детям потанцевать вместе с  ними. Дети под веселую музыку танцуют.

   5.2. Игра «Найди мячи».

Дидактические задачи: закрепить умение считать до трех, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.

   Воспитатель говорит детям  о том, что клоуны хотят жонглировать мячами. Но они не умеют считать и поэтому просят детей помочь им взять по три мяча.

   Дети подходят к столу и выбирают из лежащих на нем карточек ту, на которой нарисовано три мяча (таких карточек должно быть по числу детей). Кроме этого, на столах лежат карточки с двумя и четырьмя мячами.

   Задание можно усложнить, попросив детей взять три одинаковых мяча, тогда как на карточках имеются по три мяча разного цвета или размера.

   Задание проверяется по мере его выполнения у каждого ребенка, после чего дети «отдают мячи» клоунам.

              6.Итог занятия.

Дидактические занятия: восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, и создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

В. – Кто сегодня побывал у нас в гостях?

Д. – Ответы детей.

В. – Чем вы сумели помочь клоунам?

Д. – Ответы детей.

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь клоунам, так как умеют считать до трех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кризис трёх лет: как договориться с ребёнком. Советы психолога.

Знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему: ма...

Кризис трёх лет

Что такое кризис трёх лет? Консультация для родителей...

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей трёх лет

Описаны направления и работа по развитию игровой деятельности детей трёх лет...

Кризис трёх лет

3-4 года очень важный период в жизни ребенка. В этом возрасте происходит очень важныйдля ребенка психологический процесс- это первое яркое выражение своего "Я"....

Экскурсия в Серебряный бор в рамках проекта "Мы поможем пернатым друзьям, а они помогут нам" Акция "Поможем птицам"

Мероприятие проходило как заключительный этап в рамках проектной деятельности.  В тесном взаимодействии с семьями воспитанников была подготовлена и проведена выездная экскурсия в прирооохранный п...

Статья для родителей на тему: «Кризис трёх лет. Как помочь ребёнку справиться с кризисом трёх лет?»

Практически у всех маленьких детей в возрасте 2,5-3 лет бывает кризис. Личность маленького ребёнка быстро развивается. Именно в 3 года происходит переломный момент в его развитии. Ребёнок начинает про...

консультация для родителей "Кризис трёх лет. Как взаимодействовать с ребёнком в период кризиса трёх лет".

Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это – движущая сила развит...