"Вычитание" старшая группа
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Давыдова Ирина Александровна

Тема «Вычитание» Цель: Закрепить представление о смысле вычитания, умение выполнять вычитание на основе предметных действий, тренировать умение записывать вычитание с помощью знака -. Задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, развивать речь, закрепить представления о действии вычитания, тренировать мыслительные операции. Раздаточный материал: Карточки для составления задач к заданию 2.2 по одной на каждого ребенка, счетные палочки ,карандаши, рабочие тетради. Ход занятия: Введение в игровую ситуацию. 1.Воспитатель собирает детей около себя. — Читают ли ваши родители газеты и журналы? — Где они берут газеты и журналы? (Покупают в киосках, выписывают.) — Кто разносит журналы, рекламки, газеты? (Почтальоны.) Воспитатель рассказывает, что в городских домах почтовые ящики располагаются на первом этаже и почтальону нет необходимости заходить в квартиры. Но в деревнях почтальону приходится ходить из дома в дом для того, чтобы разнести корреспонденцию. — Хотите помочь почтальону разнести письма и посылки, газеты и бандероли? — Сможете это сделать? 2. Игровая деятельность. 2.1. Работа в учебнике-тетради («Игралочка — ступенька к школе». ч. З). Дети садятся за столы. ГР 1 с. 31 «Отнеси почту в дома под номером 4, расположенные на разных улицах». Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку. — Сколько домов в этой деревне? (10.) Воспитатель рассказывает, что сегодня почтальону нужно разнести свежие газеты в дома под номером 4. — Как вы будете искать эти дома? (Выполним вычитание. Если в результате получится число 4, то это нужный нам дом.) — Что вам поможет выполнить вычитание? (Счетный материал, пальцы рук.) Воспитатель предлагает детям рассмотреть дом с красной крышей. — Прочитайте, что написано на доме. Дети читают выражение, записанное на крыше дома с красной крышей. — Назовите целое. (Это 8.) — Назовите часть. (Это 4.) — Что вы будете искать? (Другую часть.) — Сколько палочек вы выложите? (8.) — Сколько палочек вам надо отнять, убрать? (4.) — Сколько палочек осталось? (4.) Воспитатель предлагает детям подчеркивать дома под номером 4. Далее дети работают самостоятельно. После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает вопрос: — Сколько домиков вы подчеркнули? (6.) — Назовите цвет „крыш этих домиков. (Красный, оранжевый, желтый, светло-зелемый, темно-зеленый, синий.) — Сколько домиков имеет другой номер? (4 дома.) — Чем похожи домики, которые вы не подчеркнули? (У этих домиков одинаковый цвет крыш — голубой.) — Как можно назвать цвет КРЫШ у домиков, которые вы подчеркнули? (Не голубой.) — Справа от какого дома растет низкая елка? (Это дом с синей крышей.) — Слева от какого дома растет высокая елка? (Это дом со светло-зеленой крышей.) — С какой стороны от дома с темно-зеленой крышей растет елка? (Справа.) Если позволяет время, то на занятии, если нет, то в свободное время можно предложить детям нарисовать дорожку к каждому домику под номером 4. — Расскажи, как добраться до домика, слева от которого растет высокая елка (перед которым растет высокая елка? Дети рассказывают о своем пути, используя слова «прямо», «направо», «налево». При этом можно рассмотреть различные варианты пути.) Физкультминутка «Что приносит почтальон?» Что принес нам почтальон? С толстой сумкой ходит он: (дети маршируют) Перевод, журнал, газету, В бандероли две кассеты. (поворот туловища вправо, влево, руки в стороны) И письмо от тети Вали Чтоб ее приезда ждали (прыжки на двух ногах, руки вверх). 2.2. Игра «Фотограф». Воспитатель собирает детей около себя. — Есть ли у вас дома фотографии? — Где вы их храните? Воспитатель рассказывает, что некоторые люди любят развешивать фотографии на стены. Жители дома с синей крышей просят детей помочь им развесить фотографии на стене. — Хотите им помочь? Воспитатель раздает детям карточки, по которым нужно составить задачи. На доску прикрепляются карточки с решением этих задач (Д—1). Каждому ребенку нужно составить задачу, решить ее и прикрепить карточку с задачей на доску под карточкой с решением. После того как картинки будут развешаны, воспитатель просит детей, оказавшихся в одной команде, рассказать, какие задачи они составили по картинкам. Почему в одной задаче говорится о, например, зайцах, в другой — о стаканах с молоком, в третьей — о конфетах, а решаются задачи одинаково? (В этих задачах целое и части содержат одно и то же количество предметов.) 2.3. Работа в учебнике-тетради («Игралочка — ступенька к школе». ч. З). Дети садятся за столы. 2. с. 31 «Найди и исправь ошибки». Воспитатель рассказывает, что в доме с желтой крышей живет мальчик, который любит играть в школу. Ему нравится выполнять задания, которые дает ему его старшая сестра. Вот и сегодня мальчик выполнил такое задание и просит детей проверить, правильно ли он это сделал. Воспитатель предлагает детям рассмотреть первую строчку. — Правильно ли выполнено вычитание? (Да.) Воспитатель предлагает детям рассмотреть вторую строчку. — Правильно ли выполнено вычитание? (Нет.) — Почему вы считаете, что допущена ошибка? (Потому что целое — это 2круга, квадрат и 2 треугольника. Если вычесть квадрат и 2 треугольника, то должны остаться только круги.) — Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку? (Надо зачеркнуть квадрат.) Аналогично разбирается третья строчка. Воспитатель предлагает детям для одной из строчек по собственному выбору составить пример на вычитание чисел. Дети в соответствии со своим выбором составляют из карточек одно из равенств 4 - 1 = 3, 5 - 3= 2 или 6 - 4 = 2. Для проверки воспитатель записывает равенства на доске. З. Итог занятия. Воспитатель собирает детей около себя. — Где вы сегодня побывали? — Кому и чем помогли? — Какие знания вам дали такую возможность? Детей надо подвести к выводу о том, что сделать все это помогли умение считать, знания о действии вычитания и его записи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...