Конспект НОД по ФЭМП
план-конспект занятия по математике

Шашина Людмила Сергеевна

Измерение веса предметов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ves.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе

«Измерение веса предметов».

Цель: Формировать общие представления детей о процедуре измерения веса.

Задачи: формировать представления о практическом сравнении предметов по массе, закрепить представления о понятиях «тяжелее», «легче». Познакомить с понятием –шкала-линия с делениями, отмеченными числами; мерные стаканы. Учить детей, что количество не зависит от веса продуктов, предметов; сравнивать вес. Познакомить с разными весами. Развивать познавательные интересы. Воспитывать интерес к математике, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её.

Материалы к занятию.

Демонстрационный: 2 темных пакета одинаковой массой; почтовый

ящик; бытовые весы, мерные стаканчики, крупа, яблоки..

Раздаточный: пластилин, доски.

Ход деятельности.

1. Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Наши умные головки

Будут думать много, ловко

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить,

Ножки будут топать,

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся,

Занятие начинается.

2.Дидактическая игра: «Угадай, что это».

Воспитатель. Ребята, сегодня утром почтальон принес нам посылку.

Хотите узнать, что там лежит? (Да).

Подойдите  к столу. Нужно опустить руку в отверстие, на ощупь определить, что там находится. Догадались, что там? Давайте проверим. (Воспитатель снимает скатерть, задает вопросы).

-Что вы видите? (термометры, линейки, безмены и т.д.)

-Для чего это нужно? (измерять, узнавать температуру)

-Как назвать одним словом? (измерительные приборы)

-Чем все приборы похожи? ( есть шкала и цифры)

- Чем отличаются? (одни для измерения температуры, другие температуры и т.д.)

3. На подносе закрыты платком крупы и мерные стаканы.

В двух стаканчиках разной формы насыпана гречневая крупа, рис.

Рядом на столе находятся различные предметы (квадраты, палочки, линейка, стаканчик, ложка).

- Что теперь перед вами?

- Скажи, в каком стаканчике гречневой крупы больше?

- Что нужно сделать, чтобы это узнать?

- Чем можно измерить гречневую крупу?

Дети перебирают все предлагаемые мерки и приходят к выводу, что

измерить гречку удобнее всего стаканчиком или ложкой.

- Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо

запомнить правило измерения (Показ).

- Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не

меньше края мерки. Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно

ссыпьте ее палочкой обратно. Если меньше – еще раз наберите.

Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного

заполнения мерки.

- Каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять фишку,

чтобы не сбиться со счета.

- Какой должна быть мерка? (Полной, ровно по краям).

- Что делаем, когда отмеряем полную мерку? (Выставляем фишку).

- Сейчас вы будете самостоятельно измерять крупу у вас в посуде. Не

забывайте правило измерения. Приступаем к работе.

- Как узнать, сколько получилось мерок крупы? (Надо сосчитать фишки).

- Почему у вас получились разные ответы? (Использовали разные мерки).

- Какие правила измерения вы узнали? (мерки должны быть одинаковы).

 Гимнастика для глаз.

Упражнение «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в

сторону, смотря как можно дольше влево, затем - вправо, затем - вверх

и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.

Физкультминутка

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник рисовал. (Изображаем рисование)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки на месте)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал. (Руки под щеку).

Ребята у меня есть два предмета. Что вы можете сказать об этих предметах?

(Это шары, одинаковые по цвету, размеру)

А вот сейчас я дам их в руки ребятам и они сразу нам скажут, в чем разница между этими шарами.

(Да, совершенно верно. Один шар легкий, другой тяжелый. Шары разного веса.). На сколько точно они различаются мы можем узнать, взвесив их.

А сейчас ребята я вас приглашаю в путешествие в мир весов.

Весы изобрели древние торговцы. Народы с глубокой древности обменивались друг с другом разным товаром. У одних была соль, а другие умели делать красивые стеклянные вазы. У третьих было много скота, но не было шелковых тканей. Люди торговали друг с другом тем, что у них было в избытке. Чтобы обмен товаром был равноценный, люди придумали весы. Первоначально весы использовались не для взвешивания товаров, а для взвешивания денег. На одну чашу весов клали гири с изображением товара, который покупали или продавали, а на другую кусок серебра или золота. Так определяли стоимость товара. Весы с чашками, которые подвешены к концам планки (планку называют коромыслом, иногда применяют и сейчас. Древние арабы придумали весы с передвижной гирей. На металлической планке, рычаге, устанавливалась гиря, которая свободно двигалась вдоль планки. К одному концу планки подвешивался груз, вес которого надо было определять, а гиря передвигалась по планке с делениями и показывала вес. Такие весы называют безменом. Может быть у твоей бабушки сохранились такие весы – безмен.
На Руси издавна пользовались и безменом, и весами с чашами, на которые ставили гири разных размеров. Сейчас во всем мире вес определяют в граммах, килограммах и других единицах. В древности у каждого народа были свои весовые единицы.

Сейчас есть весы электронные и механические. Они используются где? Подскажите мне.

Основная единица измерения веса - килограмм.

4. Практическая работа с весами.

Воспитатель подводит детей к столу, где лежат одинаковые темные пакеты. В одном 1кг пластмассовых кирпичиков, в другом 1кг деревянных кирпичиков.

-Как вы думаете, какой пакет тяжелее, а какой легче? (Высказывания детей).

Взвешиванием устанавливается, что пакеты равны по массе.

-Сравнение коробки с ватой и коробки с песком, пластикового и металлического шарика.

Дети приходят к выводу, что масса предмета не всегда зависит от его размера, поэтому её трудно определить на глаз. Для сравнения предметов по массе, их нужно взвесить, используя общепринятую меру

– 1кг.

Вывод: при одинаковой форме и одинаковом размере предметов масса их может быть различной.

-Можно ли измерить свой вес безменом?

Есть весы напольные, с их помощью определяют вес человека.

-Как вы думаете, кто из вас самый тяжелый? А самый легкий? Проверим.

Взвешивание яблок и мандаринов.

Иногда нужно определить вес совсем небольших изделий. Тогда используется другая единица измерения –грамм или даже миллиграмм. В этих единицах определяют вес изделий из драгоценного металла.

5. Дидактическая игра: «В магазине».

-Рассмотрите картинку. Что вы скажете о массе предметов на чашах

весов? и т.д.

6. Пальчиковая гимнастика: «Дружба».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(Пальцы правой и левой руки соединяются в замок)

Мы с вами подружимся маленькие пальчики.

(Шевелят пальцами)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Пальцы правой руки, начиная с мизинца, соединяются с пальцами

левой руки)

И обратно начнём считать.
Пять, четыре, три, два, один.

(Пальцы разъединяются, начиная с большого).

7. Самостоятельная работа . Взвесим кусок пластилина. Вылепим из пластилина какую-либо фигуру.

-Изменился ли вес фигуры? Почему?

Вывод: преобразования, которые изменяют внешний вид предмета, оставляют неизменной его массу.

Итог занятия.

-Что нового узнали на сегодняшнем занятии?

- Кто запомнил, какой меркой пользуются для измерения массы

предметов?- Какое задание вам понравилось?

- Какое задание было сложным для вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...

Конспект ОД по ФЭМП для детей от 6 до 7 лет на тему «Итоговое занятие по ФЭМП для детей подготовительной группы».

Конспект ОД по ФЭМП для детей от 6 до 7 лет  на тему «Итоговое занятие по ФЭМП для детей подготовительной группы»....

Технологическая карта для НОД по ФЭМП; Конспект НОД по ФЭМП

Технологическая карта для НОД по ФЭМП "Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Влево, вправо"...