Развитие математических представлений у детей с помощью сказки
методическая разработка по математике
Мастер-класс для воспитателей "Развитие математических представлений у детей с помощью сказки"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
Развитие математических представлений у детей посредством сказки
Бабаева М.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мастер-класс мне хотелось бы начать с четверостишья:
И нельзя без сказки нам прожить, друзья,
Ведь со сказкой проще верить в чудеса.
Ведь со сказкой легче отыскать нам путь,
В маленькое сердце дверцу распахнуть!
Как сделать каждое занятие с детьми интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучить дошкольников нам помогает сказка.
Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Она дает необходимую гамму переживаний, создает особенное настроение, вызывает добрые чувства. Воспринимая сказку, ребенок видит выход из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивную поддержку своих возможностей и веры в себя. Незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают элементарные математические представления.
Вариативность игр со сказкой обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А также позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому ребёнку за счет усложнения или упрощения заданий.
Применяя сказки в своей работе, я наблюдаю положительное влияние на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность и интерес к обучению.
Хотя математика один из самых сложных предметов, постигать ее с интересом и удовольствием помогают любимые детские сказки.
Сказки, которые дети от многократных прочтений знают наизусть. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. Сказка «Теремок» поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй – лягушка и т. д., но и основы арифметики. Легко усвоят дети, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка – и стало их трое. Прибежала лисичка – стало четверо. Сказки «Колобок» и «Репка» особенно хороши для усвоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? А в сказке «Репка» можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Кто самый маленький? Кто стоит перед кошкой? Кто стоит за бабкой?
Есть еще одна очень полезная сказка для освоения счета – «Про козленка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана.
Пересчитывайте вместе с козленком героев сказки, и дети легко запомнят количественный счет до 10. Сюжет любой сказки можно расширить с помощью новых событий, вопросов, придуманных лично вами, в зависимости от целей и задач конкретного занятия.
Разминка
Перечислите сказки, в названиях которых есть цифры?
«Три поросенка»
«Три медведя»
«Два жадных медвежонка»
«Волк и семеро козлят»
«Белоснежка и семь гномов»
«Двенадцать месяцев» «Цветик - семицветик»
А сейчас проверим вашу смекалку
- Сколько хвостов у семи ослов? (7)
- Сколько носов у двух псов? (2)
- Сколько ушей у двух малышей? (4)
- Сколько лап у двух котят? (8)
- Сколько колес у машины? (4)
- Сколько животиков у пяти бегемотиков?
Предлагаю исправить ошибки в названии сказки
(демонстрация иллюстраций):
«Пирожок» - «Колобок»
«Петушок Ряба» - «Курочка Ряба»
«Даша и медведь» - «Маша и медведь»
«Морковка» - «Репка»
«Волк и семеро тигрят» - «Волк и семеро козлят»
«Зелёная шапочка» - «Красная шапочка»
«Утки-лебеди» - «Гуси-лебеди»
«Домик» - «Теремок»
«Три котёнка» - «Три поросёнка»
«Пять медведей» - «Три медведя»
«Заюшкина квартира» - «Заюшкина избушка»
Загадка
В Простоквашино живет, почту всем он раздает (Почтальон Печкин) Почтальону нужно разнести почту. Но он никак не может найти нужный дом.
Задание: 1. У вас на столах лежат домики. Нужно их разложить в правильном порядке. Давайте посчитаем домики от 1 до 10 и в обратном порядке.
Задание 2. Давайте назовем соседи чисел 6, 8, 10
Следующая загадка:
«У кого доброе милое лицо,
Сажей, пылью перепачкано оно.
Трудится, не покладая рук.
Как же эту девочку зовут?» (Золушка)
Задание: помоги Золушке навести порядок и разложить в два обруча крышки по цвету и количеству.
3. Следующая сказка.
Загадка про сказку «Репка» (ребус)
Герои этой сказки не могут вытащить репку.
Может быть, что- то не так? (стоят не в той последовательности). - Поставьте героев сказки по порядку, как в сказке назовите их, кто на
каком месте стоит. 7 чел (повторяем перед, после, за)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Сколько яблочек зеленых, столько сделаем наклонов (2)
- Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас (5)
- Сколько покажу кружков, столько выполни прыжков (4)
- Мы присядем столько раз, сколько елочек у нас (3)
- Сколько точек в круге, столько раз поднимем руки. (6)
Ребята вот еще один житель сказочной страны.
Все девчонки и мальчишки полюбить его успели. Он герой веселой книжки, за спиной его пропеллер. ( Карлсон)
Карлсон предлагает игру «Скажи наоборот»
- Высоко-низко
- Далеко-близко
- Широко-низко
- Худой-толстый
- Легко-тяжело
- Веселый-грустный
- Внутри-снаружи
- Много-мало
- Вперед-назад
- Маленький-большой
- Быстро-медленно
Следующая загадка
Мальчик с азбукой под мышкой, деревянный шалунишка, победил он Карабаса, ни подвел детей ни разу (Буратино).
Буратино что-то ищет. Давайте поможем ему. Выполним задание «Графический диктант» и узнаем, что ищет Буратино.
Графический диктант.
Так что же искал и нашел Буратино? (Ключик)
Психологическая эмоциональная игра «Аплодисменты».
С помощью аплодисментов люди выражают свое отношение. Сегодня вы активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами. Этот приём нравится детям, он снимает психоэмоциональное напряжение, закрепляет сплочённость всей группы.
Закончить наш мастер-класс я хотела бы словами:
Математика – наука хороша и всем нужна.
Без нее прожить нам трудно, без нее нам жизнь сложна.
Благодарю всех за поддержку, за терпенье и за улыбки. Учите играя, а воспитывайте любя. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....
Выступление на РМО "Развитие естественно – математических представлений у детей с помощью применения флексагонов".
Ознакомление с историей открытия флексагонов . Применение различных видов моделирования для ФЭМП у дошкольников....

Формирование математических представлений у детей с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича
Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте спосоствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей, логике мысли, рассуждений и действий, гибкости ...

«Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи малой фольклорной формы – загадки.»
В этой методической разработке, раскрыта роль малой фольклерной формы - загадки, в формировании элементарных математических представлениях. Кратко описаны основные моменты формирования математич...

Развитие математических представлений у детей с помощью занимательных игр
Обучение математике дошкольников невозможно без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей дет...
Конспект игровой образовательной деятельности по развитию математических представлений для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Гео и Квадрат спешат на помощь»
Процесс развития математических представлений (РМП) у дошкольников занимает одно из главных мест в подготовке ребенка к школе. Овладение математическими представлениями будут эффективными и резу...
Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью инновационной игровой технологии.
Данный курс направлен на развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста и имеет дальний «прицел», то есть те знания и умения, которые формируются у детей в проце...