Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста «Зима»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Цель: закрепление последовательности дней недели, времён года, месяцев.
Задачи:
- Умение решать задачи в одно действие на сложение, пользоваться цифрами и арифметическими знаками.
- Развивать логическое мышление, речь, чувство времени, пространственную ориентировку.
- Воспитывать коммуникативные навыки, умение слушать друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста
«Зима»
Цель: закрепление последовательности дней недели, времён года, месяцев.
Задачи:
- Умение решать задачи в одно действие на сложение, пользоваться цифрами и арифметическими знаками.
- Развивать логическое мышление, речь, чувство времени, пространственную ориентировку.
- Воспитывать коммуникативные навыки, умение слушать друг друга.
Оборудование: волшебная палочка, календарь-часы, две картинки с изображением девочек, 6 снежинок, домик «Состав числа 6», карточки с цифрами и знаками действий, синий лист прямоугольной формы (окно), картинки из белой бумаги (дерево, зайчик, снежинка, звёздочка, колокольчик), 4 снеговика разной высоты с буквами З, И, М, А, схема домика из фигур к игре «Танграм».
Раздаточный материал: вырезанные из бумаги «ладошки» с разным количеством нарисованных на них снежинок, карточки с цифрами 0 - 9, знаки +, - , = ; синие листы прямоугольной формы (окно), картинки из белой бумаги (дерево, зайчик, снежинка, звёздочка, колокольчик), набор фигур к игре «Танграм».
Ход занятия
В. – Дети, у нас сегодня в группе я нашла волшебную палочку. Давайте поиграем с ней. Я думаю, что она поможет нам хорошо заниматься, правильно отвечать на вопросы. И мне кажется, что в конце занятия мы узнаем, какая же волшебница оставила нам эту палочку.
Игра с волшебной палочкой. Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит «Волшебную палочку передавай, времена года называй. Зима…» и передаёт палочку ребёнку.
- Сколько всего времён года?
«Волшебную палочку передавай, месяцы называй. Сентябрь…»
В. – Какие это месяцы? Сколько осенних месяцев?
«Волшебную палочку передавай, месяцы называй. Декабрь…»
В. – Какие это месяцы? Сколько зимних месяцев?
«Волшебную палочку передавай, дни недели называй. Понедельник…» Сколько дней в неделе?
«Волшебную палочку передавай, части суток называй. Утро…» Сколько частей в сутках?
- А теперь сядьте на свои места.
У воспитателя в руках календарь - часы.
- Дети, а какое сейчас время года? (На часах - календаре проверяем, правильно ли стоят фишки).
- Какой зимний месяц идёт?
- Какой день недели?
- Какая часть суток? (утро)
- Который час? (9 часов утра)
- Сегодня мы продолжим знакомиться с составом числа 6, решением задач. А сначала проведём математическую разминку.
1. Математическая разминка.
- Посчитайте от 1до 10.
- Посчитайте от 10 до 20.
- Посчитайте от 10 до 1.
- Посчитайте от 3 до 9, от 9 до 6.
- Назовите соседей числа 8, 5, 15, 19.
2. Соотнесение цифры с количеством.
– Дети, отгадайте загадку:
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке?
- Посчитайте, сколько снежинок упало на ладошку и обозначьте их количество цифрой.
(У детей бумажные «ладошки» с нарисованными на них снежинками).
3. Состав числа 6.
(На доске 6 снежинок.)
- Две девочки Соня и Сима вырезали 6 снежинок.
-Сколько снежинок могла вырезать каждая девочка?
Дети по очереди говорят варианты. (Воспитатель помогает, разделяя указкой снежинки на две группы):
- Если первая девочка вырезала 5 снежинок, то вторая – 1.
- Если первая девочка вырезала 4 снежинки, то вторая – 2.
- Если первая девочка вырезала 3 снежинки, то вторая тоже 3.
- Если первая девочка вырезала 2 снежинки, то вторая – 4.
- Если первая девочка вырезала 1 снежинку, то вторая – 5.
- Из каких двух меньших чисел может быть составлено число 6?
(Вызванный ребёнок называет все варианты, затем все дети тихим голосом повторяют с опорой на «Домик – состав числа 6»).
А как можно составить число 6 из единиц? (6 – это 1, 1, 1, 1, 1 и 1.)
4. Физминутка «Снежок»
1,2,3,4 – мы с тобой снежок лепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий,
И совсем, совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и сломаем.
5. Решение задачи.
Воспитатель помещает на доску ещё 1 маленькую снежинку.
- Посмотрите, что произошло.
- Составьте про это задачу.
- Повторите условие задачи. Повторите вопрос.
- Каким действием будете решать эту задачу? Почему?
- Выложите решение задачи с помощью карточек с цифрами и знаками действий на доске.
- Сколько получится? (7.)
- Прочитаем решение задачи все вместе. (6+1= 7)
(К 6 прибавить 1 получится 7. Или: 6 плюс 1 равно 7.)
- Ответьте на вопрос задачи, сколько всего снежинок вырезала Соня? (7 снежинок всего вырезала Соня.)
- Повторим хором ответ задачи.
6. Составление домика для Снегурочки из набора фигур к игре « Танграм»
- Отгадайте загадку.
Она в серебро
С жемчугами одета -
Волшебная внучка
Волшебного деда.
Вся в снежинках, лёд искрится
На её ресницах,
На санях по снегу мчится,
Кони словно птицы!
В гости к нам она летит,
Эй, не стойте на пути!
В белой шубке, как принцесса,
В тёплых рукавицах,
Мимо сказочного леса
К нам на ёлку мчится!
И красива, и стройна,
Так скажите, кто она?
(Снегурка)
- А теперь составим домик для снегурочки из геометрических фигур.
- Назовите расположение частей по порядку.
7. Ориентировка на плоскости.
-Представьте, что это окно. Какую форму он имеет? (Прямоугольную.)
Давайте украсим окно.
-Верхний правый угол украсим снежинкой.
- Верхний левый угол украсим звёздочкой.
- Нижний правый угол украсим зайчиком.
- Нижний левый угол украсим деревцем.
- Середину окна украсим колокольчиком.
8. Физминутка «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком, и станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечёт слегка – увы! – и нет снеговика.
9. Расположить снеговиков от высокого к низкому.
- Как вы расставили снеговиков?
- Какое слово можно прочитать из букв на рубашках снеговиков?
Итог занятия
- Какая же волшебница оставила у нас в группе свою волшебную палочку? (Зима).
- Какие задания вы выполняли? Какое задание было трудным?
- Какое задание запомнилось? Какие слова-родственники вы услышали сегодня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/18/picture-274768-1374160041.jpg)
"Необыкновенное приключение." Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)
Упражнение в прямом и обратном счете в пределах 10; совершенствование восприятия цвета, формы и величины;формирование умения ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, вверху, внизу, посередине)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/04/picture-751037-1604488141.jpg)
Организация Непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста
Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста «Спасатели приходят на помощь»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-226989-1425048102.jpg)
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Путешествуем вместе"
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП предназначен для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/08/picture-873274-1483877519.jpg)
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВЕСЕЛЫЕ ИСПЫТАНИЯ»
Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и обобщать знания о фигурах...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/16/picture-832157-1476634250.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Математика»
Цель: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий, умение...
Совместная непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарно математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста 6-го года жизни. «Ориентировка во времени»
Совместная непосредственно образовательная деятельностьпо формированию элементарно математических представленийс детьми старшего дошкольного возраста 6-го года жизни.«Ориентировка во в...
Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) с использованием игровых технологий с творческим названием "Космическое путешествие"
Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)с использованием игровых технологийс творческим названием &laqu...