"Необыкновенное приключение." Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Мария Глазкова

Упражнение в прямом и обратном счете в пределах 10; совершенствование восприятия цвета, формы и величины;формирование умения ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, вверху, внизу, посередине); развитие познавательных и  творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mariya_g.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад компенсирующего вида № 15 «Мальвина»

г. Балаково Саратовской области

Необыкновенное приключение

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 по формированию элементарных математических представлений

с детьми старшего дошкольного возраста  (5 - 6 лет)

Глазкова Мария Владимировна,

воспитатель

МБДОУ – детский сад

компенсирующего вида № 15 «Мальвина»

Интеграция образовательных областей: «Познание. Формирование целостной картины мира», «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная. 

Цели деятельности педагога: формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, вверху, внизу, посередине); упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10; продолжать совершенствовать восприятие цвета, формы и величины, развивать познавательные и творческие способности.

Материалы и оборудование: автобус из стульчиков с номерами мест, карточки с цифрами от 1 до 8 , конверт с письмом, камушки – островки, смайлики, мяч, карандаши – простой и цветные, лист бумаги – квадратный.

ТСО: мультимедийный проектор, диктофон, презентация - «Необыкновенное приключение».

Предварительная работа: игра: «Прямой и обратный счет», разучивание пословиц, чтение сказки «По щучьему веленью».

        

        Содержание организованной деятельности детей        

Организационный момент

- Дети, вы любите играть? Я для вас приготовила сюрприз. Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну Игромакс. Там нас ждут интересные игры.

- Как вы думаете, на чём можно отправиться в путь? (на поезде, самолёте, автобусе, машине…)

- Какие бывают виды транспорта по способу передвижения? (воздушный, водный, наземный…)

- А нас уже ждет волшебный автобус. Я предлагаю вам взять билеты и занять посадочные места. Билеты у нас будут тоже необычные.

- Чтобы получить билеты вы должны ответить на вопросы. Готовы?

Игровое упражнение «Вопрос - ответ»

Дети отвечают на вопросы и получают карточки с цифрами от 1 до 7.

Вопросы:

Какое сейчас время года? (Весна)

Назови весенние месяцы. (Март, апрель,май)

Назовите признаки весны. (Солнце светит ярче, дни становятся длиннее…)

Сейчас утро или вечер? ( Утро)

Какие еще части суток ты знаешь? ( Утро, день, вечер, ночь.)

Сколько дней в неделю ты ходишь в детский сад? ( 5 )

Как называются выходные дни? ( Суббота, воскресенье)

- Перед началом нашего путешествия давайте вспомним правила:

Уши слушают – и все слышат,

Глаза смотрят – и все видят.

Ноги не мешают, руки помогают

А голова – хорошо думает.

Мимическая гимнастика

А сейчас: Встаньте прямо

         Распрямитесь.

         Удивитесь.

         Рассердитесь.

         Улыбнитесь.

         И садитесь.

- Чтобы нам не было скучно в дороге, мы поиграем.

Игровое упражнение- «Скажи наоборот.»

Цель: закрепить умение устанавливать размерные отношения между предметами разной длины, толщины, величины.

- Сейчас я буду называть слова, а вы будете называть противоположное слово.

Ты низкий, а папа …. (высокий)

Ветка тонкая, а дерево ….(толстое)

Река широкая, а ручей ….(узкий)

Стул большой, а стульчик  ….(маленький)

Вата легкая, а камень  ….(тяжелый)

Червячок короткий, а змея  …. (длинная)

Презентация « Необыкновенное приключение.»

- Вот мы и приехали в эту удивительную страну Игромакс. Эта страна игр. Здесь с любым предметом можно играть.

Слайд: река

- Перед нами река. Нужно перешагивая с камушка на камушек перебраться на другой берег.

Слайд: лес

- Мы с вами попали в лес.

- В лесу из-за кустов звери выглядывают, глазками поблескивают.

- Покажите, как они это делают.

Гимнастика для глаз.

Дети сильно зажмуривают глаза  и открывают.

Артикуляционная гимнастика

- Они не только глазками поблескивают, но и зубы скалят. («Оскал»)

- Языками пощелкивают («Лошадка»).

- А теперь покажите:

  Как шипит змея? Как фыркает ёжик? Как воет волк? Как звенит комар? Как жужжит жук?  Как долбит дятел?

- Но мы их не боимся, продолжим наше путешествие. Встанем в круг.

Игровое упражнение «Прямой и обратный счет» (с мячом)

Правило: передавая мяч друг другу, считайте от 1 до 10 и обратно.

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Дети передают мяч друг другу и называют последовательно числа, а потом наоборот.

Слайд: дверь с замком (звук с диктофона)  

Много сказок есть на свете,

Сказку очень любят дети.

Все хотят в них побывать и немножко поиграть.

Перед нами в сказку дверь, открывай её скорей.

- Ребята, что бы это могло значить? (ответы детей)

- Мы должны попасть в какую-то сказку.

- А чтобы туда попасть, нужно открыть вот эту дверь.

- Давайте скажем волшебные слова.

Пальчиковая гимнастика.

На двери висит замок,

Кто его открыть бы мог?

Потянули, покрутили, постучали

И открыли…

Слайд: замок

- На какую цифру похож замок? (на 6)

- Назовите шестой день недели? (суббота)

- Сколько дней в неделе? (семь) Назовите  их? ( Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)

- А какие сказки вы знаете, в названии которых есть число семь?

- Сказка «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов».

- А еще есть пословицы и поговорки, самая известная: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

- Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Дети называют пословицы и поговорки.

- Дверь мы в сказку открываем, в мир волшебный попадаем.

Слайд: Емеля

- Ребята, в какую сказку мы попали? (По щучьему велению)

Звучат слова на диктофоне.

«Здравствуйте, ребята! Помогите мне пожалуйста встретиться с царевной Несмеяной. По щучьему велению, по моему хотению царевна Несмеяна в меня влюбилась, а царю это не понравилось, и он заточил ее в темницу – в башне. Помогите мне ее найти. Чтобы вам легче было, я послал вам письмо. Расставьте все в нужном порядке и у вас получится карта, по которой можно найти Несмеяну.

Слайд: письмо

 Появляется письмо на экране и на полке в саду.

- А вот и письмо! Ребята, надо помочь Емеле.

- Нам необходимо найти эту башню, в которую царь заточил Несмеяну, для этого надо разместиться за столами и нарисовать карту.

Игровое упражнение «Нарисуй карту».

Цель: формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

- Перед вами листы бумаги и простые карандаши. Мы нарисуем карту расположения башни.

- В середине нарисуйте  - треугольник.

- В правом верхнем углу – прямоугольник.

- В левом верхнем углу – круг.

- В левом нижнем углу – квадрат.

- В правом нижнем углу – овал.

Слайд: карта

-  Карта готова. Посмотрите на карту, сравните с той, которую нарисовали вы.

Слайд: дворец черно-белый

- Ребята, посмотрите, мы справились с заданием. Мы нашли башню, но она почему-то некрасивая, не раскрашенная.

- Царь так рассердился на Емелю, что все карандаши превратил в бесцветные.

- Поможем Емеле?

Игровое упражнение «Заштрихуй фигуру»

Цель: совершенствовать восприятие цвета и формы, развивать графические навыки.

Задание: 

заштриховать треугольник – красным цветом,  прямоугольник – желтым цветом, круг – синим, квадрат – зеленым,  овал – коричневым.

- Молодцы!

Слайд: дворец цветной и Емеля с Несмеяной.

Посмотрите на экран. Мы помогли Емеле найти Несмеяну.

Рефлексия

- Нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в автобус. И пока едем, давайте позвоним своим мамам и расскажем, где мы были и что делали.

Дети в телефонную трубку рассказывают мамам о своем путешествии.

Упражнение  "Какое у меня сегодня настроение?"

- Ребята, посмотрите на столе лежат смайлики. Если в путешествии вам было легко и интересно, возьмите желтый смайлик, а кому было немного трудно и грустно возьмите синий.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте Образовательные задачи:- показ образования числа десять;- учить детей считать в пределах д...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошколь...

Доклад : Квест - технология, как форма организованной образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте

Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. То...

: «Организация образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте, посредством квест-технологий».

Образовательный квест - есть совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, при действии которой, дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...