Консультация «Игры-головоломки как средство развития одарённого дошкольника»
консультация по математике (подготовительная группа)

Нагайко Екатерина Борисовна

Консультация

для

педагогов по работе с одарёнными детьми

«Игры-головоломки как средство развития одарённого

дошкольника»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nagayko_doklad_igry-golovolomki.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №24 «СВЕТЛЯЧОК»

г. Мичуринска, Тамбовской области

______________________________________________________

393776, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Киевская, д.14.

тел. 8(47545)2-14-55, Е-mail: mbdoy24@yandex.ru

Консультация для

педагогов по работе с одарёнными детьми

«Игры-головоломки как средство развития одарённого

дошкольника»

Подготовила

воспитатель

Нагайко Екатерина Борисовна

г. Мичуринск

2024г.

Время перемен меняет условия, но дети всегда остаются детьми. Современные условия диктуют современные подходы к развитию. Разница между детьми сто лет назад и сейчас, прошлых поколений и нынешнего заметна сразу. В чем же разница между детьми разных эпох? В них ведь вкладывается одинаковое количество любви, заботы, сил. Современные дети более информированы, так как новые технологии позволяют получать нужную информацию быстро, дети узнают гораздо больше, имея возможность пользоваться разными источниками. Новое поколение детей будет уникальным, каждый из детей неповторим. Для успешной работы воспитателей и родителей в новых условиях, необходим индивидуальный подход, внимательное отношение к каждому ребёнку и желание не отставать от современных технологий. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был не только здоров, но и был успешным человеком в будущем. Все дети одарены от природы, задатки незаурядных способностей есть у всех. Однако, исходные условия и их дальнейшее развитие зависит от индивидуальности ребёнка, работы педагогов и семьи. Дошкольники с развитым интеллектом более уверены в себе, имеют больший объем памяти, легче адаптируются ко всем ситуациям. В дошкольном возрасте рано разделять детей на «интеллектуалов» и «творческих». Поэтому нужно развивать детей комплексно. Навыки, развитые в дошкольном возрасте становятся для детей хорошим, прочным фундаментом для дальнейшего развития в период школьного обучения. Немаловажным считается и то, что необходимо не допускать ухода ребенка «в себя», «перфекционизма», «излишней соревновательности». Избежать таких побочных эффектов у одаренных детей помогают новые технологии в образовании, основанные на коллективной игре, получении удовольствия от процесса разгадывания задач, свободных отношениях между педагогом и ребёнком в обсуждении игр, способов решения задач. При помощи новых технологий педагоги убирают страхи, создают новые контакты для детей, наполняют деятельность положительными эмоциями. Учитывая нюансы воспитания одаренных детей, можно успешно развивать у них логическое мышление. Важно уделять время образованию, развитию у ребёнка умственных и творческих способностей, основой которых является развитие логического мышления. Развитое мышление – это умение анализировать, способность логически правильно делать выводы. Без таких способностей ребёнку будет сложно на уроках математики, физики, да и в повседневной жизни. Существующие методики развития включают в себя головоломки, загадки, различные упражнения и новые технологии. Современные игры идут в ногу со временем, сочетая в себе классические игрушки и более технологичные разработки. Педагогу необходимо «увидеть» логическую основу становления способностей одарённого ребёнка, анализировать его развитие и способствовать дальнейшему развитию незаурядных способностей. Одним из средств развития логики является головоломка. Это непростая задача, требующая нестандартного подхода к решению. Детей привлекает занимательность, свобода действий, открытый диалог, подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию. Дети настойчиво ищут решение головоломок, получают в итоге результат. На данный момент всем педагогам известны развивающие материалы: Ф. Фребеля, материалы М. Монтессори, палочки Х. Кюизенера, логические блоки З. Дьенеша, игры Б.Н. Никитина. Но существуют современные методы и новые игры голволомки. Одним из таких методов является смарт-тренинг. Это активное обучение детей, направленное на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, находчивости и сообразительности. Организация игровой деятельности в смарт-тренинге предполагает, прежде всего, умственное воспитание детей дошкольного возраста. Существуют разные виды головоломок:

- Головоломки на складывание: «Кубики для всех» Б. Никитина, «Спрятанный куб» Л. Мочалова, «Кубик для путешественников» И. Новичковой, танграм, «Осенний кубик», «Гала-куб» (В. Красноухов).

- Головоломки на разбирание, открывание: шкатулки с секретами, «Курский кубик» (авт. В. Красноухов).

- Головоломки на распутывание: шнурковые головоломки, «Чистое Сердце» (авт. К. Гребнев).

- Головоломки на упорядочивание сегментов: «Магический Кубик», Эрне Рубика, «Кубик» Михаила Гришина, «Тик-Так» (авт. В. Красноухов). И многие другие.

- Плоскостные головоломки: Складушки, Слагалица, Репка, Пуговицы (В. Красноухов).

 Не секрет, что для сохранения работоспособности мозга, его нужно тренировать. Люди, которые заняты интеллектуальным трудом сохраняют память на долгие годы. Игры-головоломки одно из действенных средств развития интеллекта ребенка. Головоломки не только интересные игрушки, это средство достичь самостоятельности, целеустремленности у ребенка. Ребенок, который умеет играть с головоломками быстрее учится читать, считать, решать задачи, развивается интеллект, сообразительность, математические способности, нестандартное мышление. Чем больше мы используем головоломки в образовательной деятельности, тем больше нестандартных путей решения разных задач мы находим.

В результате практического применения игр головоломок и иных технологий развития детей, мы получили отличные показатели. Дети 4-5 лет продемонстрировали неподдельный интерес к играм головоломкам. Они научились строить по схемам, решать задачи, к концу года многие дети уже могли решать и более сложные задачи. Благодаря играм головоломкам и новым технологиям, дети получили возможность включаться в деятельность, в ходе которой проявляли свою активность в рамках нестандартных ситуаций. Головоломки позволили развить гибкость, инициативность мыслительных процессов. Они научили детей сосредоточенно работать, учиться усидчивости, развивали воображение, зрительно-моторную координацию и нравственно-волевые качества детей, помогая избегать нюансов восприятия одарённых детей.

Список литературы:

1. Баркан А.И. Ребенку хорошо в детском саду. Как этого добиться. М.: Олма, Медиа Групп, 2015. 176 с.

2. Денисенкова Н.С. Секреты воспитания одаренных детей // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. - №4. -  С. 14-24.

3. Казунина И.И. “Мир головоломок” смарт-тренинг.

4. Михайлова З.А. “Игровые занимательные задачи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Дидактическая игра как средство развития лексико-грамматического строя речи»

КОНСУЛЬТАЦИЯ«Дидактическая игракак средство развитиялексико-грамматического строя речи»      Воспитатель: Попова Т. А....

Консультация для педагогов. Игра - средство развития творческой личности дошкольника. Игры на развития воображения ребенка.

Развивая воображение ребенка педагоги часто делают упор на образовательную область "Художественное развитие". Данный материал содержит несколько игр, которые развивая воображение, способствуют также р...

Консультация "Игра-головоломка "Танграм"

Консультация для родителей "Игра-головоломка "Танграм"...

Консультация. Игры-головоломки.

В этом материале представлены не только описание игр головоломок и их положительное влияние на развитие детей. А также можно пройти по предлагаемой ссылке и поиграть вместе с ребенком в игру головолом...

Консультация "Игры-головоломки в развитии детей дошкольного возраста"

Игра остаётся самым эффективным способом обучения детей дошкольного возраста. Головоломки, шарады, загадки на смекалку, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети могут, не отвлека...