Консультация "Игры-головоломки в развитии детей дошкольного возраста"
консультация (средняя группа)
Игра остаётся самым эффективным способом обучения детей дошкольного возраста. Головоломки, шарады, загадки на смекалку, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Такие игры способствуют развитию не только логического мышления, но и смекалки, сообразительности, способности мыслить свободно и находить нестандартные решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 305.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Игры-головоломки в развитии детей дошкольного возраста»
Учителя начальных классов отмечают, что дошкольники с развитым интеллектом лучше подготовлены к школе. Они легче адаптируются, уверены в своих силах, быстрее понимают и запоминают новый материал, не пасуют пред трудной задачей, проявляют упорство, настойчивость и целеустремленность.
Задачи, требующие умственного напряжения, смогут стать мощным фактором интеллектуального развития детей, формирования их познавательных и творческих способностей.
Широкие возможности для детей в этом плане дает решение логических задач. Поэтому решение нестандартных задач должно быть неотъемлемой частью детского развития и образования.
Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.
Игра остаётся самым эффективным способом обучения детей дошкольного возраста. Головоломки, шарады, загадки на смекалку, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Такие игры способствуют развитию не только логического мышления, но и смекалки, сообразительности, способности мыслить свободно и находить нестандартные решения.
Давайте поподробней остановимся на играх-головоломках.
Головоломка - особый тип проблемных задач, которые построены с учётом недостатков, присущих мышлению большинства людей, предрасположенности к инерции, использованию привычных мыслительных установок и стереотипов при решении различных проблем, односторонности в восприятии окружающих предметов. Что бы решить головоломку, нужно сломать "стереотип мышления", т.е. отказаться от варианта решения, который кажется единственно верным, и подумать. Поэтому дети часто успешнее справляются с головоломками – у них мозг только формируется, и никакие стереотипы ещё не успели сложиться.
Так какие же игры-головоломки можно предложить ребенку, и с чего начать?
Ну, во - первых, важно подобрать головоломку, которая соответствует возрасту и интересам ребенка, не утомляет его. Ребёнок быстро потеряет интерес как
к слишком простым, так и к слишком сложным для него головоломкам,
важно, чтобы задача была ему всё-таки по силам. Прежде чем предложить головоломку ребенку, решите ее сами, тем самым, вы поймете и оцените ее сложность. Не заставляйте ребенка, а заинтересуйте его в игре. Пусть ребенок решает головоломку сам, не подсказывайте ему. Вы можете наводящими вопросами помочь ему найти правильное решение.
2–4 года. Для самых маленьких подойдут деревянные пазлы с крупными яркими деталями, кубики, пирамидки, сортеры, игрушки-лабиринты, то есть игрушки и игры, позволяющие сравнивать предметы по цвету, форме, величине и развивающие мелкую моторику, что, в свою очередь, влияет на развитие памяти, речи и внимания.
В этом возрасте самое время начинать знакомить ребенка со схемами. Собирать по схемам можно из чего угодно – конструктора, кубиков, мозаики. В общем, из того, что у вас есть. Только нужно предварительно подготовиться и нарисовать простые схемы понятных ребенку фигур. Лучше если это будут задания из 3-5 кубиков.
Многим известны игры Никитина. Предложите ребенку игру «Сложи квадрат». Суть игры понятна из названия. У игры есть 3 уровня сложности. Для двухлеток подойдет 1-й уровень (все квадраты состоят из 2-3 частей), для трехлеток – 2-й уровень (квадраты из 3-4 частей).
Можно предложить логическую головоломку российского изобретателя Владимира Ивановича Красноухова «Складушки». Знакомство с этой игрой можно начать с 2-2,5лет. Данная головоломка представляет собой набор из 9 квадратных фишек с нанесенными на них рисунками в виде ¼ круга, расположенных по углам, которые окрашены в три цвета. Суть игры – в составлении рисунка путем соединения квадратных фишек так, чтобы углы или стороны совпали по цвету. Кстати, все эти игры («Сложи квадрат», «Складушки») вы можете легко изготовить самостоятельно.
5–7 лет. В этом возрасте головоломки уже сложнее, ребенок учится анализировать и сравнивать предметы, становится более усидчивым и внимательным.
В старшем возрасте ребенок способен не только решить задачу в наглядном плане, но и совершать преобразования объекта.
Предложите ребенку головоломки с палочками (счетные), где необходимо из определенного количества палочек составить фигуры, например: составить 2 равных треугольника из 5 палочек, или составить 2 равных квадрата из
7 палочек и т.д. Для того чтобы решить эти задачи, нужно владеть способом пристроения, присоединения одной фигуры к другой.
Интересны игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Пентамино» и др.
Игры на объемное моделирование, такие как: «Уникуб», «Кубики для всех», «Куб-хамелеон», «Уголки».
Не забываем главное правило – задания вводятся в определенной последовательности, начиная с более простых, которые подготавливают к более сложным действиям.
Головоломки – это прежде всего игра и должны приносить не только пользу, но и радость, увлечённость, азарт и желание побеждать. А искренняя похвала и поддержка родителей подстегнут у ребёнка и тягу к знаниям, и желание решать сложные задачки самостоятельно.
Среди имеющегося многообразия современных логических головоломок можно легко найти игры, которые без сомнения заинтересует вашего малыша.
Развитие ребенка - многогранный и интересный процесс. Уделяя минимальное количество времени ежедневно таким играм, вы и не заметите, каким смышленым и интеллектуально развитым человеком вырастет ваш ребенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/24/picture-856200-1479976659.jpg)
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/15/picture-682177-1508068313.jpg)
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-968973-1509885059.jpg)
Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-361525-1511369042.jpg)
Публикация опыта. МАУ г.Нижневартовска "Центр развития образования" секция «Речевое развитие детей дошкольного возраста» «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по Экокниге посредством использования мнемотаблиц"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14187241","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]http://cro.edu-nv.ru/opyt/78-obshchestvennye-ob-edineniya/rm...
Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/30/picture-1257619-1593507886.jpg)
Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)
Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...