Консультация "Игры-головоломки в развитии детей дошкольного возраста"
консультация (средняя группа)
Игра остаётся самым эффективным способом обучения детей дошкольного возраста. Головоломки, шарады, загадки на смекалку, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Такие игры способствуют развитию не только логического мышления, но и смекалки, сообразительности, способности мыслить свободно и находить нестандартные решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_igry_golovolomki_v_razvitii_doshkolnikov.docx | 305.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Игры-головоломки в развитии детей дошкольного возраста»
Учителя начальных классов отмечают, что дошкольники с развитым интеллектом лучше подготовлены к школе. Они легче адаптируются, уверены в своих силах, быстрее понимают и запоминают новый материал, не пасуют пред трудной задачей, проявляют упорство, настойчивость и целеустремленность.
Задачи, требующие умственного напряжения, смогут стать мощным фактором интеллектуального развития детей, формирования их познавательных и творческих способностей.
Широкие возможности для детей в этом плане дает решение логических задач. Поэтому решение нестандартных задач должно быть неотъемлемой частью детского развития и образования.
Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.
Игра остаётся самым эффективным способом обучения детей дошкольного возраста. Головоломки, шарады, загадки на смекалку, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Такие игры способствуют развитию не только логического мышления, но и смекалки, сообразительности, способности мыслить свободно и находить нестандартные решения.
Давайте поподробней остановимся на играх-головоломках.
Головоломка - особый тип проблемных задач, которые построены с учётом недостатков, присущих мышлению большинства людей, предрасположенности к инерции, использованию привычных мыслительных установок и стереотипов при решении различных проблем, односторонности в восприятии окружающих предметов. Что бы решить головоломку, нужно сломать "стереотип мышления", т.е. отказаться от варианта решения, который кажется единственно верным, и подумать. Поэтому дети часто успешнее справляются с головоломками – у них мозг только формируется, и никакие стереотипы ещё не успели сложиться.
Так какие же игры-головоломки можно предложить ребенку, и с чего начать?
Ну, во - первых, важно подобрать головоломку, которая соответствует возрасту и интересам ребенка, не утомляет его. Ребёнок быстро потеряет интерес как
к слишком простым, так и к слишком сложным для него головоломкам,
важно, чтобы задача была ему всё-таки по силам. Прежде чем предложить головоломку ребенку, решите ее сами, тем самым, вы поймете и оцените ее сложность. Не заставляйте ребенка, а заинтересуйте его в игре. Пусть ребенок решает головоломку сам, не подсказывайте ему. Вы можете наводящими вопросами помочь ему найти правильное решение.
2–4 года. Для самых маленьких подойдут деревянные пазлы с крупными яркими деталями, кубики, пирамидки, сортеры, игрушки-лабиринты, то есть игрушки и игры, позволяющие сравнивать предметы по цвету, форме, величине и развивающие мелкую моторику, что, в свою очередь, влияет на развитие памяти, речи и внимания.
В этом возрасте самое время начинать знакомить ребенка со схемами. Собирать по схемам можно из чего угодно – конструктора, кубиков, мозаики. В общем, из того, что у вас есть. Только нужно предварительно подготовиться и нарисовать простые схемы понятных ребенку фигур. Лучше если это будут задания из 3-5 кубиков.
Многим известны игры Никитина. Предложите ребенку игру «Сложи квадрат». Суть игры понятна из названия. У игры есть 3 уровня сложности. Для двухлеток подойдет 1-й уровень (все квадраты состоят из 2-3 частей), для трехлеток – 2-й уровень (квадраты из 3-4 частей).
Можно предложить логическую головоломку российского изобретателя Владимира Ивановича Красноухова «Складушки». Знакомство с этой игрой можно начать с 2-2,5лет. Данная головоломка представляет собой набор из 9 квадратных фишек с нанесенными на них рисунками в виде ¼ круга, расположенных по углам, которые окрашены в три цвета. Суть игры – в составлении рисунка путем соединения квадратных фишек так, чтобы углы или стороны совпали по цвету. Кстати, все эти игры («Сложи квадрат», «Складушки») вы можете легко изготовить самостоятельно.
5–7 лет. В этом возрасте головоломки уже сложнее, ребенок учится анализировать и сравнивать предметы, становится более усидчивым и внимательным.
В старшем возрасте ребенок способен не только решить задачу в наглядном плане, но и совершать преобразования объекта.
Предложите ребенку головоломки с палочками (счетные), где необходимо из определенного количества палочек составить фигуры, например: составить 2 равных треугольника из 5 палочек, или составить 2 равных квадрата из
7 палочек и т.д. Для того чтобы решить эти задачи, нужно владеть способом пристроения, присоединения одной фигуры к другой.
Интересны игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Пентамино» и др.
Игры на объемное моделирование, такие как: «Уникуб», «Кубики для всех», «Куб-хамелеон», «Уголки».
Не забываем главное правило – задания вводятся в определенной последовательности, начиная с более простых, которые подготавливают к более сложным действиям.
Головоломки – это прежде всего игра и должны приносить не только пользу, но и радость, увлечённость, азарт и желание побеждать. А искренняя похвала и поддержка родителей подстегнут у ребёнка и тягу к знаниям, и желание решать сложные задачки самостоятельно.
Среди имеющегося многообразия современных логических головоломок можно легко найти игры, которые без сомнения заинтересует вашего малыша.
Развитие ребенка - многогранный и интересный процесс. Уделяя минимальное количество времени ежедневно таким играм, вы и не заметите, каким смышленым и интеллектуально развитым человеком вырастет ваш ребенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...
Публикация опыта. МАУ г.Нижневартовска "Центр развития образования" секция «Речевое развитие детей дошкольного возраста» «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по Экокниге посредством использования мнемотаблиц"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14187241","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]http://cro.edu-nv.ru/opyt/78-obshchestvennye-ob-edineniya/rm...
Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...
Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)
Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...