Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Приключения Умки. Знакомство с цифрой 6».
план-конспект занятия по математике
Данное занятие по формированию элементарных математических представлений разработано в рамках общеобразовательной программы и направлено на развитие у детей счетных навыков, знакомству с цифрой, развития воображения, ассоциаций и заинтересованности к предмету.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» дошкольные группы
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
«Приключения Умки. Знакомство с цифрой 6».
Воспитатель
Мацупко Людмила Вячеславовна
Г. Бийск 2022
2. Пояснительная записка
2.1 Актуальность: Данное занятие по формированию элементарных математических представлений разработано в рамках общеобразовательной программы и направлено на развитие у детей счетных навыков, знакомству с цифрой, развития воображения, ассоциаций и заинтересованности к предмету.
2.2 Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (5 лет).
2.3 Цель:Способствовать формированию счётных навыков, знакомство с наглядным изображением числа 6 – цифрой 6.
Задачи: 1).Познакомить с цифрой 6, образованием числа 6 путём прибавления единицы к предыдущему числу, способствовать формированию счётных умений в пределах 6, умению выделять искомую геометрическую фигуру из множества.
2). Развивать пространственное, ассоциативноеи конструктивное мышление, мыслительные операции, внимание, речь.
3). Формировать доброжелательные отношения в детском коллективе.
2.4 Планируемые результаты: умение пересчитывать предметы по количеству в пределах 6, сформированность четкого образа числа 6 цифры 6, закрепление пространственных направлений верх, вниз, слева, справа, умению выделять искомую геометрическую фигуру из множества.
2.5 Форма проведения: занятие.
2.6 Технологии и методы обучения: игровая, икт-технология;
частично-поисковый метод, иллюстрации, беседа, метод контроля.
2.7 Ресурсы:
Методические: демонстрационные - счетный материал, карточки ассоциации тюлень, рыбка, цифры, карточки со звёздами для педагога, презентация «Северный полюс».
Раздаточные - карточки «Соотнеси», наборы цифр, звёзды разного цвета, геометрические фигуры круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, раскраски.
Материально-технические: доска, набор магнитов, маленький столик, игрушка медведь, парты стулья, ковер, снежинки, белое конфетти, монитор.
3. Основная часть
I этап «Подготовительный». Цель этапа: формировать у детей устойчивый интерес к предмету. Задачи этапа: мотивация детей на учебную деятельность, подготовка к занятию, создание положительного эмоционального настроя. | |||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Примечание | |
- Здравствуйте. - Да Дети высказывают свои предположения. Да. - варианты ответов детей, предположения - Конечно, мы поедем на Северный полюс и поможем Умке. Дети встают в круг, выполняют команды педагога. Дети открывают глаза, садятся на стульчики. |
- Здравствуйте, ребята. Долгожданный дан звонок, и мы начинаем занятие. Садитесь удобно, следите за тем, чтобы спина была прямая, и стульчик стоял ровно.
- Ребята вы любите путешествовать? Давайте сегодня отправимся.… Ой, а вы ничего не слышали? Какой-то непонятный шорох. Посмотрите, какая большая снежинка (показываю на окно), и необычная. Давайте её рассмотрим поближе. А тут письмо.… Прочитаем? «Здравствуйте, ребята. Вы знаете цифры, умеете считать, строить разные предметы из геометрических фигур, дружно играть. Помогите мне, пожалуйста. Ваш друг медвежонок Умка». Да уж, вот так новость. А где же живёт Умка? Что же у него случилось? - Давайте отправимся в путь и узнаем, какая помощь нужна медвежонку. Согласны? Встали дружно в круг, повернулись 1 раз, закрыли глазки. Поеду на Северный полюс. Там выпало снега по пояс. А может быть, выше моей головы. Там нет ни кустов, ни цветов, ни травы. Там озорные тюлени Ныряют за рыбой без лени, Медведицы тихо на льдинах лежат И смотрят на игры своих медвежат. - Открывайте глаза, мы с вами в Арктике. Садитесь на стульчики. - А вот и Умка встречает нас. Сейчас узнаем, что же у него случилось. | Дети сидят на стульчиках по периметру ковра (в полукруге), педагог смотрит, чтобы посадка детей была правильной. Доска украшена снежинками, центр её закрыт. Педагог читает письмо. Педагог читает стихотворение и рассыпает белое конфетти. На экране изображение арктического пейзжа. Педагог демонстрирует игрушку белого медведя. | |
II этап «Основной» Цель этапа:Способствование формированию счётных навыков, знакомство с наглядным изображением числа 6 – цифрой 6. Задачи этапа: 1).Познакомить с цифрой 6, образованием числа6 путём прибавления единицы к предыдущему числу, способствовать формированиюсчётных умений в пределах 6, умению выделять искомую геометрическую фигуру из множества. 2). Развивать пространственное и ассоциативное и конструктивное мышление, мыслительные операции, внимание, речь. 3). Формировать чувство коллективного взаимодействия. | |||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети пересчитывают один, два, три, четыре, пять. 5 рыбок. 6 рыбок. Дети высказывают свои предположения. Было 5, добавили ещё 1, стало 6. Дети вместе с педагогом пересчитывают рыбу один, два, три, четыре, пять, шесть. Да. Дети делятся своими наблюдениями. На часах, телефоне, номер машины, ценник в магазине, номер дома и пр. Да. Пойдёмте. Налево. Тюлень. Он похож на цифру 6. Дети, рассматривая картинку, приходят к выводу, что и рыбка похожа на цифру 6. Дети высказывают свои предположения. Вниз. Знакомы с цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Покажем. Дети выполняют заданные движения, опираясь на количество, обозначенное цифрой на карточке Да. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Дети вместе с педагогом составляют общий числовой ряд. Давайте научим. Дети называют пропавшую цифру. Дети закрепляют пропавшие цифры в лабиринте. Направо. Давайте. Дети садятся за парты и приступают к выполнению задания. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Вверх. 6. Дети выстраиваются в ряд перед доской в заданном порядке, держа перед собой свои звёздочки. Идём. В левую сторону. Дети высказывают свои предположения. Фигур 6. Дети показывают круг. Круг. Дети показывают квадрат. Квадрат. Дети показывают овал. Овал. Дети показывают треугольник. Треугольник. Дети показывают ромб. Ромб. Дети показывают прямоугольник. Прямоугольник. Дети из геометрических фигур конструируют лодочки. |
- Здравствуй Умка, мы получили твоё письмо. Что случилось, чем мы можем тебе помочь? - Умка говорит, что мама медведица, отправила его наловить рыбы. Рыбу он поймал, а сосчитать её никак не может. - Ребята, поможем Умке сосчитать пойманную рыбу? - Сколько рыбок поймал Умка? - Посмотрите, Умка поймал ещё одну. - Интересно сколь же сейчас рыбок стало? - Почему вы так считаете? - Давайте проверим, действительно ли это так. Пересчитаем рыбок. - Действительно, было 5 рыбок, Умка поймал ещё одну, стало 6. Если к 5 добавить один, всегда получится 6. - Молодцы, ребята.
- Обозначить количество рыбок мы можем цифрой 6. (показ цифры 6) - Вот Умка, ты поймал 6 рыбок. Мы можем обозначить количество рыбок цифрой 6. - Ребята, а вы встречали в своей жизни цифру 6? - Где можно увидеть 6? Расскажем Умке. - Спасибо ребята, говорит нам Умка, теперь мне нужно рассказать всё маме и показать ей цифру 6. Пойдём я вас с ней познакомлю. Только путь наш пролегает по снежному лабиринту, и я в нем постоянно запутываюсь. - Не беспокойся, Умка, мы и в этом тебе поможем. Ведь, правда, ребята, поможем? - Знаешь, Умка, ребята хорошо знают, где левая, сторона, где правая, поэтому мы не заблудимся. Покажите свою правую ручку, помашите ей Умке, а теперь левую. Вперёд в путь? - Мы стоим в самом начале снежного лабиринта, в какую сторону нужно идти? - Умницы. - Смотрите, на льдине сидит очень милый зверёк. Кто же это? (показ картинки образа тюленя) - Ребята, мне кажется, что он на что-то очень похож. На что? - Тюлень как и Умка ловит рыбу смотрите какую. (показ картинки образа рыбы). На какую цифру похожа рыба? - Тюлень похож на цифру 6, рыбка тоже. А какие предметы из нашей жизни также походят на цифру 6? Расскажем Умке. - К сожалению, нам пора прощаться с маленьким тюленем, и двигаться дальше.
- Идём дальше. В какую сторону нужно идти? - Правильно, ребята, спускаемся вниз. - Умка спрашивает нас, а кроме цифры 6 с какими вы уже знакомы? - Покажем Умке эти цифры? А заодно и поиграем. - Я буду показывать цифру, и говорить определённую команду, а вы выполнять ровно столько движений, сколько указывает цифра. 1 – присесть; 2 – покружиться; 3 – подпрыгнуть; 4 – наклониться влево и вправо; 5 – топнуть ногами; 6 – хлопнуть в ладоши. - Молодцы, ребята. - Теперь садитесь на ковёр полукругом. – Поиграем? - Давайте составим из цифр снежную дорожку, раскладывать будем их от 1 до 6 по порядку. - Какая цифра будет стоять в начале ряда? - Какая следующая? - Далее кладём… - После идёт цифра? - Следом за ней идёт цифра? - Следующая за 5? (педагог выкладывает карточки с цифрами). - Давайте Умку научим играть с цифрами в прятки? - Закрывайте глаза.(педагог убирает любую цифру) Открывайте. Какая цифра спряталась? - Ребята, посмотрите, на нашем пути в лабиринте образовались полыньи, и мы не сможем пройти дальше. А давайте закроем их нашими цифрами льдинками. - Умку же мама ждёт, пора нам дальше идти. В какую сторону теперь наш путь по лабиринту вверх, вниз, налево или направо?
- Какая красивая полянка! Вот там растёт северная ягода брусника, а там красивым ковром сверкают снежинки, бежит северный олень, пролетает полярная сова, прячется белый заяц, играют белые медвежата. Давайте с ними поиграем? - У каждого из вас на столе лежит карточка - картинка и набор цифр, нужно каждую картинку обозначить цифрой по количеству предметов. Сколько медвежат на полянке? Сколько сов? Сколько ягод? Сколько оленей? Сколько зайцев? Сколько снежинок? - Умницы. Отлично справились. Умка посмотри, какие молодцы ребятки. Теперь можно отправляться дальше. В какую сторону лабиринта идём?
- А что это такое красивое на небе сверкает? Это северное сияние. Давайте поиграем и полюбуемся им. У вас на столах лежит 1 звёздочка, все они разного цвета. Я буду показывать карточку со звёздочками, вот такую (показывает карточку). Сосчитайте глазками, сколько звёзд на карточке. - Вам нужно будет встать в ряд со своими звёздочками в том порядке, в котором расположены звёзды на карточке, не забывая о цвете звезды. - Молодцы, ребята, весело поиграли, сделали всё правильно. Садитесь на свои места за партами. Идём дальше? - В какую сторону нам нужно идти?
- Ребята посмотрите, дорожка наша закончилась, впереди вода. Умка, что же делать? Умка говорит нам, что можно переплыть. А вы как думаете, ребята? - У меня есть предложение, посмотрите у вас на столиках лежат наборы геометрических фигур. - Сколько их? Сосчитайте. -Покажите самую большую фигуру. - Как она называется? - Покажите фигуру зелёного цвета. - Как она называется? - Покажите фигуру, у которой нет углов, но не круг. - Как она называется? - Покажите фигуру у которой 3 стороны. - Как она называется? - Покажите самую маленькую фигуру. - Как она называется? - Покажите, какая фигура осталась? - Как она называется? - Давайте из них построим лодки и доплывём до места. - Лодочки готовы, поплыли. Смотрите, мама Медведица стоит на льдине и машет нам лапой. Вот Умка мы и провели тебя через лабиринт, беги скорей к своей маме и рыбу не забудь. А нам пора возвращаться домой, нас тоже мамы ждут. Приходи Умка к нам в гости. | Педагог выкладывает рыбок Приложение 1. Приложение 4. Приложение 2. Приложение 3. На доске открывается лабиринт, с заданиями. Приложение 4. Приложение 5. Приложение 6. В лабиринте дублируются картинки с заданиями. Приложение 7. Слайды Приложение 8. В лабиринте картинка с заданием. Приложение 9. Приложение 10 В лабиринте 6 звёзд. Приложение 11. Приложение 12. Слайд | |
III этап «Итоговый» Цель этапа: подведение итога занятия Задачи этапа: анализ успешности достижения цели, мобилизация детей на самооценку. | |||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Примечание | |
Да Дети встают в круг, выполняют команды педагога. Да. Дети высказывают своё мнение. С цифрой 6. Да. |
- Ребята, к сожалению, нам пора попрощаться с Умкой и его мамой, и возвращаться домой. Готовы? - Встали дружно в круг, повернулись 1 раз, закрыли глазки. Дети в детском саду живут, - Открывайте глаза. Вот мы и дома. Садитесь на стульчики. - Вот так приключение у нас с вами было! - Вы весело провели время? - Какая игра вам понравилась? - Какое задание было самое трудное, лёгкое? - С какой цифрой вы познакомились?
- Сегодня все отлично справились со всеми заданиями. - Умка всем оставил небольшие подарки.( педагог раздаёт детям раскраски с цифрой 6). - Дети вам понравилось занятие? Если понравилось – улыбнёмся друг другу, если нет, то нахмуримся. - Спасибо вам за весёлую игру. Занятие закончено. | Убирается игрушка Умка и картинка медведицы из центра лабиринта. Педагог читает стихотворение. Приложение 13. |
4. Заключение.
Данное занятие способствует формированию математических представлений детей старшего дошкольного возраста, что позволяет формировать счётные умения в пределах 6, изучить цифру 6, образование числа 6 путём прибавления единицы к предыдущему числу, выделять искомую геометрическую фигуру из множества. Развивать навык ориентироваться в пространстве, размышлять, объяснять, воображать, предполагать, делать выводы, дружно играть вместе.
Формат занятия результативен и успешен в применении в дошкольной образовательной практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине.
План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине....
Конспект игры-занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Приключение Колобка зимой.
МДОУ «Детский сад №23 с. ТавровоБелгородского района Белгородской области» Тема: "Приключение Колобка зимой".Образовательная область: «...

Методическая разработка занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Знакомство с цифрой 7»
Познакомить детей с образованием числа 7 и учить их считать до 7.-Упражнять в соотнесении предметов по форме с геметрическими образцами.-Упражнять в воспроизведении определенного количества движений п...

КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «НЕПОСЕДЫ» НА ТЕМУ:"ЗНАКОМСТВО С ЧИСЛОМ И ЦИФРОЙ 8"
Конспект НОД по ФЭМП...

Познавательная деятельность по формированию элементарных математических представления в старшей группе по теме: «Число 0. Цифра 0».
Познавательная деятельность по формированию элементарных математических представления в старшей группепо теме: «Число 0. Цифра 0»....

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему "Число и цифра 8"
Цель: Познакомить детей с числом и цифрой 8.Задачи: 1 Познакомить детей с числом и цифрой 8;2 Развивать умение соотноситьколичество предметов с цифрой;3 Закрепить название геометрических фигур;4 Воспи...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема «Знакомство с цифрой и числом 7»
Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийв старшей группе Тема: «Знакомство с цифрой и числом 7»...