Конспект ООД в подготовительной группе по ФЭМП "Измерение объёма"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Марина Александровна Логунова

Конспект ООД по ФЭМП "Измерение объёма" в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по образовательной

области «Познавательное развитие»

для детей подготовительной к школе группы

по теме:

«Измерение объёма»

Тема: Измерение объёма

Цель:

-закрепить представления о непосредственном сравнении сосудов по объёму с помощью переливания, сформировать представления об измерении сосудов с помощью мерки;

-сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;

-закрепить пространственные отношения «слева» - «справа» - «между», смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым, умение решать простейшие задачи на сложение и вычитание, тренировать счётные умения;

-тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, общение, развивать внимание, память, речь, инициативность, творческие способности, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

1) Чайник с водой, 2 кастрюли одинакового объёма, но разной формы к заданию 2.1.

2) Картинки с яблоками к заданию 5.2.

Раздаточный:

1) 2 тарелки, мерки, крупа к заданию 5.1.

2) Карточки с числами от 1 до 10, знаки +, =, -.

ХОД ООД.

1. Введение в игровую

ситуацию.

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Разные

кастрюли».

3. Затруднение в игровой

ситуации.

3.1. Игра «Разные

кастрюли»

(продолжение).

4. Открытие нового

знания.

4.1. Игра «Разные

кастрюли»

(продолжение).

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Игра «Повара».

5.2.Игра «Яблоки».

6.Итог занятия.

Задача: мотивировать детей на включение в

игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

-Вкусно ли вас кормят в детском саду?

-Кто готовит еду для всего детского сада?

-Что вам больше всего нравится кушать в садике?

Воспитатель предлагает детям представить, что в одном детском саду заболел повар. Заведующая этим садом попросила детей сварить на завтрак кашу.

-Хотите помочь накормить детей в детском саду?

-Сможете это сделать?

Задачи:

- актуализировать способ непосредственного

сравнения сосудов по объёму (вместимости) с помощью переливания;

-тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.

Дети подходят к столу, на котором находятся 2 кастрюли, чайник с водой и чашка.

Кастрюли имеют одинаковый объём (например, 1 л.), но разную высоту и площадь дна.

Воспитатель рассказывает, что нужно сварить кашу для детей из двух групп. Детей в группах поровну, поэтому каши надо сварить одинаковое количество. Кашу придётся варить в двух маленьких кастрюлях, потому что большой кастрюли в саду нет.

-Знаете ли вы, как варят кашу?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель говорит, что сначала надо в кастрюли налить поровну воды.

Дети предлагают свои варианты, после чего решаем налить из чайника воду в одну кастрюлю до краев, перелить её во вторую, после чего снова доверху наполнить первую кастрюлю.

-Когда мы сможем сказать, что кастрюли равны по объёму?

(Если вторая кастрюля тоже наполнится до краёв.)

-А если во второй кастрюли останется место? (Тогда объём второй кастрюли больше.)

-А если вода из первой кастрюли не вместится во вторую?

(Тогда больше объём первой кастрюли.)

В результате произведённых действий обе кастрюли оказываются наполненными доверху. Значит, кастрюли равны по объёму и воды в них поровну.

Задачи:

- создать мотивационную ситуацию для

формирования представлений об измерении

объёма сосудов с помощью мерки;

-сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

-тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, речь, логическое мышление. Воспитатель обращает внимание на то, что в кастрюли надо будет ещё положить крупы, часть воды вытечет.

Таким образом, приходим к выводу, что воду в кастрюлю надо наливать не до самого края.

-Смогли ли вы налить воду для варки каши? (Нет, не смогли)

-Почему не смогли?

(Потому что не знаем, как отметить воды поровну).

Задачи:

- сформировать представление об измерении

объёма сосудов с помощью мерки;

- сформировать опыт самостоятельного

преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;

-тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

-Как это узнать?

Попробовать придумать самим, а потом проверить себя по учебнику.)

Выслушиваются все предложения детей. Если в ходе обсуждения идея измерения не возникает, воспитатель обращает внимание детей на чашку, стоящую на столе:

-А может быть, эта чашка нам поможет?

После этого воспитатель помогает сформулировать способ измерения объёма с помощью мерки:

-надо наполнить чашку до краёв водой и вылить воду в кастрюлю;

-если воды в кастрюле недостаточно, надо вылить в кастрюлю ещё одну или несколько чашек, наполненных до краёв;

-необходимо считать количество чашек, которые вылили в кастрюлю;

-такое же количество таких же чашек воды надо вылить в другую кастрюлю.

При проговаривании воспитатель проделывает названные действия.

После этого воспитатель предлагает проверить по учебнику, правильно ли дети придумали способ измерения объёмов.

Дети подходят к столам, на которых разложены учебники, открывают их по закладке, рассматривают картинку и убеждаются в том, что способ они придумали верно.

-Смогли вы правильно налить воду?

(Да)

-Молодцы! Что теперь нужно сделать?

(Насыпать в воду крупу)

Задачи:

-закрепить представления об измерении объёма, умение выполнять практическое измерение объёмов жидких и сыпучих тел с помощью мерки;

-тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные качества.

Дети садятся за столы, на которых находится одна ёмкость с крупой, две тарелочки и мерка на каждого.

-Какая крупа находится на ваших столах?

(Рис).

-Как будет называться сваренная вами каша? (Рисовая).

Воспитатель напоминает, что в кастрюли надо положить поровну крупы, и предлагает детям насыпать на тарелочки, например, 5 мерок крупы (количество мерок определяется воспитателем в зависимости от величины мерок).

Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:

-взять мерку;

-решить, сколько мерок крупы высыпано в каждую кастрюлю

(чтобы не забыть, можно выложить карточку с числом);

-наполнить мерку доверху,

-насыпать сначала в одну тарелочку нужное количество мерок крупы;

-насыпать в другую тарелочку столько же мерок крупы.

Дети выполняют работу самостоятельно.

После выполнения задания можно высыпать крупу в воду, «сварить кашу».

Задачи:

-организовать активный отдых детей, закрепить пространственные отношения «слева - «справа»

- «между»;

-тренировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, память, логическое мышление, коммуникативные качества, мимику лица.

Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что в детский сад детям на обед привезли яблоки.

Воспитатель выставляет на доску три яблока белой стороной к детям.

-Красное яблоко больше жёлтого, жёлтое - больше зелёного. Какое яблоко меньше всех? (зелёное)

-Какое яблоко самое большое? (красное)

-Какое посередине? (жёлтое)

Воспитатель переворачивает картинки цветной стороной, и дети убеждаются в том, что ответ найден верно.

-Какое яблоко слева от жёлтого? Справа от красного? Справа от жёлтого? Слева от зелёного? Между красным и зелёным?

Воспитатель предлагает детям съесть яблочко.

-Зелёное яблоко оказалось кислым-кислым.

-Жёлтое яблоко - очень твёрдое.

-А красное яблоко - сочное, сладкое, вкусное. Дети мимикой лица должны показать, что они едят сначала кислое яблоко, потом твёрдое, а потом - сочное и сладкое.

Задачи:

-провести рефлексию деятельности на занятии. Воспитатель собирает детей около себя.

-Чем вы сегодня занимались?

-Как вы думаете, почему вам удалось сварить вкусную кашу для детей детского сада?

(Потому что мы научились сравнивать объём с помощью мерки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»

Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...