Конспект ООД в подготовительной группе по ФЭМП "Измерение объёма"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Конспект ООД по ФЭМП "Измерение объёма" в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_femp_izmerenie_obyoma_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по образовательной
области «Познавательное развитие»
для детей подготовительной к школе группы
по теме:
«Измерение объёма»
Тема: Измерение объёма
Цель:
-закрепить представления о непосредственном сравнении сосудов по объёму с помощью переливания, сформировать представления об измерении сосудов с помощью мерки;
-сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
-закрепить пространственные отношения «слева» - «справа» - «между», смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым, умение решать простейшие задачи на сложение и вычитание, тренировать счётные умения;
-тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, общение, развивать внимание, память, речь, инициативность, творческие способности, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.
Материалы к занятию:
Демонстрационный:
1) Чайник с водой, 2 кастрюли одинакового объёма, но разной формы к заданию 2.1.
2) Картинки с яблоками к заданию 5.2.
Раздаточный:
1) 2 тарелки, мерки, крупа к заданию 5.1.
2) Карточки с числами от 1 до 10, знаки +, =, -.
ХОД ООД.
1. Введение в игровую ситуацию. 2. Актуализация знаний. 2.1. Игра «Разные кастрюли». 3. Затруднение в игровой ситуации. 3.1. Игра «Разные кастрюли» (продолжение). 4. Открытие нового знания. 4.1. Игра «Разные кастрюли» (продолжение). 5. Включение нового знания в систему знаний. 5.1. Игра «Повара». 5.2.Игра «Яблоки». 6.Итог занятия. | Задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Воспитатель собирает детей около себя. -Вкусно ли вас кормят в детском саду? -Кто готовит еду для всего детского сада? -Что вам больше всего нравится кушать в садике? Воспитатель предлагает детям представить, что в одном детском саду заболел повар. Заведующая этим садом попросила детей сварить на завтрак кашу. -Хотите помочь накормить детей в детском саду? -Сможете это сделать? Задачи: - актуализировать способ непосредственного сравнения сосудов по объёму (вместимости) с помощью переливания; -тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, коммуникативные качества. Дети подходят к столу, на котором находятся 2 кастрюли, чайник с водой и чашка. Кастрюли имеют одинаковый объём (например, 1 л.), но разную высоту и площадь дна. Воспитатель рассказывает, что нужно сварить кашу для детей из двух групп. Детей в группах поровну, поэтому каши надо сварить одинаковое количество. Кашу придётся варить в двух маленьких кастрюлях, потому что большой кастрюли в саду нет. -Знаете ли вы, как варят кашу? Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель говорит, что сначала надо в кастрюли налить поровну воды. Дети предлагают свои варианты, после чего решаем налить из чайника воду в одну кастрюлю до краев, перелить её во вторую, после чего снова доверху наполнить первую кастрюлю. -Когда мы сможем сказать, что кастрюли равны по объёму? (Если вторая кастрюля тоже наполнится до краёв.) -А если во второй кастрюли останется место? (Тогда объём второй кастрюли больше.) -А если вода из первой кастрюли не вместится во вторую? (Тогда больше объём первой кастрюли.) В результате произведённых действий обе кастрюли оказываются наполненными доверху. Значит, кастрюли равны по объёму и воды в них поровну. Задачи: - создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об измерении объёма сосудов с помощью мерки; -сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания; -тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, речь, логическое мышление. Воспитатель обращает внимание на то, что в кастрюли надо будет ещё положить крупы, часть воды вытечет. Таким образом, приходим к выводу, что воду в кастрюлю надо наливать не до самого края. -Смогли ли вы налить воду для варки каши? (Нет, не смогли) -Почему не смогли? (Потому что не знаем, как отметить воды поровну). Задачи: - сформировать представление об измерении объёма сосудов с помощью мерки; - сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»; -тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности. -Как это узнать? Попробовать придумать самим, а потом проверить себя по учебнику.) Выслушиваются все предложения детей. Если в ходе обсуждения идея измерения не возникает, воспитатель обращает внимание детей на чашку, стоящую на столе: -А может быть, эта чашка нам поможет? После этого воспитатель помогает сформулировать способ измерения объёма с помощью мерки: -надо наполнить чашку до краёв водой и вылить воду в кастрюлю; -если воды в кастрюле недостаточно, надо вылить в кастрюлю ещё одну или несколько чашек, наполненных до краёв; -необходимо считать количество чашек, которые вылили в кастрюлю; -такое же количество таких же чашек воды надо вылить в другую кастрюлю. При проговаривании воспитатель проделывает названные действия. После этого воспитатель предлагает проверить по учебнику, правильно ли дети придумали способ измерения объёмов. Дети подходят к столам, на которых разложены учебники, открывают их по закладке, рассматривают картинку и убеждаются в том, что способ они придумали верно. -Смогли вы правильно налить воду? (Да) -Молодцы! Что теперь нужно сделать? (Насыпать в воду крупу) Задачи: -закрепить представления об измерении объёма, умение выполнять практическое измерение объёмов жидких и сыпучих тел с помощью мерки; -тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные качества. Дети садятся за столы, на которых находится одна ёмкость с крупой, две тарелочки и мерка на каждого. -Какая крупа находится на ваших столах? (Рис). -Как будет называться сваренная вами каша? (Рисовая). Воспитатель напоминает, что в кастрюли надо положить поровну крупы, и предлагает детям насыпать на тарелочки, например, 5 мерок крупы (количество мерок определяется воспитателем в зависимости от величины мерок). Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм: -взять мерку; -решить, сколько мерок крупы высыпано в каждую кастрюлю (чтобы не забыть, можно выложить карточку с числом); -наполнить мерку доверху, -насыпать сначала в одну тарелочку нужное количество мерок крупы; -насыпать в другую тарелочку столько же мерок крупы. Дети выполняют работу самостоятельно. После выполнения задания можно высыпать крупу в воду, «сварить кашу». Задачи: -организовать активный отдых детей, закрепить пространственные отношения «слева - «справа» - «между»; -тренировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, память, логическое мышление, коммуникативные качества, мимику лица. Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что в детский сад детям на обед привезли яблоки. Воспитатель выставляет на доску три яблока белой стороной к детям. -Красное яблоко больше жёлтого, жёлтое - больше зелёного. Какое яблоко меньше всех? (зелёное) -Какое яблоко самое большое? (красное) -Какое посередине? (жёлтое) Воспитатель переворачивает картинки цветной стороной, и дети убеждаются в том, что ответ найден верно. -Какое яблоко слева от жёлтого? Справа от красного? Справа от жёлтого? Слева от зелёного? Между красным и зелёным? Воспитатель предлагает детям съесть яблочко. -Зелёное яблоко оказалось кислым-кислым. -Жёлтое яблоко - очень твёрдое. -А красное яблоко - сочное, сладкое, вкусное. Дети мимикой лица должны показать, что они едят сначала кислое яблоко, потом твёрдое, а потом - сочное и сладкое. Задачи: -провести рефлексию деятельности на занятии. Воспитатель собирает детей около себя. -Чем вы сегодня занимались? -Как вы думаете, почему вам удалось сварить вкусную кашу для детей детского сада? (Потому что мы научились сравнивать объём с помощью мерки.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»
Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...
Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)
МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...
Конспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествКонспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествие в лес осенью»ие в лес осенью»
Конспект занятия в подготовительной группе ...
Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.
Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...