Занятие по познавательному развитию (ФЭМП) для детей среднего возраста по теме: «Поможем Дедушке Морозу»
методическая разработка по математике (средняя группа)

Стрельцова Светлана Юрьевна

Цель: закреплять умения сравнивать игрушки по количеству и плоские предметы по двум признакам величины: длине, ширине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_femp_12_gr.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 34

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию (ФЭМП)

для детей среднего возраста

Тема: «Поможем Дедушке Морозу»

Воспитатель:

Стрельцова Светлана Юрьевна

Используемые технологии:

*Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

*Игровые технологии (квест-игра);

*Системно - деятельностный подход;

*Здоровье сберегающие технологии.

Санкт-Петербург

2022 год

Название «Поможем Дедушке Морозу»

Цель: Закрепление умения сравнивать игрушки по количеству и плоские предметы по двум признакам величины: длине, ширине.

Задачи:

1.Образовательные:

 - Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.

-Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, например: «Длинная и широкая- большая дорожка, короткая и узкая- маленькая дорожка».

-Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур: куб, шар, квадрат, круг.

- Обогащение словарного запаса детей за счет слов, обозначающих результаты сравнения предметов, названия геометрических фигур

 2.Воспитательные:

- Воспитывать культуру общения.

- Воспитывать навыки сотрудничества, умение слушать и понимать друг друга, договариваться

 3. Развивающие:

- Развивать познавательный интерес, умение размышлять и делать выводы.

- Развивать наблюдательность, внимательность, восприятие формы

- Развивать координацию движений

Предварительная работа: ознакомление с объемными геометрическими фигурами: шар, куб; ознакомление с приемами сравнения двух предметов

Организация детей: на ковре полукругом и за столами.

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности:

Письмо от Деда Мороза; игра «Блоки Дьенеша» (по количеству детей); подарочный мешок в виде куба с 5 игрушками- морковками; шарообразный подарочный мешок; 4 игрушки-зайца; синие узкие и короткие полоски бумаги по количеству детей; белые широкие и длинные полоски бумаги по количеству детей; корзина со «снежками» большие – ватные и маленькие (маленькие-ежики из конструктора по количеству детей); куб, шар; нарисованные плоскостные геометрические фигуры; аудио; снежинки в подарочной упаковке по количеству детей.

Ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

                                                Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивация

Воспитатель: Сегодня утром я под елкой нашла конверт. Письмо адресовано детям средней группы «Капельки», то есть вам.

-А как вы думаете, от кого оно?

-Давайте откроем конверт и посмотрим.

«Здравствуйте, ребята. Пишет Вам Дедушка Мороз. На прошлой неделе я был у вас на празднике. Вы- такие умные, смелые, дружные, добрые. Помогите мне, пожалуйста. Я, мешок с подарками где-то у вас оставил. Метель все дороги замела, боюсь, пойду обратно, заплутаю. А мне на лесную опушку надо. Там у елки новогодней маленькие зайчата ждут, хотят морковкой полакомиться.

Найдите, скорее, мой мешок с подарками, укажите мне самую короткую дорогу к детскому саду. Только проверьте, хватит ли гостинцев четырем зайчатам.»

и садятся на ковре полукругом

Предположения детей

Проблематизация

- Что случилось у Деда Мороза?

- О чем он нас просит?

- Поможем?

Он потерял мешок с подарками

Найти мешок с подарками.

Определить, хватит ли угощений зайчатам;

Найти быстрый, короткий путь

Да

Целеполагание

Планирование будущей деятельности

- И что для этого нам нужно сделать?

- Предположения детей: сравнить, сосчитать, измерить.

Реализация плана

Дети находятся на ковре.

Игра №1 «Чья тень?»

-Где же нам искать мешок ДМ?

-Вот и подсказка (достает из конверта задание).

-Ребята, мой мешок с подарками под вашей елкой. Найдете его, если угадаете, как называются эти объемные геометрические фигуры? (выставляет их на стол?)

-На какие из этих нарисованных геометрических фигур они похожи, найдите и покажите? (показывает карточку, на которой круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

-Правильно, молодцы.

- А мой мешок с подарками под елкой похож на какую фигуру (показывает нарисованный куб)?  Значит он какого цвета, белый или зеленый?

-Молодцы, справились с 1 заданием.

-Теперь нам надо проверить хватит ли морковок для 4 зайчат?

Для этого задания проходите все, пожалуйста, за столы.

Игра №2 «Что больше?»

Воспитатель договаривается с детьми, что круги понарошку будут зайчатами, а треугольники-морковкой.

-Сколько морковок было в мешке? (Выставляет у доски морковки)

-Положите перед собой столько же треугольников, сколько морковок

-Ребята, у новогодней елки ДМ ждут сколько зайчат, считаем? (Выставляет 4 игрушки)

- Отсчитайте, пожалуйста, 4 круглых зайчика и расположить их рядом с треугольными морковками (друг за другом).

-Ребята, что надо сделать, чтобы узнать, сколько на столе зайчат и морковок?

-Ребята, как можно расположить игрушки, чтобы было видно, поровну зайчат и морковок или нет?

-Воспитатель уточняет: «Пять морковок и четыре зайчонка- сравните, что больше?»

- Воспитатель уточняет: «Четыре зайчонка и пять морковок- сравните, что меньше?»

- Ребята, хватит морковок ДМ, чтобы угостить зайчат?

- Как сделать так, чтобы морковок и зайчат стало поровну?

-По сколько стало зайчат и морковок? - Выясняет воспитатель. 

Воспитатель восстанавливает неравенство.

-Как можно установить равенство другим способом?

Воспитатель уточняет образование чисел 4 и 5.

-Молодцы, и со вторым заданием тоже справились. ДМ тебе хватит угощения для зайчат.

 Упр.3 «Физминутка под муз.»

-Выходите на ковер, поиграем как зайчата

-У нас осталось последняя просьба ДМ, надо найти самый короткий путь до детского сада.

Игра №4 «Ледяные дорожки»

Задание №1.

На ковре разложены большие и маленькие полоски бумаги по 2 штуки у каждого ребенка.

- Ребята, ледяные дорожки какие? Одинаковые или разные?

-Как можно узнать?

-Что можно сказать о длине дорожек?

-Покажите длинную дорожку.

-Синяя дорожка какая? Покажите короткую дорожку.

-Что можно сказать о ширине дорожек?

-Покажите узкую дорожку.

-Белая дорожка какая по ширине?

-Как можно назвать одним словом длинную и широкую дорожку?

-Как можно назвать одним словом короткую и узкую дорожку?

Задание №2.

Воспитатель предлагает взять маленькую ледяную дорожку и на длинном белом столе (который на ковре) выложить их в ряд, построить тропинку для ДМ.

На последнем столе стоит коробка с большими и маленькими снежками.

ДМ предлагает детям поиграть, прокатить по тропинке подходящий по размеру снежок.

Воспитатель спрашивает у детей, почему они сделали именно такой выбор?

 

-Ребята, Вы все огромные умники и умнички! Он теперь сможет прийти к нам и забрать свой мешок с подарками для зайчат. Дедушка Мороз, все видит и слышит. Он благодарит вас за помощь. И приготовил вам маленькие подарки – снежинки для вашей новогодней игрушке.

-Куб, шар

-шар похож на круг, а куб похож на квадрат

Дети находят среди «Блоках Дьенеша» нужные фигуры.

- Куб

-Зеленый.

Дети садятся за стол

- 5 морковок

Дети отсчитывают и выставляют каждый на своем столе по 5 треугольников

-4 зайчонка

Дети отсчитывают и выставляют каждый на своем столе 4 круга.

Дети по очереди пересчитывают геометр. фигуры и уточняют их количество.

Дети обсуждают знакомые способы сравнения (наложение и приложение).

Один ребенок располагает игрушки выбранным способом: кладет около каждого зайчика морковку.

-Пять морковок больше, чем четыре зайчонка.

-Четыре зайчонка меньше, чем пять морковок.

-Да

-Дети обсуждают два способа уравнивания предметов: путем добавления и убавления одного предмета. Вызванный ребенок уравнивает предметы одним из способов.

Дети сравнивают:

- По пять, (по четыре), в зависимости от выбранного способа.

Дети выполняют задание аналогично.

Дети делают вывод, как образуются числа 5 и 4

Дети повторяют движения под музыку.

Дети берут по две полоски: белую и голубую.

Дети сравнивают полоски

приемом наложения

-Белая дорожка длиннее, чем голубая, голубая-короткая дорожка и т.д.

- Белая дорожка шире голубой. Голубая узкая дорожка….

-Большая дорожка

-Маленькая дорожка.

Дети выкладывают на длинном столе в ряд синие полоски, образуя тропинку.

Дети выбирают маленький снежный ком и катят его по тропинке

Ответы детей

Рефлексия

-А кто помнит, с чего началось наше занятие?

-Что попросил Дед Мороз у вас?

-Что мы узнавали нового, когда выполняли задание?

-Как образуется число 4? Число 5?

-Какое число больше 4 или 5? Какое меньше?

-Маленькая дорожка, это какая дорожка по длине и ширине?

 -А были какие-то задания, которые было трудно выполнить?

-А что понравилось больше всего?

-Как вы думаете, мы помогли Деду Морозу?

Воспитатель хвалит детей, раздает каждому снежинку для елочной игрушки.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию ФЭМП для детей младшего возраста «Зайчишка Степашка в гостях»

Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? '' словами один, много, ни одного....

Игровое занятие по познавательному развитию в группе детей раннего возраста на тему "Животный мир".

Цель: знакомство с птицами.Задачи:- познакомить детей с птичкой, ее основными частями тела, обратить внимание на то, что она летает;- развивать активную и пассивную речь;- воспитывать доброе отно...

Игровое занятие по познавательному развитию в группе детей раннего возраста на тему "Животный мир".

Игровое занятие по познавательному развитию в группе детей раннего возраста на тему "Животный мир"....

Конспект игры-занятия по познавательному развитию в группе детей раннего возраста на тему: «Знакомство с курицей»

Конспект игры-занятия по познавательному развитию в группе детей раннего возраста на тему: «Знакомство с курицей»...

Игровое занятие по познавательному развитию в группе детей раннего возраста на тему "Животный мир".

Цель: знакомство с птицами.Задачи:- познакомить детей с птичкой, ее основными частями тела, обратить внимание на то, что она летает;- развивать активную и пассивную речь;- воспитывать доброе отно...