Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Ориентировка во времени, часы» для детей логопедической группы (6-7 лет)
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod._vremya.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20 «Умка».

Конспект

НОД по образовательной области

«Познавательное развитие»

на тему: «Ориентировка во времени, часы»

для детей логопедической группы

 (6-7 лет)

Авторы:

Зехина Ольга Николаевна, воспитатель.

Николаева Ксения Валерьевна, воспитатель.

г. Углич

2024 г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель – закрепить у детей представления об определении времени по часам.

Образовательные:

  • Систематизировать представления детей о многообразии часов, их устройстве и значении в жизни людей
  • Продолжать учить определять время по стрелкам часов
  • Учить решать простые задачи на тему времени

Развивающие

  • Развивать чувство времени (1 секунда, 1 минута, 1 час)
  • Развивать мелкую моторику, слуховое и зрительное       восприятие
  • Развивать словарь

Воспитательные

  • Воспитывать навыки доброжелательного отношения друг к другу в процессе выполнения общих заданий

Предварительная работа:

  • беседы с детьми:

Тема № 1«Часы бывают разные»

Тема №2 «Для чего нужны часы»

Цель: дать представление о многообразии часов, их устройстве и значении в жизни людей.

  • просмотр и обсуждение презентации «Часы»

  Вопросы к детям при обсуждении:

- Кто изготавливает часы?

- Как устроены часы?

- Для чего нужны часы?

  • чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание иллюстраций:

«Сказка про часы» С. Семенихина, «Говорящие часы» Н. Тимофеев.

  Цель: вызывать у детей интерес к теме.

  • проведение дидактической  игры «Стрелочки».

  Цель: формирование представлений об определении временя по часам.

  • проведение  музыкальной игры «Часики» ( из мультфильма «Фиксики»)

  Цель: активизация двигательной активности, повышение привлекательности   изучаемой темы.

Оборудование и материалы: фонограмма песни «Часики» из мультфильма «Фиксики», проектор (мультимедийное оборудование?), мяч, большая коробка, оформленная в виде уличных часов, макеты (заготовки?) циферблатов на каждого ребёнка, стрелочки и цифры для циферблатов на липучках, столы, стульчики.

  Методические приёмы:

  • наглядные (использование для рассматривания иллюстративного материала к презентации?);
  • словесные (беседа, проблемные вопросы, обобщения высказываний детей, напоминания, художественное слово);
  • игровые (игровая ситуация «Путешествие в страну часов», игра «Займи свободный стульчик», игра «Я начну, а ты продолжи», игра «Что услышим?», игра «Минута», динамические паузы);
  • практические (упражнение «Определи время», упражнение «Поставь стрелки по заданию», решение задач).

 

Ход

   Организационный этап.

  Педагог собирает около себя детей и предлагает посмотреть на экран.

Педагог. Нам на электронную почту пришло письмо от Незнайки. Давайте прочитаем?

  Дети и педагог читают письмо. В нём задаётся вопрос о том, что это за предмет-часы и как Незнайке сделать так, чтобы он никуда не опаздывал.

   Мотивационный этап.

  Педагог. Ребята, мы можем помочь Незнайке? Как мы поможем?

  Дети отвечают, что напишут ему ответ, в котором ответят на вопросы Незнайки.

  Педагог. Ребята, для того, чтобы дать Незнайке верные ответы предлагаю отправиться в путешествие по стране часов и там вспомнить всё, что мы знаем о часах и времени. Но я хочу предупредить, что возьму с собой тех, кто соблюдает правила: не разбегаться, не шуметь, в дороге не обижать друг друга, а быть дружными и друг другу помогать.

Согласны?

Дети. Да!

Педагог. Чтобы попасть в страну часов нужно разгадать код от двери. Код состоит из четырёх картинок. Послушайте и скажите, что на картинках.

По очереди включаются фонограммы тикающих часов, звонка будильника, кремлёвских курантов, петушиный крик. По мере угадывания педагог напоминает изученную ранее с детьми информацию (наручные- механические часы, будильник-комнатные часы, уличные часы, петух-будил людей в старые времена). Дети разгадывают картинки и проходят в страну часов по стрелочкам на полу.

  Игровая деятельность.

Педагог. Ребята, мы на остановке «Игровая». Тут для вас стульчики, но один свободный-он почётный, его занимает тот, кто даёт правильный ответ на вопрос. Вопросы будут на тему часов и времени.

- Зачем нужны часы?

- Какие часы будят нас по утрам?

- Сколько может быть стрелочек в часах? (2-3)

- Как они называются? (секундная, минутная часовая)

- Чем они различаются? (длиной)

- Какая стрелочка самая быстрая? (секундная)

- Какая самая медленная? (часовая)

- Что ещё есть у часов? (циферблат, механизм)

- Что есть у будильника? (звонок, сигнал).

Педагог хвалит детей и предлагает идти дальше по стрелочкам.

Дети и педагог подходят к макету уличных часов из большой коробки и деталей на липучках (циферблат, цифры, стрелки)

Педагог. Ребята, мы на остановке «Часовщиков». Здесь мы должны как настоящие часовщики сделать из составных частей часы.

- Что мы прикрепим сначала? (циферблат)

- Чего не хватает на циферблате? (чисел)

- Чего ещё не хватает? (стрелок)

- Если минутная стрелка стоит на самом верху, на цифре 12, а часовая на цифре 3, значит сколько времени? (ровно три часа)

- А как выставить время 6 часов? (минутную оставить там же, а часовую переставить на цифру 6).

Педагог хвалит детей за правильные ответы и взаимопомощь и предлагает двигаться дальше.

Педагог. Ребята, мы на остановке «Время». Как вы понимаете пословицу «Скучен день до вечера, если делать нечего?».

Принимает ответы детей.

Педагог. Ребята, давайте как настоящие учёные проведём эксперимент. Определим много или мало это времени – минута. Этот эксперимент нам и пословицу понять поможет.

Итак, перед нами песочные часы. Песок в них будет пересыпаться ровно минуту. Мы за это время будем молчать. Начинаем по моему сигналу: раз, два, три-молчи (и переворачивает часы).

Теперь за минуту мы должны будем нарисовать портрет мамы. Начинаем опять по сигналу. Дети рисуют на индивидуальных планшетах.

Педагог. Вы успели?

Дети. Нет.

Педагог. Почему?

Педагог подводит детей к выводу о том, что минута - это немного времени, но если ничего не делать, то она тянется, а если задумать интересное дело, то минуты не хватит.

Дети и педагог двигаются по стрелочкам дальше.

Педагог. Ребята, мы на остановке «Знайки». Тут мы можем показать свои знания по определению времени по часам и помочь другу, если он затрудняется. Будем работать в парах. У вас на столах один макет часов на двоих. Я задаю какое-то время, а один человек из пары, выставляет его на своих часах. Другой его проверяет, в случае необходимости помогает. Потом меняетесь. Проверить правильность ответа можно будет на моём экране. Готовы? Чтобы хорошо получалось разомнём наши пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика «Часы».

Пальчиковая игра "Часы "

Садимся. Перебираем пальчиками по столу("бежим").

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом!",
(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.
(Руки "скатываются" вдоль туловища вниз).

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"
(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"
(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Педагог задаёт время, дети с помощью стрелочек на липучках его выставляют.

Педагог. А теперь, дорогие мои Знайки, нам пора возвращаться в детский сад, чтобы написать ответ Незнайке. Но это ведь сказочная страна, и чтобы вернуться, нам снова нужно разгадать код. Он из состоит из трёх цифр. Вы их узнаете, если решите три задачки. Мы решаем задачку-записываем ответ, так и узнаем код.

Дети все вместе решают задачки. 

  1. Миша проснулся в 8 часов и спросил у мамы, не пора ли отправиться в кукольный театр? Но спектакль начнётся только через 2 часа. Во сколько часов начало спектакля?
  2. Когда Маша отправилась гулять на часах было 5 часов, а когда она вернулась домой часы показывали 6 часов. Сколько времени Маша гуляла на улице?
  3. Мультфильм начинается в 7 часов, а фильм о животных в 9 часов. Какая передача начнётся раньше?

Педагог. Вот мы и вернулись в детский сад, мы хорошо потрудились, выполнили много заданий и нам нужно немного отдохнуть. Давайте подвигаемся.

Проводится физкультминутка под фонограмму «Часики» из мультфильма «Фиксики».

Педагог. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? А было ли вам трудно сегодня? Чему полезному вы сегодня научились? Как вы думаете, сможете ли вы теперь помочь Незнайке? Что вы ему напишете?

  Педагог предлагает составить ответ в электронном виде. Положительно оценивает старание детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области "Познавательно-речевое развитие" "Мир насекомых"

Интегрированное  занятие закрепляющего типа. Присутствует межпредметная связь: ознакомление с природой – развитие речи - звуковая культура речи ....

Конспект НОД по образовательной области «Познавательно-речевое развитие» на тему: «Волшебница-вода» для детей старшей группы ОН

Образовательная область: «Познание»Тема: «Волшебница-вода»Цель: вызвать у детей познавательный интерес и поддержать их исследовательскую деятельность.Программное содержание:- закреплять знания детей о...

Конспект НОД по ОО Социально-комуникативное развитие на тему: «Выбираем игрушки для прогулки" для детей младшей группы общеразвивающей направленности

Конспект НОД по ОО Социально-комуникативное развитие на тему: «Выбираем игрушки для прогулки. Игра «Укрась рукавичку» свойства предметов для детей младшей группы общеобразовательной направленности...

Конспект НОСД по ФГОС ДО по образовательной области "Познавательно-речевое развитие" на тему: "Поможем зайке"

Конспект направлен на формирование умения группировать по величине однородные предметы....

Конспект интегративной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и формированию элементарных математических представлений для детей средней группы с использованием здоровьесберегающей технологии «Путешествие по сказкам Чуковского»

Конспект интегративной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и формированию элементарных математических представлений для детей средней группы с использованием здоровьесберега...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" на тему «Незнайка идет в школу» для детей подготовительной группы

Тема: рассказывание по картине «Незнайка идет в школу»Образовательная область: «Речевое развитие"Цель: создание условий для развития связной речи у детей.Задачи: Образовате...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия. Образовательная область: Познавательное, речевое развитие. Лексическая тема. «Фрукты».

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия.Образовательная область: Познавательное, речевое развитие.Лексическая тема. «Фрукты».Предварительная работа. Прочитать детям ра...