Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста "Минус -- тоже добрый знак".
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект занятия пригодится для повторения и закрепления представлений детей о вычитании. Всё занятие проходит в игровой форме, очень активно, так, что 25 минут проходят для детей незаметно и без утомления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНУС – ТОЖЕ ДОБРЫЙ ЗНАК
(занятие по ФЭМП для детей старшего возраста)
Задачи:
1) закрепить представления детей о смысле вычитания;
2) тренировать навыки счёта в пределах 10;
3) сформировать опыт составления задач (историй) на вычитание по картинкам и их решения.
Материал для занятия:
куклы-варежки;
билеты с разным количеством кружочов от 1 до 10;
аудиозапись космической мелодии;
десять пронумерованных стульев;
карточки со знаками «--» и «+»;
ковролин или фланелеграф, фигурки на липучках: бабушка, лужи, кусты малины, крапива, маркерная доска, маркеры;
карточки для физкультминутки;
картинка с детьми;
карточки с примерами и сюжетные карточки с математическими историями;
«ковёр-самолёт» (квадрат на полу из скотча из девяти пронумерованных клеток);
карточки с примерами.
Ход занятия. Воспитатель выходит из спальни, на кисти рук надеты куклы-варежки Хрюша и человечек со знаком «минус». Ребята слышат спор Хрюши и Минуса.
Хрюша: Да зачем ты нужен? От тебя никакой пользы! Вечно ты что-то у кого-то отнимаешь, убавляешь, вычитаешь… Всех обижаешь!
Воспитатель: Ребята, у нас гости! Вы узнаёте, кто это? (дети отвечают: «Хрюша»). А это? (показывает человечка, дети дают ответ). Представляете, и/ или а он говорит, что с вами знаком! А вы слышали, о чём был спор?
Дети отвечают.
Воспитатель: И ты, Хрюша, думаешь, что Минус не нужен?! Ребята, а вы как думаете?
Дети отвечают.
Минус: Я – Минус, тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
Свою лишь роль я выполняю.
Воспитатель: И я считаю, что «минус», очень нужный знак, давайте мы это докажем Хрюше.
Воспитатель: Минус приглашает нас в свою волшебную страну Математика и хочет познакомить с её порядками. Попасть в страну можно только на волшебной летающей тарелке. Но тарелка не взлетит, пока вы не займёте места согласно билетам, которые я вам сейчас раздаю. На билетах разное количество кружочков. Вам надо их посчитать.
Перед детьми 10 стульев.
Воспитатель раздаёт всем карточки-билеты. Дети пересчитывают кружочки и по сигналу «Занимайте свои места!» садятся на стульчик, порядковый номер которого соответствует числу кружочков на его билетике.
Взлёт. Звучит космическая мелодия.
Воспитатель: Стоп! А сейчас глазки крепко зажмурили, резко открыли… (гимнастика для глаз), быстро встали, покружились и в стране Математика мы очутились! (присаживаются на ковёр).
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, что обозначает знак «–» (показывает карточку со знаком «–»).
Дети: «вычитание», «уменьшение», «убавление».
Воспитатель: А вы заметили, какое у человечка со знаком минус настроение? Как вы это определили? Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Воспитатель: Да, грустный он от того, что ему всё время приходится отдавать, убирать, вычитать, а теперь и доказывать, что он нужен не меньше «+». Ну, теперь нам надо осмотреться и узнать, как же живут в этой стране. Пойдёмте, ребята.
Подходят к стене с ковролином
(на ковролине бабушка у дома, лужи, кусты малины, крапива).
Воспитатель: Кого вы видите? (дети отвечают).
Воспитатель: А послушайте историю, которую рассказал мне Минус. Пока мы добирались, тут прошёл дождь и залил всё вокруг. Посмотрите, сколько луж. Давайте посчитаем. Две большие лужи прям на дорожке. Они мешают пройти старой бабушке в сад. Ребята, что можно сделать с лужами? Как помочь бабушке?
Дети: засыпать, вычерпать, прокопать ручеек.
Воспитатель: Молодцы! И Минус нам поможет всё исправить. Вот, что у нас получилось: 4 – 2 = 1 (записывает на доске). Было 4 лужи. К 2-м мы прокопали ручеек, и они высохли ( – 2 ). Осталось две, и они нам совсем не мешают.
Воспитатель: Посмотрите, какая у бабушки малина красивая. Только у малины там крапива растёт, и собирать её неудобно, потому что она жжётся. Ребята, посчитайте, сколько кустов крапивы вы видите? Дети считают. Находят нужную цифру. Правильно 6. Что нужно сделать, чтоб крапива не мешала малину собирать? (Ответы детей). Записывает на доске пример: 6 – 6 = 0. Молодцы! Вот и от крапивы мы тоже избавились. Не осталось у бабушки крапивы. Малину теперь хорошо собирать!
Воспитатель: А всё это мы сделали со знаком Минус. Лужи высохли, от крапивы избавились и всё, благодаря тебе, Минус. Очень нужный ты знак. Правда, ребята? (ответы детей).
Воспитатель: Посмотри, Хрюша, мы с Минусом всю крапиву победили и лужи убрали.
Воспитатель: Хрюша понял, что был не прав. А теперь, ребята, я предлагаю вам полминутки для шутки.
Физкультминутка «Полминутки для шутки». Задача: сосчитать количество предметов и выполнить упражнения то количество раз, которое изображено на картинке.
Воспитатель показывает соответствующие словам картинки.
1. Сколько ёлочек зелёных, столько выполним наклонов (3) .
2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас (5).
3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков (5) .
4. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас (2).
5. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (8) .
Воспитатель с детьми переходят к иллюстрации с бегущими детьми.
Воспитатель: Ребята, Минус мне рассказал, что эти дети так спешили в детский сад, что рассыпали все карточки. Давайте рассмотрим карточки и соберём их. Посмотрите-ка, на одних карточках картинки, а на других примеры. Давайте разложим их по отдельности. Минус просит вас разобраться, что же за математические истории произошли на этих картинках.
Воспитатель: Улыбнитесь друг другу, садитесь.
Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель: Руки на месте? (дети отвечают «на месте»)
Ноги на месте? (на месте)
Локти у края? (у края)
Спина прямая? (прямая)
Дети разбирают картинки, каждый себе по одной штуке.
Рассматривают. По истечении минуты каждый по очереди рассказывает математическую историю на вычитание.
Воспитатель: очень интересные истории вы рассказали, ребята! А теперь найдите решение своей истории.
Дети подходят к карточкам с примерами и выбирают себе соответствующую своей истории. Например, на картинке нарисовано 5 черепах, 1 ушла, подбираем решение: 5--1= 4.
Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться. И это мы сделаем на ковре-самолёте (квадрат из скотча на полу в 9 клеточек). Но сесть на него сможет только тот, кто правильную цифру назовёт (показываю на карточках примеры, например, 4--1=3, ребёнок занимает квадрат с этой цифрой).
Рефлексия
Воспитатель: Где мы сегодня побывали? Что интересного сделали? (ответы детей). С какими сложностями вы столкнулись? Вы, ребята, молодцы! Несмотря на некоторые трудности, вы помогли знаку Минус, и доказали Хрюше, что Минус нужен и полезен.












По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста " Давайте научим Незнайку считать"
Кончпект занятия...

Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Космическое путешествие»
Данный конспект предназначен для воспитателей старшего дошкольного возраста. Способствует развитию у детей элементарных математических представлений, логического мышления, фантазии; развивает умение д...
Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в звездную страну"
Закрепить навыки детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: « Чудесная страна - Математика».
Цель: формирование математического мышления, развитие логики.Задачи:Обучающие:-упражнять в ориентировке по отношению к себе, другим объектам, в ориентировке на листе бумаги;-закрепить название ге...
Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»
Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»...

Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста: "Спешим на помощь в Лапландский заповедник"
В рамках данной игровой образовательной ситуации ребёнок получает представление о числе и цифре 0, учится соотносить цифру 0 с отсутствием предметов, закрепляет умение соотносить цифры с количеством п...

Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по ФЭМП Путешествие по стране "Геометрия" для детей старшего дошкольного возраста Тема: Геометрические фигуры....