Выступление На РМО воспитателей подготовительных групп МАДОУ детский сад №26
материал по математике (подготовительная группа)
«Особенности формирования математических представлений
в интеграции с другими видами детской деятельности
в соответствии в ФГОС ДО»
(от 26.08.2024 г.)
Презентация на тему:
«Развитие элементарных математических представлений
у детей дошкольного возраста
посредством конструирования и моделирования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_26.09.24.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26
г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Выступление
На РМО воспитателей подготовительных групп
МАДОУ детский сад №16
«Особенности формирования математических представлений
в интеграции с другими видами детской деятельности
в соответствии в ФГОС ДО»
(от 26.08.2024 г.)
Презентация на тему:
«Развитие элементарных математических представлений
у детей дошкольного возраста
посредством конструирования и моделирования»
Подготовил:
воспитатель МАДОУ №26
Яруллина М.М.
г. Туймазы - 2024 г.
Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста приобретает сегодня всё большее значение. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал.
В развитии элементарных математических представлений дошкольников очень эффективно использовать такие формы работы как конструирование и моделирование.
Математические представления лучше осмысливаются детьми, закрепляются через конструирование и моделирование, так как применяются в продуктивной деятельности.
Предлагаю вспомнить, что мы подразумеваем под детским конструированием:
- создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов (техническое конструирование);
- изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала (художественное конструирование).
Основные формы конструирования:
- конструирование по образцу;
- конструирование по модели;
- конструирование по условиям;
- конструирование по простейшим чертежам и схемам;
- конструирование по теме;
- конструирование по замыслу;
- каркасное конструирование.
А что такое моделирование?
Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях и связях объектов. Моделирование – наглядно-практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением или условным знаком.
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей:
- прежде всего, предметные;
- предметно-схематические;
- графические.
В своей работе я использую различные схемы, алгоритмы, карточки, планы.
Давайте вспомним виды конструкторов по материалу:
Виды по материалу: мягкие тканевые, деревянные, металлические, керамические и из пластика.
Виды по форме: геометрические фигуры или плоские детали, кубики, блоки, криволинейные, лабиринты и электронные.
Виды по способу крепления: суставные, болтовые, магнитные, на липучках, магнитные.
Современные конструкторы могут изготавливаться из одного материала, а по типу крепления его можно отнести к другому виду. К примеру, металлические изделия соединяются с помощью болтов. Или керамические конструкторы на магнитном соединении.
Итак, какие конструкторы мы используем в
Техническом конструировании:
Ксати, идея сделать акцент на техническом конструировании возникла с принятием ФГОС ДО, так как посредством использования конструкторов можно эффективно решать образовательные задачи программы ДОУ, в том числе и математического характера, как в инвариантной, так и в части, формируемой участниками образовательного процесса.
Поэтому и организованную образовательную деятельность, и игры, и совместную деятельность с детьми, и самостоятельная деятельность дошкольников, конечно, не можем представить без конструкторов.
Строительный материал (деревянный и пластмассовый)
Конструирование из игровых строительных материалов – это наиболее доступный и легкий вид конструирования для дошкольников. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение.
Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных и напольных. Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому.
Во время занятий материала всего должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству, чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу.
Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, я использую так же и мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт. Ведь дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью — домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей.
Мягкий развивающий конструктор
В состав такого конструктора входят разнообразные крупные резиновые элементы, сделанные из нетоксичного и безопасного материала на основе каучука и предназначенные для использования детьми с рождения. Детали конструктора должны иметь повышенную износостойкость, легко мыться и не иметь запаха.
Модульный конструктор с подвижными элементами
В процессе деятельности с элементами-модулями дети знакомятся с формой, величиной, количеством, весом. С помощью такого игрового пособия создается та комфортная обстановка, в которой ребенку хорошо и интересно жить! Тем более мягкий модуль отвечает всем требованиям охраны жизни и здоровья детей.
LEGO – конструктор
LEGO – самый узнаваемый бренд в мире игрушек, был создан в 1932-м году Оле Кирком Кристиансеном, столяром из небольшого городка Билунд в Дании. Основой наборов является кирпичик LEGO – деталь, представляющая собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другими такими же кирпичиками на шипах. В наборы также входит множество других деталей: фигурки людей и животных, колёса и другие. Конструкторы LEGO различаются не только по тематикам, но и по возрастным характеристикам.
Этот конструктор можно считать средством развития познавательных способностей у дошкольников, благодаря которому удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей в группе.
Следующий вид конструирования:
Художественное конструирование
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов
Это уже более сложный вид конструирования в детском саду. Эти материалы широко используются в детском саду (как отдельно, так и в сочетании друг с другом) для изготовления различных поделок и игрушек, что является не только полезным, но и интересным занятием для детей. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.
Конструирование из природного материала
Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.
Волшебный сундучок
Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д. При этом используется специфика самого природного материала.
В своей работе я использую волшебные сундучки, в которых собран различный природный материал и отсортирован.
Отдельно хочется остановиться на игровых пособиях, которые составляют основу логико-математического центра в нашей группе.
Логические блоки Золдана Дьенеша
Логический материал венгерского ученого-теоретика представляет собой набор из 48 геометрических форм - логических блоков, которые различаются четырьмя свойствами: формой, цветом, толщиной и размером. Я использую еще и плоскостной вид дидактического материала, когда отсутствует признак толщины.
Цветные счетные палочки Джорджа Кюизенера
Счетные палочки Кюизенера представляют собой цветные брусочки из пластика. Они символизируют числа от одного до десяти, поэтому окрашены в 10 разных цветов, а также отличаются по размеру. Самая маленькая палочка – белая, каждая следующая – длиннее предыдущей и отличается по цвету.
Счетные палочки Кюизенера решают сразу несколько задач:
- изучение цифр и чисел в игровом формате;
- формирование представлений о цветах и размерах;
- стимулирование мелкой моторики;
- развитие навыков логического мышления, пространственного воображения;
- активизация творческо-интеллектуальных способностей.
Развивающие игры-конструкторы В.В.Воскобовича
Это серия игр-конструкторов питерского инженера В.В.Воскобовича. Вот некоторые из них: «Чудо-соты», «Чудо-крестики», «Чудо-цветик», «Геоконт».
Ближе познакомиться с этими играми я предлагаю вам в процессе практической деятельности на мастер-классе.
Практическая работа с разными видами конструкторов.
Мы не просто в лес зашли,
Мы открыли в сказку двери.
В Фиолетовом лесу
Ждут нас сказочные звери!
А сейчас отгадайте загадку:
Мелкие зерна огромной горы,
Вниз не текут, как вода или сок.
Тоненькой струйкой с горы до поры
Сыплется с тихим журчаньем …песок!
Рефлексия (работа с кинетическим песком).
Построим замок из песка,
Будет башня высока,
И ворота будут тоже,
Ну, а жить там будет …кто же?
Таким образом, конструирование стимулирует развитие мелкой и крупной моторики, пространственного воображения, логического мышления. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, но и форму, величину, строение, у него развиваются познавательные практические действия, пространственная ориентировка.
В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель, то есть в действии осуществляет анализ и синтез.
Включая конструирование в процесс формирования математических представлений мы создаем благоприятные условия для поиска связей и отношений между предметами, явлениями, их свойствами и качествами. Математические представления дети начинают применять непосредственно в продуктивной и игровой деятельности, в процессе которых лучше усваиваются, закрепляются, что отвечает возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС ДО.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя подготовительной группы детского сада
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного отделения МБОУ «Начал...
Сценарий выступления на конкурсе «Воспитатель года 2013» от детского сада «Золотая рыбка».
Предлагаю свой сценарий выступления для конкурса "Воспитатель года" - визитка...
Художественное воспитание в семье ( выступление на МО воспитателей детского сада)
Выступление предназначено как для воспитателей, так и для родителей. Раскрывалась тема художественного воспитания в семье с ранних лет жизни на простых и доступных материалах....
Выступление на городском методическом объединении "Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГТ" Денисова Е.В. воспитатель МБДОУ ЦРР - детский сад № 7 г.Рассказово
Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГТ...
Рабочая программа воспитателя подготовительной группы детского сада
Рабочая программа для подготовительной группы разработана с учетом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева....
Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»
laquo;Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, ч...
Выступление на ММО воспитателей подготовительных групп по теме «Ранняя профориентация дошкольников - как одно из условий их успешной социализации»
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление, которое является важным условием социально-коммуникативного развития личности, её саморазвития и самоопределения. ...