Формирование счётной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством игровых технологий
статья по математике (средняя группа)
Игры по формированию счётной деятельности относятся к дидактическим, т.е. обучающим. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр. Эти игры могут быть с дидактическими игрушками, настольно-печатными, словесными, псевдосюжетными, а именно: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр.
Формирование счётной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР в нашем дошкольном учреждении реализуется в соответствии с планированием и содержанием конспектов занятий пособия Морозовой И.А., Пушкарёвой М.А. «Развитие элементарных математических представлений». Разберём, как в соответствии с этим планированием формируется счётная деятельность до пяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_barinovoi_774_i_e.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование счётной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством игровых технологий
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности. Игра является основным способом познания окружающего мира в дошкольном возрасте. Игра – самое эффективное средство развития ребёнка. Это одновременно активная и самая доступная форма обучения в данном возрасте [3].
В. А. Сухомлинскому принадлежат замечательные слова: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий».
К. Гросс рассматривал игру «как важное средство формирования и тренировки навыков, необходимых для психофизического и личностного развития, как первичная форма приобщения человека к социуму, а так же как один из способов формирования способности к обучению».
С точки зрения выдающегося русского педагога П. Ф. Каптерева: «Игры должны быть признаны существенным подспорьем систематическому учению; обучение и игра не враги – это друзья, которым сама природа указала идти одною дорогою и взаимно поддерживать друг друга».
Ш. А. Амонашвили определяет исключительную роль игры для «…усиления познавательного интереса детей, облегчения сложного процесса учения, ускорения развития» [1].
Мы согласны с известным советским психологом А. Н. Леонтьевым, который считал игру ведущей деятельностью дошкольного периода. Тем более игровая методика является самой приемлемой в организации образовательной деятельности в группах детей с ЗПР. С нашей точки зрения: а) использование игровых методов и приемов в группах детей с ЗПР должно быть систематическим, б) важно учитывать возрастные и психологические особенности детей с особенностями развития, в) необходимо создать методическую базу для организации занятий с использованием игровой методики в группах детей с ЗПР, г) изучить педагогический опыт по данной проблеме, д) организовывать семинары с целью постоянного обновления и расширения методической «копилки» воспитателей по данной проблеме. Методологической основой и теоретической базой для данной работы должны стать положения о природе психической деятельности в процессе игры; теория развития игры Жана Пиаже; исследования, раскрывающие вопросы развития детской игры З. Фрейда, Й. Хейзинга, Д. Б. Эльконина.
Существует множество подходов к классификации игр. Вот некоторые из них.
Игры
самодеятельные: образовательные и воспитательные народные
экспериментирование
сюжетно-образовательная обучающие: досуговые:
сюжетно-ролевая дидактические игры-забавы
режиссерская сюжетные игры-развлечения
театрализованная интеллектуальные
Виды игр (по Т. Крайгу)
сенсорные: моторные: ролевые игры языковые
а) рассматривание а) бег и имитации:
предметов б) прыжки а) дочки-матери
б) игра с песком в) катание с горок б) повар
в) игра с водой г) игра-возня в) врач
г) лепка г) учитель
Типы игр (по классификации О.С. Газмана)
с фиксированными, со скрытыми правилами:
открытыми правилами: (сюжетно-ролевые)
а) дидактические а) драматизации
б) познавательные б) импровизации
в) подвижные в) на преодоление этапов
г) интеллектуальные
д) музыкальные
е) игры-забавы
ж) аттракционы [2]
Игры по формированию счётной деятельности относятся к дидактическим, т.е. обучающим. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр. Эти игры могут быть с дидактическими игрушками, настольно-печатными, словесными, псевдосюжетными, а именно: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр [5].
Формирование счётной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР в нашем дошкольном учреждении реализуется в соответствии с планированием и содержанием конспектов занятий пособия Морозовой И.А., Пушкарёвой М.А. «Развитие элементарных математических представлений» [4]. Разберём, как в соответствии с этим планированием формируется счётная деятельность до пяти.
Таблица 1
Планирование
Месяц | Номер занятия по математике | Тема |
сентябрь | 1 | Соотнесение числа и количества. Цифра 1. |
октябрь | 3 | Знакомство с образованием и составом числа 2. |
октябрь | 6 | Образование числа 3, знакомство с цифрой 3. |
октябрь | 7 | Образование числа 3. |
ноябрь | 9 | Счет в прямом (до 3) и обратном (от 3) порядке. |
ноябрь | 11 | Образование числа, знакомство с цифрой 4. |
декабрь | 13 | Составление числа 4 разными способами. |
декабрь | 14 | Цифра 0. |
январь | 16 | Повторение образования и состава числа 4. |
январь | 17 | Образование числа 5, знакомство с цифрой 5. |
январь | 18 | Порядковый счет до 5. |
январь | 19 | Практическое знакомство с составом числа 5. |
май | 31 | Повторение состава чисел 2 и 3. |
май | 32 | Повторение состава числа 4. |
май | 33 | Повторение состава числа 5. |
Последнее время мы активно используем при формировании счётных умений сказки, которые придумываем сами. Вот примеры некоторых из них.
Сказка 1.
В тридевятом царстве, тридесятом государстве жил-был царь. И было у него три доченьки: Василиса, Варвара и Олеся. Царь любил дочерям задавать задачи. Если они отвечали правильно, то получали подарки. Старшая царевна Василиса любила игрушки, средняя царевна Варвара – сладости, а младшая Олеся любила цветы и животных. Однажды вечером царь сказал: «Я привёз из дальних стран много разных подарков. Кто из моих дочек правильно решит задачки – тот и получит подарки».
Задача №1 для старшей царевны: На полке с игрушками сидят 2 мишки и 3 куклы. Сколько всего игрушек на полке?
Задача №2 для средней царевны: Перед тобой мешочек со сладостями. В нём лежат 2 шоколадки. Я тебе привёз ещё 2. Сколько всего у тебя будет шоколадок?
Задача № 3 для младшей царевны: У тебя было 5 котят, а 2 убежали. Сколько осталось котят?»
Все царевны решили свои задачи правильно, и царь подарил старшей царевне куклу, средней царевне конфеты, а младшей царевне весёлого щенка.
Вот тебе сказка, а мне кринка масла.
Сказка 2.
У котёнка по имени Гав был друг – весёлый щенок Цап. Котёнок любил угощать своего друга печеньем. Печенье всегда состояло из фруктов, орехов и злаков. Щенок грыз печенье и пытался угадать из чего его испекли.
‒ Изюм, миндаль и рис. – предположил Цап.
‒ Нет, таким печеньем, я угощал тебя вчера.
‒ Вишня, арахис и овес, ‒ снова угадывает Цап.
‒ Нет, такое печенье было позавчера.
‒ А из чего же сегодня печенье? ‒ спросил Цап.
‒ Сегодня из сливы, фундука и риса.
Сколько продуктов всегда входят в состав печенья? Перечислите фрукты, которые входили в состав печенья. Сколько видов фруктов вы перечислили? Назовите орехи, которые использовали при выпечке печенья. Сколько видов орехов вы назвали?
Сказка 3.
Эта история случилась перед Новым Годом. Наша семья состоит из бабушки, мамы, папы, сестры Маши и меня – Саши. Вы успели посчитать, сколько человек в нашей семье? Все активно готовились к празднику. Папа принёс пушистую, зелёную ёлку. На ней был красивый конверт. Открыв конверт, мы поняли, что это послание из далёкой Лапландии, где живёт Дед Мороз. Это письмо было с заданиями. Дед Мороз просил украсить ёлку. Мама, бабушка, сестра Маша и я должны были повесить на ёлку по одному шару, а папа – должен был водрузить на верхушку звезду. А вы успели сосчитать, сколько всего игрушек надо было развесить на ёлке? А когда наступил Новый год, мы увидели под ёлкой подарки от Деда Мороза, значит, мы правильно выполнили его просьбу. Папе Дед Мороз подарил часы, маме – сумочку, сестре Маше – куклу, бабушке – шарф, а мне – ролики. А вы успели посчитать, сколько подарков принёс нам Дед Мороз?
Игра является одной из уникальных форм обучения. Занимательность условного мира игры позитивно эмоционально окрашивает монотонную деятельность по усвоению или закреплению информации, а эмоциональные действия игры активизируют все процессы и функции психики ребенка [6]. Игровая деятельность является закономерной и необходимой для детей дошкольного возраста, особенно в группах детей с ЗПР.
Литература
- Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети!/ Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1998. – 208 с.
- Газман, О.С. В школу с игрой./ О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
- Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе./ И.С. Гринченко. – М., 2002. – С.17-20.
- Морозова, И.А., Пушкарева, М. А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР./ И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва. ‒ М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. ‒ 136 с.
- Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников./ Е.И. Удальцова. – Минск: Народная Асвета, 1976. – 128 с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1995. – 245 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
1 слайд ТЕМА: «ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Выполнила : Пивкина Татьяна Николаевна воспитательМБДОУ «Центр развития ...
Консультация для воспитателей по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Как формировать у детей элеметарные математические представления в дошкольном возрасте в игровой деятельности....
Программа по самообразованию по теме: «Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как сл...
Проект "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через игровые технологии"
Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей — наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном во...
педагогический проект с родителями «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»
laquo;Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упуститьслучая, сделать его немного занимательным»Б. Паскаль...
План по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Актуальность:Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Дети рано включа...
Формирование сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста через игровые технологии
презентация опыта работы...