Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
консультация по математике (средняя группа)

Волобуева Анжела Фёдоровна

Игры по формированию элементарных математических представлений сделаными своими руками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mateticheskie_igry.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Использование развивающих игр при формировании элементарных

математических представлений у дошкольников

подготовила: Волобуева Анжела Фёдоровна

Огромную роль в умственном воспитании и интеллекта играет познавательное развитие. Познавательное развитие дошкольников способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Элементарные математические представления для детей дошкольного возраста, иногда вызывают трудности. В этом случае, нам может помочь игра. Игра для дошкольника является основным видом деятельности. Ни для кого не секрет, что ребенок в игре познает мир, исследует его. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Обучение элементарным математическим представлениям невозможно без использования развивающих игр, в нашем случае, игры сделаны своими руками. С помощью развивающих игр, дошкольники овладевают средствами познания – эталонами (цвет, форма), эталонами мер (размер, вес), моделями, образами (представлениями), речью. Способами познания – сравнением обследованием, уравниванием, счетом, классификацией, сериацией и другими. Происходит накопление логико-математического опыта (осведомленности ребенка); развитие мышления, сообразительности и смекалки.

Сегодня, вашему вниманию, хочу предложить некоторые игры, которые мы используем в свободной, совместной, образовательной деятельности, а также в индивидуальной работе с детьми.

#1044;идактическая игра «Грибной счёт»

Игра предназначена для детей 3-7 лет

Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой; помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета: усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну»; умение сравнивать предметы по величине.

Оборудование: корзина с грибами, ящики разного размера с цифрами.

Содержание.

Ёжик с леса принес грибы. Помогите ему разложить грибы в ящике. На каждом ящике написано, какое количество грибов должно лежать в них.

Так же можно попросить детей показать, самый большой ящик, самый маленький. Сравнить количество грибов в ящике, где больше-меньше, много-мало, один-несколько, поровну. Сравнить грибы по размеру, цвету. Как сделать, чтобы предметов стало поровну? Какое число больше ... или …?

Попросить ребенка посчитать от одного до пяти, десяти, в старшей группе и обратно.

Спросите, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы, и т. д.

Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Задумайте, например, число в пределах десяти и попросите ребенка отгадать его. Малыш называет разные числа, а вы говорите, больше названное число задуманного вами или меньше. Затем поменяйтесь с ребенком ролями.

#1058;актильный лабиринт «Кто что ест?»

Игра предназначена для детей 2-5 лет.

Цель: способствует развитию логического и пространственного мышления, внимания, наблюдательности и усидчивости. Также развиваются такие качества как целеустремленность и вариативность.

Оборудование: белый шнурок, из которого сделаны дорожки лабиринта, животные и их лакомства.

Содержание.

Даем ребенку задание найти одну из правильных дорожек в лабиринте, чтобы животное соединилось с одним из лакомств. Для этого просим его водить своим пальцем по линиям лабиринта. Просим назвать животное и чем он питается. Можно выполнить игру и наоборот.

3. Дидактическая игра «Геометрические фигуры»

Игра предназначена для детей 3-7 лет.

Цель: закреплять умение находить быстро геометрическую фигуру и называть.

Оборудование. Игровое поле с вырезанными отверстиями для геометрических фигур, геометрические фигуры.

Содержание.

Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле и геометрические фигуры. Просит ребенка назвать фигуру, ее цвет, которую он кладет на игровое поле. Можно так же попросить ребенка назвать геометрическую фигуру, которая находиться в правом верхнем углу, в центе и т.д. В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, научит ориентироваться в пространстве.

4. Дидактическая игра «Повтори узор»

Игра предназначена для детей 5-7 лет.

Цель: Развитие логического мышления, зрительной ориентировки на листе бумаги, развитие внимания, усидчивости. Развитие мелкой моторики, умение аккуратно закрашивать квадрат, не вылазить за линии.

Оборудование: Пустые шаблоны, распечатанные на квадраты. Количество квадратов на шаблоне разное. Готовые образцы раскрашенных квадратов.

Содержание.

Игра знакомит детей с таким понятием, как клетка и ее границами. Воспитатель предлагает ребенку один из пустых шаблонов, в зависимости уровня сложности, и несколько готовых образцов, с уже раскрашенными квадратами, соответствующего уровня сложности. Ребенок выбирает один из образцов и раскрашивает такой же узор на пустом шаблоне.

Игра разнообразна, можно использовать как индивидуальную, так и коллективную форму работы с детьми.

5. Дидактическая игра «Умный утенок»

Игра предназначена для детей 3-5 лет.

Цель: развивать зрительную память, внимание, устный счёт.

Оборудование: Игрушка – перчатка Утенок, карточка с утятами, утята для счета на магнитах.

Содержание.

Воспитатель раскладывает карточки с утятами, дети должны посчитать и сказать сколько раз должен крякнуть утенок. Для усложнения можно крякнуть больше или меньше раз, чтобы ребенок определил правильно или нет.

#1044;идактическая игра «Вкладыши»

Игра предназначена для детей 3-5 лет.

Цель: развивать память, внимание, закреплять название геометрических фигур.

Оборудование: Рамка с отверстием, набор геометрических фигур.

Содержание.

Воспитатель раскладывает рамочки, ребенок находит правильно фигуру и ставит в отверстие.

#1044;идактическая игра «На что похоже?»

Игра предназначена для детей 3-5 лет.

Цель: развивать наблюдательность, внимание.

Содержание.

Утенок выбирает и берёт геометрическую фигуру, ребенок называет ее. Затем называет предметы, на которые они похожи. (круг -мяч, блюдце, солнце т.д.)

#1044;идактическая игра «Фигурки строители»

Игра предназначена для детей 3-7 лет.

Цель: развивать воображение, закрепить название геометрических фигур, цвета.

Оборудование: карточки с изображениями, геометрические фигуры разного цвета и размера.

Содержание.

Воспитатель просит ребенка собрать из геометрических фигур картинку, заданной схеме.

9. «Часы»

Игра предназначена для детей 5-7 лет.

Цель игры. Учить детей воспринимать измерение времени (часы, минуты, секунды). Определять измерение времени (часы). Воспитывать память, мышление.

Содержание.

Покажите ребенку на примерах и действиях, что такое секунда, минута, и час, много часов.

Секунда. За секунду можно мигнуть, топнуть, хлопнуть, бросить.

Минута. За минуту можно выйти за дверь и сразу вернуться, спеть один куплет песенки, налить в чашку воды.

Час. За час можно пообедать, погулять, сходить в магазин, поиграть.

Дети сидят полукругом. Воспитатель ведет с детьми беседу. Посмотрите, на какой цифре маленькая стрелка. Большая стрелка вверху на цифре 12. Тогда можно определить, сколько сейчас часов, по маленькой стрелке, она показывает который час. Дети под руководством воспитателя определяют, сколько сейчас часов. Воспитатель меняет положение маленькой стрелки.

Воспитатель беседует с детьми. Определите, сколько часов показывает маленькая стрелка? Сколько минут показывает большая стрелка? Скажи, на какую цифру она показывает? Минуты надо запомнить: цифра 1 – это 5 минут, цифра 2 – это 10 минут, цифра 3 – это 15 минут и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальный план работы по самообразованию "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр....

Самообразование "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Самообразование «Использование развивающих игр при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников»...

ПЛАН по самообразованию ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» на 2017 – 2018 учебный год.

Цель: развивать познавательную активность детей, любознательность через занимательный математический материал.Задачи: 1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте....

Программа саморазвития по теме: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования по познавательному развитию на 2 года для второй младшей и средней групп...

ПЛАН по самообразованию ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» на 2018 – 2019 учебный год.

Тема самообразования:«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ».Цель: развивать познавательную активность детей, любознатель...