Программа саморазвития по теме: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
рабочая программа (средняя группа) на тему

Устюжанина Оксана Леонидовна

План самообразования по познавательному развитию на 2 года для второй младшей и средней групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_2017-2019.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Программа саморазвития

2017-2019.

Тема:«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое»

    «Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                                  В.А.Сухомлинский

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

        Задачи: проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

  • составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного возраста;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Объект исследования – элементарные математические представления у дошкольников;

Предмет исследования – развивающие игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников;

Форма самообразования: индивидуальная

  • Предполагаемый результат: разработка рабочей программы по образовательной области «Познавательное  развитие»
  • повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
  • участие в педсоветах, семинарах;

Форма отчета по проделанной работе: выступление на педсовете, участие в конкурсах

       Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

       В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

       Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

       Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

         Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть       развитие логического мышления, а именно умение устанавливать      простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Этапы работы.

       1. Изучение  учебно-методической литературы :

       В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

  • Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  • Популярное пособие для родителей и педагогов «Развивающие игры для дошкольников» Н.Н. Васильева, Н.В. Новотворцева.
  • А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000
  •  «Развивающие игры», Б.П. Никитин
  •  «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»,
  • З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова.

  • Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.
  • Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
  • Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,«Детский сад. Всё для воспитателя».

Интернет источники

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2017/11/18/igra-zanyatie-teremok
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2017/11/18/konspekt-nod-po-femp-odin-mnogo
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2017/11/18/kartoteka-matematicheskih-fizminutok
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2015/10/25/kartoteka-podvizhnyh-igr-dlya-vtoroy-mladshey-gruppy
  6. http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-igrovyh-priemov-na-zanjati-po-formirovaniyu-yelementarnyh-matematicheskih-predstavlenii-u-doshkolnikov.html

              2.Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего и среднего   дошкольного возраста (в течение года).

        3.  Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

                          Работа с детьми                                                         2017-2018

Месяц

Содержание работы

Игры

Сентябрь

Мониторинг начальных знаний об элементарных математических  представлениях

Д/и на усвоение понятия цвета: «Сделаем кукле бусы», «Цветные палочки», «Цвет вода»,  «Подбери по цвету»

Октябрь

Формирование  представлений  о свойствах предметов ближнего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.

Д/и по развитию представлений о величине; «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Цветные кубики», «Веселый  паровозик»

Ноябрь

Объединение предметов в группу:  по цвету, форме, размеру

Д/и «Найди пару», «Разложи по коробкам»,  

Декабрь

Выделение части группы. Нахождение лишних  предметов

Д/и «Что лишнее?», «Что изменилось?»

Январь

Знакомство с понятием «один», «много»

Д/и по развитию количественных представлений: «Угости зайчат», «Запасливый ежик», «Математический планшет»

Февраль

Сравнение групп предметов по количеству: столько же, больше, меньше

Д.и по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов «Бабочки и цветы»,  «Угостим медвежат конфетами», «

Март

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3,  формировать умение соотносить цифру с количеством. Формировать представления о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине: длиннее-короче,  шире –уже, выше-ниже .

Д/и  «Подбери дорожки к домикам», панно «Веселые матрешки»

Апрель

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб

Д/и «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам»,  «Катятся –не катятся», «Найди похожую фигуру», «Математический планшет», «Умные матрешки», «Подбери по форме»

Май

Формировать пространственные представления: на- над- под,  слева-справа, вверху внизу

Д/и на расположение в пространстве «Возьми игрушку», «Магазин игрушек»

Работа с родителями

Познакомить с занимательными и развивающими играми

В течении года

Провести индивидуальные беседы и

консультации  

В течении года

Проведение консультации для родителей на тему: «Развиваем математические способности у детей младшего возраста»

январь

Провести родительское собрание на тему : «Играем в математику»

февраль

Привлечь к изготовлению пособий по данной теме

В течении года

2018-2019

Месяц

Содержание работы

Игры

Сентябрь

Мониторинг начальных знаний об элементарных математических  представлениях

Д/и на усвоение понятия цвета, формы

Октябрь

Совершенствовать умение считать в пределах 5

«Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «На котором по счету месте?», «Который по счету?», «Отсчитай столько же?»

Ноябрь

Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать в возрастающем или убывающем порядке

«Какая игрушка спрятана?», «Матрешка»

Декабрь

Закрепление умения сравнивать предметы по двум признакам величины: длине и ширине

«Найди пару», «Веселые матрешки»

Январь

Совершенствовать умения различать и называть геометрические фигуры

«Что изменилось?», Найди различия», «Найди ключик к замочку», «Дорисуй фигуру», «Чудесный мешочек», «Собери гирлянду»

Февраль

Закреплять умения определять  местоположения предметов относительно себя.

«Что изменилось?», «Что где находится?», «Где звенит колокольчик?», «Расставим игрушки» «Найди то,  что спрятано»

Март

Упражнение в умении двигаться в заданном направлении

«Правильно пойдешь- секрет найдешь», «Где спрятались игрушки?»

Апрель

Знакомство с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра»

Д/и «Закончи предложение»,  «Было- будет», «Наоборот», «Когда это было?»

Май

Расширение представлений о частях суток и их последовательности

Д/и «Поможем мишке разложить картинки», «Назови соседей», «Где спрятался зайка?»

Работа с родителями

Познакомить с занимательными и развивающими играми

В течении года

Провести индивидуальные беседы и

консультации  

В течении года

Разместить в родительском уголке рекомендацию  для родителей на тему: «Как привить интерес к математике?»

Февраль

Привлечь к изготовлению пособий по данной теме

В течении года

Выводы: Изучение выбранной темы поможет мне в организации по ФЭМП. Я постараюсь внести новшества в данные занятия. Этим я смогу заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП станут усваиваться детьми намного легче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальный план работы по самообразованию "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр....

Самообразование "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Самообразование «Использование развивающих игр при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников»...

ПЛАН по самообразованию ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» на 2017 – 2018 учебный год.

Цель: развивать познавательную активность детей, любознательность через занимательный математический материал.Задачи: 1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте....

ПЛАН по самообразованию ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» на 2018 – 2019 учебный год.

Тема самообразования:«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ».Цель: развивать познавательную активность детей, любознатель...

Программа саморазвития Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Программа саморазвития воспитателя Басковой ЮАТема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...

План по самообразованию. Тема: "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников 3 - 4 лет"

Формирование простейших математических представлений у детей 3 - 4 лет очень важно, так как является основной для познавательно - творческого развития личности ребенка в последующие годы дошкольного д...