Программа саморазвития по теме: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
рабочая программа (средняя группа) на тему
План самообразования по познавательному развитию на 2 года для второй младшей и средней групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_2017-2019.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа саморазвития
2017-2019.
Тема:«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое»
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи: проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Объект исследования – элементарные математические представления у дошкольников;
Предмет исследования – развивающие игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников;
Форма самообразования: индивидуальная
- Предполагаемый результат: разработка рабочей программы по образовательной области «Познавательное развитие»
- повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
- участие в педсоветах, семинарах;
Форма отчета по проделанной работе: выступление на педсовете, участие в конкурсах
Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.
Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Этапы работы.
1. Изучение учебно-методической литературы :
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
- Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- Популярное пособие для родителей и педагогов «Развивающие игры для дошкольников» Н.Н. Васильева, Н.В. Новотворцева.
- А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000
- «Развивающие игры», Б.П. Никитин
- «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»,
- З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова.
- Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.
- Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
- Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,«Детский сад. Всё для воспитателя».
Интернет источники
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2017/11/18/igra-zanyatie-teremok
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2017/11/18/konspekt-nod-po-femp-odin-mnogo
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2017/11/18/kartoteka-matematicheskih-fizminutok
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2015/10/25/kartoteka-podvizhnyh-igr-dlya-vtoroy-mladshey-gruppy
- http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-igrovyh-priemov-na-zanjati-po-formirovaniyu-yelementarnyh-matematicheskih-predstavlenii-u-doshkolnikov.html
2.Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего и среднего дошкольного возраста (в течение года).
3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
Работа с детьми 2017-2018
Месяц | Содержание работы | Игры |
Сентябрь | Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях | Д/и на усвоение понятия цвета: «Сделаем кукле бусы», «Цветные палочки», «Цвет вода», «Подбери по цвету» |
Октябрь | Формирование представлений о свойствах предметов ближнего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства. | Д/и по развитию представлений о величине; «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Цветные кубики», «Веселый паровозик» |
Ноябрь | Объединение предметов в группу: по цвету, форме, размеру | Д/и «Найди пару», «Разложи по коробкам», |
Декабрь | Выделение части группы. Нахождение лишних предметов | Д/и «Что лишнее?», «Что изменилось?» |
Январь | Знакомство с понятием «один», «много» | Д/и по развитию количественных представлений: «Угости зайчат», «Запасливый ежик», «Математический планшет» |
Февраль | Сравнение групп предметов по количеству: столько же, больше, меньше | Д.и по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов «Бабочки и цветы», «Угостим медвежат конфетами», « |
Март | Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формировать умение соотносить цифру с количеством. Формировать представления о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине: длиннее-короче, шире –уже, выше-ниже . | Д/и «Подбери дорожки к домикам», панно «Веселые матрешки» |
Апрель | Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб | Д/и «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катятся –не катятся», «Найди похожую фигуру», «Математический планшет», «Умные матрешки», «Подбери по форме» |
Май | Формировать пространственные представления: на- над- под, слева-справа, вверху внизу | Д/и на расположение в пространстве «Возьми игрушку», «Магазин игрушек» |
Работа с родителями
Познакомить с занимательными и развивающими играми | В течении года |
Провести индивидуальные беседы и консультации | В течении года |
Проведение консультации для родителей на тему: «Развиваем математические способности у детей младшего возраста» | январь |
Провести родительское собрание на тему : «Играем в математику» | февраль |
Привлечь к изготовлению пособий по данной теме | В течении года |
2018-2019
Месяц | Содержание работы | Игры |
Сентябрь | Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях | Д/и на усвоение понятия цвета, формы |
Октябрь | Совершенствовать умение считать в пределах 5 | «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «На котором по счету месте?», «Который по счету?», «Отсчитай столько же?» |
Ноябрь | Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать в возрастающем или убывающем порядке | «Какая игрушка спрятана?», «Матрешка» |
Декабрь | Закрепление умения сравнивать предметы по двум признакам величины: длине и ширине | «Найди пару», «Веселые матрешки» |
Январь | Совершенствовать умения различать и называть геометрические фигуры | «Что изменилось?», Найди различия», «Найди ключик к замочку», «Дорисуй фигуру», «Чудесный мешочек», «Собери гирлянду» |
Февраль | Закреплять умения определять местоположения предметов относительно себя. | «Что изменилось?», «Что где находится?», «Где звенит колокольчик?», «Расставим игрушки» «Найди то, что спрятано» |
Март | Упражнение в умении двигаться в заданном направлении | «Правильно пойдешь- секрет найдешь», «Где спрятались игрушки?» |
Апрель | Знакомство с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра» | Д/и «Закончи предложение», «Было- будет», «Наоборот», «Когда это было?» |
Май | Расширение представлений о частях суток и их последовательности | Д/и «Поможем мишке разложить картинки», «Назови соседей», «Где спрятался зайка?» |
Работа с родителями
Познакомить с занимательными и развивающими играми | В течении года |
Провести индивидуальные беседы и консультации | В течении года |
Разместить в родительском уголке рекомендацию для родителей на тему: «Как привить интерес к математике?» | Февраль |
Привлечь к изготовлению пособий по данной теме | В течении года |
Выводы: Изучение выбранной темы поможет мне в организации по ФЭМП. Я постараюсь внести новшества в данные занятия. Этим я смогу заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП станут усваиваться детьми намного легче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальный план работы по самообразованию "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр....
Самообразование "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Самообразование «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...
ПЛАН по самообразованию ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» на 2017 – 2018 учебный год.
Цель: развивать познавательную активность детей, любознательность через занимательный математический материал.Задачи: 1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте....
ПЛАН по самообразованию ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» на 2018 – 2019 учебный год.
Тема самообразования:«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ».Цель: развивать познавательную активность детей, любознатель...
Программа саморазвития Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Программа саморазвития воспитателя Басковой ЮАТема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...
План по самообразованию. Тема: "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников 3 - 4 лет"
Формирование простейших математических представлений у детей 3 - 4 лет очень важно, так как является основной для познавательно - творческого развития личности ребенка в последующие годы дошкольного д...
Тема: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Перспективный план по самообразованию педагога...