Статья "Графический диктант как средство развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста."
статья по математике (подготовительная группа)

Кошелева Ирина Валентиновна

Развитие пространственных представлений у детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл graficheskiy_diktant.odt25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Графический диктант как средство развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Среди навыков, необходимых для успешного освоения программы начальной школы, значительное место занимает умение ориентироваться в пространстве.

Дошкольный возраст – это главный этап в выработке приспособлений для развития пространственного мышления. Именно в этот период случается важнейшее развитие пространственных представлений и вариантов ориентировки детей на плоскости и в окружающем пространстве.

Поступление в школу – главный момент в жизни дошкольника и его родителей.

Чем полнее дошкольник будет подготовлен к школе эмоционально, психологически и интеллектуально, тем лучше он будет себя ощущать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.

Графические диктанты для дошкольников неплохо помогают педагогам и родителям последовательно, поэтапно готовить дошкольника к школе и предупредить такие характерные трудности в учебе, как рассеянность и неусидчивость.

Систематические занятия с предоставленными графическими диктантами формируют у дошкольников пространственное воображение, произвольное внимание, координацию движений, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость.

Реализовывая предложенное в графических диктантах, дошкольник увеличивает кругозор, расширяет лексический запас, обучается ориентировке в пространстве, знакомится с разнообразными способами изображения предметов.

В процессе усвоения навыка письма по клеточкам под диктовку дети

становятся более усидчивыми, прилежными, самостоятельными, уверенными в своих силах.

Письмо под диктовку очень нравится ребятам, поскольку присутствует

сюрпризный момент – дети не знают заранее, какой рисунок должен получиться.

Система графических диктантов построена по следующим принципам:

- строгая последовательность заданий с постепенно возрастающей сложностью;

- помимо письма под диктовку необходимо учить детей срисовывать эти картинки с образца, помогая определить начальную точку;

- четкий временный регламент: 2 раза в неделю по 10-12 минут как часть занятия или как самостоятельное занятие во второй половине дня;

- учёт индивидуального уровня и темпа развития детей;

- графические диктанты даются детям только после того, как они

 достаточно усвоят графические умения, познакомятся с тетрадью в клетку, научатся ориентироваться на листе, сформируется умение фиксировать уголок клетки. Дети должны понимать словесную инструкцию взрослого, работать с опорой на зрительный образец, уметь организовывать свою самостоятельную деятельность.

Весь диктант заключается в рисовании коротеньких линий на обычном тетрадном листе в клеточку. Ребёнок учится ровно рисовать линию, писать под диктовку взрослого и считать.

Перед каждым диктантом с детьми нужно повторить, где право, где лево, где верх, где низ. Какая из рук является правой, а какая – левой.

Вслед за повторением важнейших терминов, дошкольников просят открыть тетрадь, обучают ориентироваться на листе бумаги. Дети повторяют, где у тетради правый край, где левый, где низ, где верх, представляют, как нужно считать клеточки.

 Когда ребенок нарисует рисунок, необходимо поговорить о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета.

Также нужно напомнить о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет.

Некоторые фигуры могут быть изображены в нескольких вариантах, простом и более сложном, что позволит педагогу дифференцированно подходить к каждому ребёнку. Дети с интересом занимаются подобным видом диктанта. Когда рука ребенка немного окрепнет, то графические рисунки в их исполнении становятся точнее, ровнее и аккуратнее. Тогда это приносит детям большое удовлетворение.

Графические диктанты могут быть дополнены ещё чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. Пальчиковую гимнастику необходимо делать вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за педагогом. В процессе занятия ребёнок отрабатывает правильную, чёткую, грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

Главная задача – поддержать ребенка и показать ему в игровой форме

усвоить необходимые для хорошей учебы навыки. Если у дошкольника что-то не особо получается, необходимо тихо разъяснить, как надо делать вернее.

При подведении итогов деятельности нельзя дошкольников уравнивать и противопоставлять друг с другом.

При правильной организации процесса работы у детей формируются внимание, глазомер, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление, воображение. Необходимо вместе с детьми обсуждать результаты и качество выполнения задания. Это будет приучать ребёнка к самооценке и самоконтролю, что является важным компонентом учебной деятельности и пригодится в школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр  на развитие пространственных представлений....

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Буклет "Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста" содержит информацию об актуальности проблемы нарушений письма и чтения, как следствия недостаточного уровня разви...

Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» Введение В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее з...

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....

Игры и упражнения, как средство развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Одна из важных сторон умственного воспитания дошкольников – формирование ориентировки в пространстве. Все предметы существуют в пространстве, в пространственных отношениях между собой. Поэтому п...