Конспект образовательное деятельности в подготовительной группе на тему: Школа юных архитекторов.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Фёдорова Татьяна Анатольевна
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: Развитие у детей познавательного интереса к профессии «Архитектор» и умения решать интеллектуальные задачи через совместную познавательно-исследовательскую деятельность и ТИКО - моделирование.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_shkola_yunyh_arhitektorov.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

        КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                             в подготовительной группе

Тема: ШКОЛА ЮНЫХ АРХИТЕКТОРОВ

Образовательная область «Познавательное развитие»

Интегрирование образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к профессии «Архитектор» и умения решать интеллектуальные задачи через совместную познавательно-исследовательскую деятельность и ТИКО - моделирование.

Задачи:

Обучающие:

Уточнить и дополнить знания детей о профессии архитектор.

Показать общественную значимость труда архитектора.

Познакомить детей с некоторыми известными архитекторами.

Обогащать представления детей о геометрических фигурах. 

Учить детей создавать плоскостную модель дома по схеме из ТИКО-конструктора

Развивающие:

Развивать у детей логическое и техническое мышление; мелкую моторику рук, глазомер.

Развивать умение работать в паре, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе.

Оборудование: магнитная доска, иллюстрации с изображением архитектора, зданий, чертежей и чертежных инструментов, портреты известных архитекторов; каска строительная; модели геометрических фигур на магнитной основе; два ТИКО-квадрата, составленные из прямоугольников и квадратов; линейка, полоски разной длины; звуковая колонка; раздаточный материал: прямоугольные треугольники; наборы ТИКО деталей в коробах, схемы «домика», медали для детей.

Предварительная работа: знакомство детей с ТИКО-конструктором, моделирование по схемам.

Планируемый результат:

используемые в ходе совместной познавательно-исследовательской деятельности и ТИКО моделирования, методы и приемы будут способствовать развитию следующих качеств детей:

  • проявление интереса к моделированию, познавательной, исследовательской деятельности;
  • самостоятельность в исследовании геометрических фигур;
  • активность в выполнении различных видов деятельности;
  • инициативность в общении со сверстниками и взрослым;

Ход образовательной деятельности:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель: Дети, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3. (идут направо)

А теперь пойдем налево 1, 2. 3.     (идут налево)

В центре круга соберемся 1, 2. 3. (идут в середину)

И на место все вернемся 1, 2. 3.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём.

Дети совместно с воспитателем выполняют упражнения в соответствии с текстом 1 раз.

Воспитатель: Дети, я сегодня пришла к вам не случайно. Сегодня в вашем детском саду открылась школа юных архитекторов. У вас появилась возможность уже сейчас попробовать себя в роли архитекторов и получить медаль «Юный архитектор». Согласны?

Дети, занимайте места на стульчиках.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Беседа с детьми

Воспитатель: Вы знаете, кто такой архитектор? (ответы детей)

Воспитатель: Архитектор – это специалист, который создает здания на бумаге. (показ иллюстрации) Чтобы построить дом, надо сначала его нарисовать, а потом начертить его план (проект), где указывает математические расчёты (количество этажей, размеры окон, дверей, высоту крыши и многое другое). Архитектор работает на мольберте, чертит карандашом с помощью специальных линеек и циркулей на бумаге схемы будущего здания. А еще придумывает из чего его построить и как сделать так, чтоб дом получился не только красивым, но и надежным. Архитектор руководит строительством до окончания стройки.

Воспитатель: Какое главное правило техники безопасности на стройке?

(На стройке надо носить каску.) Воспитатель показывает строительную каску.

Воспитатель: Посмотрите какие красивые здания построили строители, по проектам русских архитекторов. (демонстрация зданий и портретов архитекторов)

Большой театр в Москве (Осип Иванович Бове)

Смоленская крепостная стена (Федор Савельевич Конь)

Дома в Рославле (Лагутенко Виталий Павлович)

Когда вы станете взрослыми, может и кто-то из вас станет архитектором, знайте - это очень важная, почётная профессия. Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, что должен знать и уметь архитектор, чтобы построить такую красоту? (ответы детей)

Воспитатель: Чтобы построить дом, надо сначала его нарисовать. Нарисуем дом, а вместо карандаша и бумаги используем руки и воображение. (проводится пальчиковая гимнастика)

  1. Пальчиковая гимнастика «Дом»

  Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в круг)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(
Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики –   "бутончик тюльпана)

  1. Работа с геометрическими фигурами

Воспитатель: После того как дом нарисован, архитектор делает чертеж. Чтобы его сделать - надо дружить с математикой и знать всё о геометрических фигурах. А что же знаете вы? Сейчас узнаем. Отгадайте мои загадки: (отгадки появляются на доске)

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это … (круг).

Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность -

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг…. (овал).

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

Воспитатель: Сколько углов у квадрата? Сколько сторон?

Демонстрирую ТИКО квадраты, составленные из двух прямоугольников, из четырех маленьких квадратов.

Воспитатель: Сравните, пожалуйста, эти квадраты. Чем отличаются? Чем похожи? Сколько надо взять маленьких квадратов, чтобы составить большой квадрат.

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник).

Воспитатель: Вы знаете, что треугольники бывают разные. Этот называется равнобедренный (показываю) - у него есть острый угол. Этот треугольник – прямоугольный. Почему он так называется? У него есть прямой угол. (показываю). У этого треугольника все стороны разные. Убедитесь сами. (раздаю треугольники) Найдите самую длинную сторону, проведите по ней пальчиком. Найдите самую короткую сторону -проведите по ней пальчиком. Треугольники – дружные ребята и, когда они вместе, начинаются треугольные чудеса! Они тут же начинают превращаться в другие геометрические фигуры. Интересно, в какую фигуру могут превратиться два треугольника? Я предлагаю вам объединиться парами и соединить свои треугольники так, чтобы у них получилась геометрическая фигура «Раз, два, три, пару по цвету треугольника найди». (дети выполняют это задание стоя.) Соедините треугольники длинными сторонами. Какие геометрические фигуры получились? (ответы детей)

Воспитатель: А если их соединить коротким сторонами? (ответы детей)

Воспитатель: Так в какие же фигуры могут превратиться два прямоугольных треугольника? (ответы детей)

Воспитатель: И еще один треугольник. Он называется равносторонний. Как вы думаете почему? (ответы детей) Как проверить, что у него все стороны равны? (ответы детей)

 (предлагаю одному ребенку выбрать мерку, которая равна стороне треугольника, другому измерить стороны треугольника, третьему измерить при помощи линейки).

Таким образом мы убеждаемся, что у равностороннего треугольника все стороны равны. А сейчас я вам покажу какие геометрические фигуры можно составить из равносторонних треугольников используя ТИКО – конструктор. Из двух треугольников - … (ромб), из трех - … (трапеция), из четырех - … (большой треугольник).

(Один ребенок выставляет ромб и трапецию на магнитную доску). Этот треугольник особенный, он может превращаться в … (показ превращения плоскостной фигуры в объемную) пирамиду.

Воспитатель: Вы назвали много фигур, и я вижу, что что с математикой вы дружите. Архитектор много работает и поэтому нуждается в отдыхе. Нам тоже пора отдохнуть. (проводится физкультминутка)

  1. Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед-

Нас работа еще ждет.

Руки вниз, на пояс, вверх-

Убегаем мы от всех.

Стоп!

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем: 1,2,3,4,5.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. Моделирование из конструктора ТИКО плоскостной модели «Дом»

Воспитатель: У нас осталось последнее задание. Занимайте рабочие места за столом. Главный архитектор приготовил для вас схемы, по которым вы должны создать модель дома. Я свою модель уже сделала (показать и убрать), а какие получатся у вас мы скоро узнаем. За работу!

Внимательно рассмотрите схему дома. Выберите ТИКО-фигуры, которые вам понадобятся. Модель вашего дома должна быть не только прочной, но и красивой. Соедините детали так, как показано на схеме. Напоминаю, как надо соединять детали: под углом, положение дуга на шарик.

А чтобы было веселее работать, послушаем любимую музыку строителей, которые работают на самом верху стройки - монтажников-высотников.

(дети приступают к работе, воспитатель оказывает помощь, предлагает детям, которые справятся раньше помочь товарищам)

Воспитатель: Молодцы! Справились! Покажите всем свои модели.

Я свою модель сделала из треугольников. Мне понадобилось 12 штук – 4 равносторонних на крышу и 8 прямоугольных на стену. Кто хочет рассказать о своей модели? (дети рассказывают по желанию или по вопросам воспитателя)

III. ИТОГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель: Ребята, наш «урок» в школе юных архитекторов заканчивается. Кому понравилась профессия архитектор?

Какое задание больше всего вам понравилось?

- Какое было самым легким?

- Какое трудное?

Вам понравился конструктор ТИКО?

Скажите, кто же такой архитектор? Что надо знать и уметь, чтобы стать архитектором?

- Вы мне тоже очень понравились, были очень активными, внимательными, сообразительными. Спасибо всем за участие. Все получают медали «Юный архитектор».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты образовательной деятельности в подготовительной группе по теме недели «Братья наши меньшие» (неделя животных). подборка старшего воспитателя Руденко Ольги Васильевны

Цель Закрепить знание детей о диких животных;Задачи:Коммуникативно-личностные  задачи:активизировать словарный запас по теме "Дикие животные"; учить отвечать на вопросы полными ответам...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему : «Хлеб всему голова».

Задачи:Образовательные задачи:  Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы. Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.  Развивающие задачи:  Р...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Чтение художественной литературы и рисования «Зимняя сказка»».

продолжать знакомить с творчеством русских поэтов; учить воспринимать художественное слово в сочетании с живописью и музыкой, приобщать к изобразительному искусству, развивать у детей эстетическо...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему :«Огонь-наш друг»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группена тему :   «Огонь-наш друг» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно- исследовательской деятельнос...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с произведением В.Осеевой "Волшебное слово"...

План-конспект НОД для детей подготовительной группы по теме «Школа юных спасателей».

Аннотация к конспектуДанный конспект занятия  «Школа юных спасателей» поможет обобщить и систематизировать представления детей   об изменениях в природе, происходящих ранней...

План-конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «В группе дружно мы живем, для игры мы строим дом».

Тема: «Дом моей мечты». Цель: Создание дома из картонной коробки для сюжетно-ролевых игр. Задачи:Обучающие: Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включ...