Главные вкладки
Доклад " Формирование логико-математического мышления у детей дошкольного возраста"
план-конспект занятия по математике (младшая группа)
Формирование мыслительных процессов дошкольника — одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. От овладения процессами мышления, умения усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека. Способность мыслить логически, то есть рационально, находя верные решения, помогает и в профессиональной деятельности, и в отношениях с окружающими, и в быту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kudryashova.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие логического мышления младших дошкольников средствами занимательной математики»
В группе второго раннего развития
«ЗНАЙКА»
Воспитатель: Кудряшова Ирина
Александровна
Формирование мыслительных процессов дошкольника — одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. От овладения процессами мышления, умения усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека. Способность мыслить логически, то есть рационально, находя верные решения, помогает и в профессиональной деятельности, и в отношениях с окружающими, и в быту.
Задачи логического мышления в каждом возрасте свои, они углубляются и расширяются по мере того, как ребёнок взрослеет и его мышление становится более сложным. Нельзя требовать от двухлетнего и четырёхлетнего малыша выполнения одной и той же задачи, да и шестилеткам будут неинтересны задания для более младших детей, поскольку они стоят на разных ступенях формирования мышления.
Задачи развития логики у детей раннего возраста
Детям от 2 до 4 лет присущ наглядно-действенный вид мышления. Малышам необходимо обследовать предмет, потрогать, постучать о другие предметы, уронить (если получится, это доставляет детям не только большое удовольствие, но и сразу сообщает массу информации о прочности и возможностях применения вещи), попробовать на вкус. И если слабое развитие памяти и внимания двухлетних не даёт им возможности надолго сохранить полученный опыт (один раз попробовав невкусный лимон, они потянут его в рот снова), то стремительное развитие интеллекта на пороге трёх лет позволяет ребёнку не только формировать понятие о предмете (лимон кислый, его не надо пробовать), но и сохранить это в памяти (ребёнок откажется от повторного угощения кислым фруктом).
Задачи развития логического мышления на этом этапе:
- создать предпосылки для активной познавательной деятельности и экспериментирования на основе действий с предметами, природными материалами (песком, водой);
- формировать первичные представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);
- способствовать развитию речи, учить детей высказывать простые суждения на основе действий (вода течёт, её можно переливать);
- учить первым логическим операциям:
- группировке (классификации по одному признаку) предметов одной формы, цвета;
- сериации — образованию последовательно убывающего или возрастающего ряда (нанизывание колец пирамидки, составление башенок из разного размера ведёрок, собирание и разбирание матрёшек из 3–4 частей);
- синтезу, то есть составлению целого из частей (конструирование).
Осуществление этих задач возможно при наличии богатой предметно-развивающей среды в группе. Маленькие дети должны видеть яркие, интересные игры и игрушки, чтобы захотеть играть с ними, поэтому игровой материал, столы для игр с песком и водой должны располагаться в доступных для детей местах. По мере усвоения детьми того или иного материала игры и игрушки меняют.
Педагог также должен предусмотреть наличие материалов для опережающего развития. Некоторым детям на третьем году жизни интересна и доступна такая логическая операция, как установление взаимосвязи между двумя предметами. Поэтому нужно дать детям игры «Найди детёныша», «Кто что ест», «Найди пару», изготовленные с использованием маленьких игрушек. Малышам нравится играть с ними, составлять логические пары, они используют их даже в самостоятельной игровой деятельности: расставляют животных, «кормят» их соответствующим кормом, ставят детёнышей рядом с моделью взрослого животного. В набор «Найди пару» можно внести кукольные шарфик и шапочку, предметы игрушечной мебели и посуды и предложить малышам разобрать, что к чему подходит.
Приёмы, наиболее уместные в раннем возрасте:
- показ и объяснение педагога;
- дидактические игры с предметами;
- экспериментальная деятельность.
Они призваны заинтересовать ребёнка многообразием окружающего мира, дать ему запас практического опыта о свойствах предметов, стимулировать познавательную активность.
Какой должна быть математика для малышей 2―3 лет? Весёлой и увлекательной! Занимательные игры развивают у ребёнка интерес к счёту, цифрам, простым математическим действиям. Терпение, фантазия и настойчивость педагога и родителей станут залогом успеха.
В нашей группе имеется уголок, в котором представлены игры на развитие логического мышления, в основном это дидактические игры, так как они основаны на манипуляции с предметами, они имеют простые правила и в большинстве своём направлены на сенсорное развитие.
Наиболее актуальная, игра для детей раннего дошкольного возраста, которую мы используем в своей практике
математическая игра «Один ― много» К 2 годам дети уже знают слово «много» и понимают, что оно означает. В результате игры у ребёнка должно сформироваться представление о том, чем «один» отличается от «много».
«Строим домик». Игра направлена на развитие представлений о цвете и форме. Воспитатель показывает ребятам игрушечную собачку и кошку, для которых нужно построить домики. Но собачка хочет себе дом из кирпичиков, а кошечка — из кубиков. В строительном магазине (полка или ящик с кубиками, кирпичиками, шарами) ребята выбирают нужные материалы и сооружают постройки. Животные радуются и весело танцуют. Впоследствии такую игру можно усложнить — предложить малышам построить для собачки дом из красных кубиков, а для кошечки — из зелёных и т. д.
«Большие и маленькие мячи» (различение цвета и величины). Педагог даёт детям рассмотреть мячики разного цвета и размера (большие и маленькие), затем выносит большую и маленькую куклу и сообщает, что Катя (большая) хочет поиграть с большими мячиками, а Маша (маленькая) с маленькими. Дошкольники отбирают игрушки нужного размера. Но, оказывается, что Маша капризничает: хочет маленькие мячики только красного цвета, под цвет своего платья. Катя тоже сердится — хочет синие, как её бантики на косичках.
У наших малышей пользуются популярностью сенсорная игра с прищепками.
Например, детям можно предложить повесить сушиться постиранное бельё на верёвочки: цвет одежды (из картона) должен совпадать по цвету с прищепкой. Другой вариант — прикрепить ёжикам на спинку колючки или приделать лапки гусенице.
Счетные палочки
Игра помогает освоить счёт, познакомиться с геометрическими фигурами, понятием о симметрии.
Необходимый инвентарь: набор счетных палочек (карандашей, соломинок, хвоинок).
Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, ежика, стрекозу, цветы, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.
Игра «Чудесный мешочек».
Цель: развивать образное мышление, память.
Игровой материал и наглядные пособия: игрушечные лошадка, мишка, кот, зайка, мешок, картинки с изображением животных.
Описание: воспитатель кладет игрушечных зверей в мешок. Ребенок вынимает игрушку по описанию или сам называет .
Игра «Сборные матрешки».
Цели: развивать умение различать верх и низ предмета, координировать мелкие движения кисти руки; обогащать словарный запас.
Игровой материал и наглядные пособия: двух- или трехместные матрешки с яркой раскраской.
Описание: воспитатель предлагает детям рассмотреть двух- или трехместных матрешек и объясняет, что их надо разобрать и правильно собрать: вложить меньшую в большую, соблюдая правильное положение (головкой вверх). Далее вместе с детьми рассмотреть матрешек и задать наводящие вопросы: «Покажите, где расположена голова у матрешки? Значит, это верхняя часть матрешки. А где же нижняя часть матрешки? Конечно, там, где кармашек на платье». И т. д.
Все описанные приемы и игры активно используются на занятиях по формированию элементарных математических представлений и развитию логического мышления в нашей группе. Но они настолько просты, что у родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала. Но это не только математическая тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Примеры практических заданий:...
"Логико-математические сюжетные игры для детей дошкольного возраста"
Методические рекомендации для педагогов...
Технологии, формы и средства логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста
Разработка и выбор технологий логико-математического развития детей зависит от того, что подлежит освоению, и от направления развития мыслительной деятельности ребёнка.В дошкольном возрасте ребё...
Консультация для воспитателей «Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста»
В данной консультации дефектолог знакомит воспитателей с современными технологиями логико-математического развития и обучения дошкольников....
Конспект занятия по логико-математическому и экономическому развитию детей дошкольного возраста с элементами сюжетно – ролевой игры «Магазин»
Цель: Развитие у воспитанников логического мышления.Задачи:Продолжать формировать мыслительные операции анализа и синтеза.Развивать воображение, сообразительность. Развивать умение кл...
Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста.
В современном мире умение логически мыслить, анализировать информацию и делать верные умозаключения является неотъемлемой частью жизни любого успешного человека и общества в целом. Работая воспитателе...
Консультация «Значение логико-математических игр для развития детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей...